Найти в Дзене
DigEd

Что такое трансдисциплинарные исследования?

Оглавление

Трансдисциплинарное полевое руководство Утрехтского университета

В этом полевом руководстве трансдисциплинарные исследования определяются как исследования, которые объединяют знания из различных академических дисциплин и с участием неакадемических заинтересованных сторон для решения социальных проблем. Они руководствуются принципом «научная строгость встречается с социальной значимостью».

Как и междисциплинарные исследования, трансдисциплинарные исследования производят знания, выходящие за рамки существующих дисциплин (например, Morton et al. 2015 и Tress et al. 2004). Часто они опираются на то, что можно назвать «междисциплинарными областями», которые являются гибридными областями, возникающими вокруг конкретных вопросов (см. Klein 2017), таких как наука об устойчивом развитии, и вносят в них свой вклад. Определение трансдисциплинарных исследований и их связь с другими концепциями остаются предметом оживленных дискуссий. Однако существует широкий консенсус в отношении необходимости ценить и интегрировать знания, полученные от неакадемических заинтересованных сторон. Это подразумевает «процессы взаимного обучения между наукой и обществом, (...) которые воплощают миссию науки с обществом, а не для общества» (Seidl et al. 2013). Для этого оно опирается на устоявшиеся методы получения «надежных знаний», но выходит за их рамки, чтобы генерировать «социально устойчивые знания» (Nowotny et al. 2003). Эта двойная ответственность делает трансдисциплинарные исследования одновременно увлекательными и сложными!

Схематическое изображение трансдисциплинарного исследования. Адаптировано из Morton et al. (2015), первоначально из Tress et al. (2005).
Схематическое изображение трансдисциплинарного исследования. Адаптировано из Morton et al. (2015), первоначально из Tress et al. (2005).

Как трансдисциплинарные исследования соотносятся с другими концепциями?

Их различия и пересечения с

  • Влиянием на общество
  • Валоризацией
  • Открытой наукой

Предупреждение 1: Эти определения являются спорными, и вы можете встретить различные точки зрения. Например, другое определение трансдисциплинарности направлено на выявление более высокого уровня синтеза или конвергенции знаний, выходящих за рамки дисциплинарных перспектив (например, Национальный исследовательский совет 2014). Мы не рассматриваем это определение здесь (оно рассматривается в Pohl 2011 и Klein 2013). Чтобы узнать больше об истории трансдисциплинарности, см. Vermeulen и Witjes (2020).

Предупреждение 2: Эти рисунки являются упрощенными. На практике между дисциплинами уже существует значительное сотрудничество и взаимообогащение (см. Jacobs 2013).

Предупреждение 3: Не переоценивайте консенсус! Разногласия и несогласия по поводу ценностей, целей и фактов не нужно устранять — скорее наоборот. Плюралистические подходы к трансдисциплинарности и совместному творчеству могут дать гораздо более устойчивые с социальной точки зрения результаты, чем те, которые пытаются устранить разногласия.

Вовлечение заинтересованных сторон часто имеет решающее значение для решения проблем, поскольку мы не можем понять или решить социальные проблемы без их знаний и действий. Кроме того, вероятность того, что заинтересованные стороны примут исследовательские идеи, выше, когда мы напрямую взаимодействуем с ними и со временем выстраиваем доверительные отношения. Существует долгая история практики участия и обширная академическая литература, которая придает строгость этому подходу.
Проф. д-р Джон Робинсон, приглашенный профессор по трансдисциплинарности

Вовлечение заинтересованных сторон в качестве соавторов знаний

Трансдисциплинарные исследования подразумевают значимое вовлечение заинтересованных сторон в весь процесс исследования, а не просто сбор данных, информирование заинтересованных сторон или оценку знаний после завершения исследования.

  • Это не просто коммуникация и информационно-просветительская деятельность – это не одностороннее информирование людей о ваших исследованиях через статьи в СМИ, интервью или презентации, и не просто предоставление рекомендаций в качестве эксперта.
  • Это не просто извлекательные исследования — это не процесс сбора данных об общественных деятелях посредством опросов, интервью, наблюдений и других методов.

Как коммуникация, так и сбор данных могут быть частью более интерактивного трансдисциплинарного процесса; однако трансдисциплинарный процесс в целом заключается в совместном производстве знаний с внешними участниками таким образом, который позволяет им формировать исследования и ценить свои знания.

Эксперты должны теперь расширять свои знания, не просто как продолжение того, что они знают в своей специализированной области, но и путем установления связей и попыток интегрировать то, что они знают, с тем, что другие хотят или должны знать и делать. Объединение многих различных аспектов знаний, вовлеченных в этот процесс, создает специфические комбинации с другими видами знаний, опыта и экспертизы.
Хельга Новотны (2003)

Предостережение 4: Как академические, так и неакадемические заинтересованные стороны имеют очень разные представления о том, что требует и дает совместная работа. Разъяснение этих ожиданий, урегулирование разногласий и укрепление доверия имеют решающее значение для построения успешного сотрудничества.

Место ТДИ в университете

В связи с растущим давлением на университеты с целью проведения влиятельных и социально значимых исследований может показаться, что трансдисциплинарные исследования конкурируют с традиционными, основанными на любознательности или дисциплинарными подходами (рисунок 1 ниже, а). Фактически, при финансировании исследований все большее внимание уделяется трансдисциплинарным исследованиям. Однако, как отмечает проф. д-р Джон Робинсон, трансдисциплинарные исследования не обязательно должны представлять угрозу для основных научных ценностей (b); они могут служить буферной зоной, которая защищает эти основные ценности и в то же время отвечает требованиям общества (c). Мы должны помнить, как пишет Новотны, что «надежные знания остаются незаменимым условием sine qua non того, что «наука работает» (2003, с. 155). По нашему пониманию, трансдисциплинарные исследования основываются на богатом наборе надежных дисциплинарных знаний и помогают посредничать между этими дисциплинами и потребностями общества, расширяя сферу деятельности университета.

Джон Робинсон, «Трансдисциплинарность: ограничения алфавита», презентация на семинаре «Пути к устойчивому развитию» по трансдисциплинарности, Утрехтский университет, 17 мая 2019 г.
Джон Робинсон, «Трансдисциплинарность: ограничения алфавита», презентация на семинаре «Пути к устойчивому развитию» по трансдисциплинарности, Утрехтский университет, 17 мая 2019 г.

Смена парадигмы в производстве знаний: связанные концепции

Трансдисциплинарные исследования являются частью более широких изменений в «ландшафте знаний» общества, в котором меняется роль науки и представления о том, как производятся и используются знания.

Трансдисциплинарная ориентация является важным аспектом различных парадигм производства знаний. Рассмотрим следующее определение: «Трансдисциплинарность относится к различным типам производства знаний для социальных изменений, которые основаны не только на интеграции знаний из разных дисциплин (междисциплинарность), но и на включении ценностей, знаний, ноу-хау и опыта из неакадемических источников» (Klein, 2010).

Эти характеристики — междисциплинарность, интегративность, рефлексивность, ориентированность на проблему, интерактивность и эмергентность, сотрудничество за пределами академического сообщества (Robinson, 2008) — также пересекаются с другими концепциями, с которыми вы, возможно, знакомы.

Другие термины, относящиеся к трансдисциплинарным подходам к решению проблем, включают:

  • участие в исследованиях,
  • управление интерфейсом,
  • междисциплинарность, ориентированная на проблему,
  • интерактивные социальные исследования,
  • трансформативная или партисипативная наука об устойчивом развитии.

Связанные концепции также включают постнормальную науку (Funtowitz и Ravetz 1993) и производство знаний в режиме 2 (Gibbons 1994, Nowotny et al. 2001). Существует пересечение с такими концепциями, как тройная, четверная и пятерная спираль и «совместное производство знаний», которые говорят о способах сотрудничества академического сообщества с другими социальными акторами в области инноваций. Кроме того, трансдисциплинарность можно рассматривать как один из многих подходов, действующих на стыке науки и политики.

В последнее время термин «совместное производство» набирает популярность в области исследований устойчивого развития и глобальных изменений (Van der Hel, 2016). Его можно определить как «итеративные и совместные процессы, включающие различные типы экспертных знаний, знаний и участников, с целью производства контекстно-специфических знаний и путей к устойчивому будущему» (Norström et al. 2020). Этот новый дискурс подчеркивает такие ключевые характеристики, как контекстуальность, плюрализм, целеориентированность и интерактивность. Однако этот термин также используется для обозначения того, как наука и общество совместно создают социальный порядок (Jasanoff, 2004).

Трансдисциплинарные исследования как область знания опираются на эти различные концепции и вносят вклад в их развитие, стремясь сделать эти процессы более целенаправленными и явными. Такие различные точки зрения создают богатую основу, на которой мы можем строить трансдисциплинарные исследования.

Трансдисциплинарные исследования, направленные на решение проблем

В контексте устойчивого развития трансдисциплинарные исследования, направленные на решение проблем, особенно актуальны. Речь идёт об исследованиях, непосредственно затрагивающих социальные вопросы, включая устойчивое развитие. Как отмечает профессор Арним Вик, это требует иного взгляда на цели совместно создаваемых нами знаний. Мы стремимся производить знания для различных целей (см. также Hirsch-Hadorn et al. 2008):

  • Расширение нашего понимания (что есть/будет) — системные знания
  • Указание направления (что является устойчивым) — целевые знания
  • Руководство действиями (как этого достичь) — трансформационные знания

Что означает ориентация на решение проблем для практики:

  • Столкновение со сложностью этих проблем
  • Учет разнообразия научных и общественных взглядов на проблемы
  • Производство практически применимых знаний
  • Сближение научного и общественного понимания проблемы
  • Разработка результатов, которые являются как академическими, так и функциональными

Подробнее: На практике: Трансдисциплинарные исследования, Методы и Ресурсы

Разнообразие экспериментальных подходов играет центральную роль в этом виде трансдисциплинарных исследований. Это включает в себя как эксперименты с проблемами устойчивого развития (обычно аналитические, описательные и объяснительные), так и эксперименты с решениями в области устойчивого развития (обычно синтетические, предписывающие и процедурные) (см. Caniglia et al. 2017).

Предостережение 5: Трансдисциплинарным исследователям следует проявлять скромность при подходе к проблемам и не предполагать, что они «точно знают, в чём проблема», что препятствует открытию других точек зрения [см. Mindset & Skills].

Предостережение 6: Трансдисциплинарные исследования, представленные здесь, в значительной степени опираются на теории, разработанные в контексте богатых западноевропейских стран и для них. Ван Бреда и Суиллинг (2019) утверждают, что эти методологии «нельзя просто скопировать и перенести» в контекст развивающихся стран. Вместо этого они предлагают «новый дизайн трансдисциплинарного исследования».

Сравнение терминов: трансдисциплинарность, валоризация и воздействие на общество

Как термины «валоризация» или «воздействие на общество» соотносятся с трансдисциплинарностью?

Валоризация включает в себя любой процесс создания ценности на основе знаний, который делает эти знания пригодными для использования в обществе. Это включает в себя множество различных форм, в том числе научную коммуникацию и косвенный контакт с «конечными пользователями» [см. Обзор валоризации].

Трансдисциплинарные исследования являются частью валоризации, но, в частности, представляют собой форму исследований, в которых непосредственно участвуют внешние заинтересованные стороны.

Воздействие на общество является конечной целью трансдисциплинарных исследований, направленных на содействие развитию общества и решению стоящих перед ним задач.

  • Создание и применение знаний совместно с заинтересованными сторонами и сотрудничество могут привести к инновационным решениям с более надежными и социально желательными результатами.

Также растут возможности для проведения высококачественных исследований благодаря взаимодействию с представителями неакадемических кругов, обладающими ключевыми знаниями о социальных проблемах.

  • Решение проблем и удовлетворение потребностей общества посредством исследований выигрывает от знаний внешних заинтересованных сторон, обладающих ценными знаниями и возможностями для их реализации.
  • Изучение понимания и знаний заинтересованных сторон по тому или иному вопросу может обогатить исследования и привести их в неизведанные области.
  • Все чаще финансирующие организации требуют, чтобы исследовательские проекты привлекали социальных акторов в качестве партнеров в исследовательских предложениях [См. призыв к подаче предложений по программе «Горизонт 2020»].
  • Стандартный протокол оценки для оценки исследований также подчеркивает социальное воздействие.

Источник