Найти в Дзене
НПК АВТОПРИБОР

Как не сжечь «сцепу» на бездорожье? Автоинженеры рассказали, чем усиленное сцепление для Нивы Тревел и Нивы Легенд 2025 отличается от обычно

В отличие от дорогостоящих паркетников, самый дешевый внедорожник в мире – российская «Нива» проедет почти по любой сельской или лесной дороге и даже по болотистой вязкой почве (не передом, так задом). Однако перемещение в стиле «настоящий оффроуд» неизбежно влечет за собой повышенные нагрузки на сцепление автомобиля. Как продлить срок его службы? Есть два инструмента: модернизация конструкции «сцепы» под езду по бездорожью и правильное поведение водителя в сложных ситуациях. Об этом поговорим в данном материале. Настоящий «жесткач» для нового российского внедорожника Одним из главных событий Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который прошел 18-21 июня 2025 г. в Северной столице, стала презентация обновленной версии модели АвтоВАЗа – LADA NIVA Travel (Нива Тревел). Внедорожник, популярный среди российских дачников, рыболовов, охотников и любителей оффроуда, получил новый 1,8-литровый 8-клапанный мотор мощностью 90 л.с. с увеличенной тягой на низких оборотах, мо
LADA Niva – без преувеличения бренд-легенда. Мало какая модель автомобиля может похвастать тем, что не сходит с конвейера более 40 лет. Вдобавок этот отечественный внедорожник активно поставлялся в различные страны мира. Например, его можно увидеть во франко-швейцарском триллере 2013 г. – «Любовь – это идеальное преступление». На «Ниве» там рассекает главный герой – профессор литературы в Лозаннском университете.
LADA Niva – без преувеличения бренд-легенда. Мало какая модель автомобиля может похвастать тем, что не сходит с конвейера более 40 лет. Вдобавок этот отечественный внедорожник активно поставлялся в различные страны мира. Например, его можно увидеть во франко-швейцарском триллере 2013 г. – «Любовь – это идеальное преступление». На «Ниве» там рассекает главный герой – профессор литературы в Лозаннском университете.

В отличие от дорогостоящих паркетников, самый дешевый внедорожник в мире – российская «Нива» проедет почти по любой сельской или лесной дороге и даже по болотистой вязкой почве (не передом, так задом). Однако перемещение в стиле «настоящий оффроуд» неизбежно влечет за собой повышенные нагрузки на сцепление автомобиля. Как продлить срок его службы? Есть два инструмента: модернизация конструкции «сцепы» под езду по бездорожью и правильное поведение водителя в сложных ситуациях. Об этом поговорим в данном материале.

LADA Niva Legend на большом автомобильном фестивале «ПроДвижение» на ВДНХ в Москве в августе 2025 г. Дизайн и компоновка автомобиля хорошо известны во многих странах мира: короткие свесы улучшают проходимость на пересеченной местности, компактный кузов удобен и в городе, и в лесу, а скругленные линии капота, дверей и колесных арок – классическое решение, актуальное везде и всегда. В последние годы классическая модель претерпела небольшие модернизации, получив новые сиденья, панель приборов, обивки стоек и крыши.
LADA Niva Legend на большом автомобильном фестивале «ПроДвижение» на ВДНХ в Москве в августе 2025 г. Дизайн и компоновка автомобиля хорошо известны во многих странах мира: короткие свесы улучшают проходимость на пересеченной местности, компактный кузов удобен и в городе, и в лесу, а скругленные линии капота, дверей и колесных арок – классическое решение, актуальное везде и всегда. В последние годы классическая модель претерпела небольшие модернизации, получив новые сиденья, панель приборов, обивки стоек и крыши.

Настоящий «жесткач» для нового российского внедорожника

Одним из главных событий Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который прошел 18-21 июня 2025 г. в Северной столице, стала презентация обновленной версии модели АвтоВАЗа – LADA NIVA Travel (Нива Тревел). Внедорожник, популярный среди российских дачников, рыболовов, охотников и любителей оффроуда, получил новый 1,8-литровый 8-клапанный мотор мощностью 90 л.с. с увеличенной тягой на низких оборотах, модернизированную коробку передач, обновленную трансмиссию, новую переднюю подвеску, новые светодиодные фары, оригинальный передний бампер, более эффективные тормоза, легкосплавные колесные диски и пр.

LADA Niva Legend на большом автомобильном фестивале «ПроДвижение» на ВДНХ в Москве в августе 2025 г. Летом 2025 г. АвтоВАЗ выпустил пробные машины этой модели с новым двигателем 1.8, модернизированной трансмиссией и подвеской. Серийное производство запланировано на 2026 г.
LADA Niva Legend на большом автомобильном фестивале «ПроДвижение» на ВДНХ в Москве в августе 2025 г. Летом 2025 г. АвтоВАЗ выпустил пробные машины этой модели с новым двигателем 1.8, модернизированной трансмиссией и подвеской. Серийное производство запланировано на 2026 г.

Ожидается, что с 2026 г. эти обновления после их «обкатки» распространятся и на классическую модель – LADA NIVA Legend (ВАЗ-2121 Нива Легенд). Хорошая новость, ведь не секрет, что многие «нивоводы» жалуются на недостаточную мощность ее двигателя. Летом 2025 г. АвтоВАЗ выпустил 3 пробные машины этой модели с новым двигателем 1.8, модернизированной трансмиссией и подвеской. Серийное производство обновленной версии запланировано на 2026 г.

LADA Niva Sport T2 на большом автомобильном фестивале «ПроДвижение» на ВДНХ в Москве в августе 2025 г. Модель создана для участия в соревнованиях класса Т2. Это оффроуд-ралли по пересеченной местности (также ралли-рейды), в которых участвуют серийные автомобили.
LADA Niva Sport T2 на большом автомобильном фестивале «ПроДвижение» на ВДНХ в Москве в августе 2025 г. Модель создана для участия в соревнованиях класса Т2. Это оффроуд-ралли по пересеченной местности (также ралли-рейды), в которых участвуют серийные автомобили.

Среди важнейших изменений LADA NIVA Travel в рестайлинге 2025 г. – модернизация комплектов сцепления, включая механический выжимной подшипник, одномассовый маховик и корзину сцепления. Комплекты производит завод силовых агрегатов (ЗСА) в г. Тольятти. Продукция поставляется на конвейеры автопроизводителей популярных российских марок, а также на вторичный рынок. С 2024 г. ЗСА работает в составе НПК АВТОПРИБОР.

LADA Niva Sport T2 на большом автомобильном фестивале «ПроДвижение» на ВДНХ в Москве в августе 2025 г. В 2024 г. эта модель выиграла ралли-марафон «Шелковый путь» в категории Open. Гонка протяженностью 5500 км проходила по России и Монголии. Данный автомобиль – из коллекции команды LADA Sport.
LADA Niva Sport T2 на большом автомобильном фестивале «ПроДвижение» на ВДНХ в Москве в августе 2025 г. В 2024 г. эта модель выиграла ралли-марафон «Шелковый путь» в категории Open. Гонка протяженностью 5500 км проходила по России и Монголии. Данный автомобиль – из коллекции команды LADA Sport.

Специфика внедорожной езды и требования к сцеплению

Чтобы понять, какое сцепление нужно «Ниве», разберем нагрузки, которые оно испытывает на бездорожье:

LADA Niva Travel в рестайлинге 2025 г. на большом автомобильном фестивале «ПроДвижение» на ВДНХ в Москве в августе 2025 г.
LADA Niva Travel в рестайлинге 2025 г. на большом автомобильном фестивале «ПроДвижение» на ВДНХ в Москве в августе 2025 г.

Работа «внатяг» и «раскачка». При движении по глубокой грязи, снегу или песку водитель часто поддерживает высокие обороты двигателя при низкой скорости колес, работая педалью сцепления. Это приводит к длительному пробуксовыванию диска, интенсивному нагреву и износу фрикционных накладок.

Пиковые нагрузки. Преодоление крутых подъемов или выезд из колеи создают огромный крутящий момент, который должно передать сцепление. Слабое сцепление начнет пробуксовывать, что ведет к потере тяги в самый неподходящий момент.

Резкие динамические удары. При контакте колес с камнями, корнями или при резком «зацепе» на рыхлом грунте трансмиссия испытывает ударные нагрузки. Демпферные пружины ведомого диска должны эффективно их гасить, чтобы защитить коробку передач и раздатку.

Влага и абразивы. Преодоление бродов и грязевых ванн чревато попаданием воды, песка и грязи в картер сцепления. Это приводит к коррозии, абразивному износу и потере фрикционных свойств накладок.

LADA Niva Travel в рестайлинге 2025 г. на большом автомобильном фестивале «ПроДвижение» на ВДНХ в Москве в августе 2025 г. Впервые модель была представлена общественности в июне этого же года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Машина получила обновленный дизайн передней части, новый двигатель с улучшенными характеристиками тяги, мощности и эластичности. Переработаны передняя и задняя подвески, установлены задние дисковые тормозные механизмы.
LADA Niva Travel в рестайлинге 2025 г. на большом автомобильном фестивале «ПроДвижение» на ВДНХ в Москве в августе 2025 г. Впервые модель была представлена общественности в июне этого же года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Машина получила обновленный дизайн передней части, новый двигатель с улучшенными характеристиками тяги, мощности и эластичности. Переработаны передняя и задняя подвески, установлены задние дисковые тормозные механизмы.

Эти критические нагрузки определяют ключевые требования к сцеплению для оффроуда:

Повышенная термостойкость. Способность выдерживать перегрев без «поплывших» накладок и потери коэффициента трения.

Увеличенный передаваемый крутящий момент.Способность передавать большее усилие без пробуксовки, особенно на автомобилях с доработанным двигателем или колесами увеличенного диаметра.

Износостойкость. Долгий срок службы фрикционных накладок и корзины в экстремальных условиях.

Информативность и плавность. Сцепление не должно быть «дубовым» или слишком резким. Важен точный контроль над моментом смыкания дисков для аккуратного маневрирования на сложном рельефе.

Надежность демпферного механизма. Мощные пружины на ведомом диске для защиты трансмиссии.

LADA Niva Т3 на большом автомобильном фестивале «ПроДвижение» на ВДНХ в Москве в августе 2025 г. Группа Т3 объединяет легкие прототипы для гонок по пересеченной местности.
LADA Niva Т3 на большом автомобильном фестивале «ПроДвижение» на ВДНХ в Москве в августе 2025 г. Группа Т3 объединяет легкие прототипы для гонок по пересеченной местности.

Поэтому сцепление автомобиля для внедорожной езды должно иметь ряд конструктивных и эксплуатационных особенностей, особенно на фоне имеющегося у классической «Нивы» соотношения «мощность двигателя – масса автомобиля». Для «жесткого» оффроуда часто не подходит штатный комплект сцепления, рассчитаный на компромисс между городской ездой и легким бездорожьем. Такие варианты обеспечивают больший комфорт на асфальте, но их ресурс при регулярных оффроуд-выездах ограничен.

Данный гоночный внедорожник, который участвовал в супермарафоне «Париж – Москва – Улан-Батор – Пекин» в классе спортпрототипов в 1995 г. Тогда два экипажа заняли в гонке 2-е и 3-е места в своем классе. Кузов этой модели имеет стальной каркас, усилен в местах крепления трансмиссии, двигателя и подвески. Все тормоза дисковые, амортизаторы сдвоенные. Пористый резиновый бак рассчитан на 250 л топлива.
Данный гоночный внедорожник, который участвовал в супермарафоне «Париж – Москва – Улан-Батор – Пекин» в классе спортпрототипов в 1995 г. Тогда два экипажа заняли в гонке 2-е и 3-е места в своем классе. Кузов этой модели имеет стальной каркас, усилен в местах крепления трансмиссии, двигателя и подвески. Все тормоза дисковые, амортизаторы сдвоенные. Пористый резиновый бак рассчитан на 250 л топлива.

Для настоящего внедорожного сцепления характерны следующие особенности:

● нажимные пружины и корзина сцепления мощнее обычных,

● рабочая площадь контакта увеличена за счет использования двух и более дисков,

● фрикционные накладки ведомого диска изготавливаются из материалов с высокой термостойкостью и повышенной износостойкостью,

● корзина сцепления и фрикционные элементы обладают увеличенной энергоемкостью,

● усилие на педали сцепления больше.

LADA Niva ВАЗ-23235 на большом автомобильном фестивале «ПроДвижение» на ВДНХ в Москве в августе 2025 г. Пикап был разработан в составе семейства кузовов «Нивы», в которое также вошли базовый 5-дверный универсал и фургон ВАЗ-2723, однако не пошел в серию.
LADA Niva ВАЗ-23235 на большом автомобильном фестивале «ПроДвижение» на ВДНХ в Москве в августе 2025 г. Пикап был разработан в составе семейства кузовов «Нивы», в которое также вошли базовый 5-дверный универсал и фургон ВАЗ-2723, однако не пошел в серию.

Поэтому уже много лет как «умельцы в гаражах» специально тюнингуют тольяттинские сцепления, чтобы приспособить их для оффроуда. Например, используют более жесткую диафрагменную пружину, которая создает большее усилие прижима ведомого диска.

Такая доработка делает сцепление более устойчивым к борьбе с пробуксовкой и дает ему больше стойкости к перегреву на машине с колесами увеличенного диаметра (29-31 дюйм) или форсированным мотором. Даже если фрикционные накладки немного перегреются и их коэффициент трения упадет, возросшая сила прижима не даст сцеплению легко сорваться в пробуксовку. При этом педаль сцепления становится немного жестче, что добавляет водителю «обратной связи» от машины.

Автодом Helix на шасси пикапа ВИС 234600 на базе «Нивы», доработанной для бездорожья и для тяжелых условий эксплуатации. Источник фото: dzen.ru/mryabinin.
Автодом Helix на шасси пикапа ВИС 234600 на базе «Нивы», доработанной для бездорожья и для тяжелых условий эксплуатации. Источник фото: dzen.ru/mryabinin.

Некоторые мастера собирают комплекты сцепления, комбинируя самые надежные детали (корзину, ведомый диск, выжимной подшипник) от разных производителей. Так, усиленная диафрагменная пружина вкупе с увеличенным диаметром диска позволяют повысить запас крутящего момента по сравнению со стандартными комплектами. Кто-то даже способен переделать стандартный ведомый диск, используя фрикционный материал с добавлением кевларовых нитей или медной стружки, что дополнительно повышает термостойкость.

Автокемпер Helix имеет двигатель 1.7, модернизированный в Тольятти. Такие машины производились на экспорт для Германии. 3 экземпляра остались в России и были проданы российским владельцам. Источник фото: dzen.ru/mryabinin.
Автокемпер Helix имеет двигатель 1.7, модернизированный в Тольятти. Такие машины производились на экспорт для Германии. 3 экземпляра остались в России и были проданы российским владельцам. Источник фото: dzen.ru/mryabinin.

С 2025 г. потребность во всех этих ухищрениях отпала, так как доработанные комплекты уже в готовом виде сходят с производственных линий Завода силовых агрегатов. Усиленный комплект сцепления бренда AVTOPRIBOR LADA 4x4 Sport для Нивы Тревел и Легенд поставляется на конвейер АвтоВАЗа с апреля текущего года. Он был специально разработан для экстремальных условий эксплуатации автомобилей LADA 4x4 и LADA Niva Travel 1.8 (дв. 11184).

Данный автомобиль выкупил автоблогер Михаил Рябинин, после чего автодом был доработан на предприятии «Автокемпер Пром» в Коломне. В конце лета 2025 г. владелец выставил машину на продажу за 4 млн рублей. Источник фото: dzen.ru/mryabinin.
Данный автомобиль выкупил автоблогер Михаил Рябинин, после чего автодом был доработан на предприятии «Автокемпер Пром» в Коломне. В конце лета 2025 г. владелец выставил машину на продажу за 4 млн рублей. Источник фото: dzen.ru/mryabinin.

Ключевые отличия усиленного комплекта сцепления 832561AVT от классического

· Повышенная нагрузочная способность

Комплект рассчитан на форсированные двигатели с крутящим моментом до 170 Н·м (против базовых 129 Н·м) за счет увеличенной зажимной нагрузки нажимного диска.

· Защита трансмиссии

Повышенная жесткость демпфера ведомого диска эффективно гасит вибрации и предохраняет трансмиссию от ударных нагрузок.

· Долговечность

Увеличенная толщина фрикционных накладок обеспечивает высокую износостойкость и устойчивость к перегреву.

Как визуально отличить усиленный комплект сцепления LADA 4х4 Sport от классического аналога по особенностям ведомого и нажимного дисков.
Как визуально отличить усиленный комплект сцепления LADA 4х4 Sport от классического аналога по особенностям ведомого и нажимного дисков.

· Важная информация для монтажа

При установке комплекта LADA 4x4 Sport возможно незначительное увеличение усилия на педали сцепления. Комплект 826474AVT может быть полностью заменен на 832561AVT.

Как визуально отличить усиленный комплект сцепления LADA 4х4 Sport от классического аналога по особенностям ведомого и нажимного дисков.
Как визуально отличить усиленный комплект сцепления LADA 4х4 Sport от классического аналога по особенностям ведомого и нажимного дисков.

Практические советы по вождению при езде оффроуд

Чтобы эффективно и безопасно ездить по бездорожью на Ниве Легенд или Тревел, минимизируя износ сцепления, важно правильно использовать возможности трансмиссии. Основной принцип – максимальное использование крутящего момента двигателя на низких оборотах, а не мощности на высоких.

Классическая «Нива» — «трехдверка» ВАЗ-2121 не одно десятилетие крайне популярна во всех регионах России, от Дальнего Востока до Калининградской области, особенно среди охотников, рыбаков и грибников.
Классическая «Нива» — «трехдверка» ВАЗ-2121 не одно десятилетие крайне популярна во всех регионах России, от Дальнего Востока до Калининградской области, особенно среди охотников, рыбаков и грибников.

Подготовка к бездорожью

Перед съездом с дороги на сложный участок желательно заранее подготовить автомобиль. Все манипуляции с раздаточной коробкой производятся на стоящем автомобиле с выжатым сцеплением и коробкой передач в нейтральном положении.

5-дверный универсал ВАЗ-2123 отличается большими габаритами и вместимостью, чем «трехдверка», однако традиционно считается, что его проходимость по бездорожью значительно ниже. Любители оффроуда с повышенными требованиями к комфорту и вместимости машины обычно отдают предпочтение LADA Niva Travel.
5-дверный универсал ВАЗ-2123 отличается большими габаритами и вместимостью, чем «трехдверка», однако традиционно считается, что его проходимость по бездорожью значительно ниже. Любители оффроуда с повышенными требованиями к комфорту и вместимости машины обычно отдают предпочтение LADA Niva Travel.

Включите пониженную передачу. Переведите больший рычаг раздаточной коробки в положение «L» (Low). Это увеличит крутящий момент на колесах, позволяя двигаться очень медленно, но с большой тягой. Именно этот режим является ключевым для сохранения сцепления.

Заблокируйте межосевой дифференциал. Переведите малый рычаг раздаточной коробки в положение «Lock» (вперед). Это обеспечит жесткую связь между передней и задней осями, заставляя их вращаться с одинаковой скоростью. Блокировка предотвращает пробуксовку одного из мостов, когда колеса на другом теряют сцепление.

Техники преодоления бездорожья с минимальной нагрузкой на сцепление

Главная задача – двигаться с полностью отпущенной педалью сцепления, используя тягу двигателя на низких оборотах.

Движение «внатяг». На первой пониженной передаче «Нива» способна двигаться со скоростью пешехода (3–5 км/ч) на холостых или чуть выше холостых оборотах. В этом режиме автомобиль преодолевает большинство неровностей, ям и подъемов без необходимости «играть» сцеплением. Вы отпускаете сцепление и немного корректируете скорость педалью газа.

Преодоление препятствий. Подъезжайте к препятствиям (бревнам, камням, крутым подъемам) медленно, на первой пониженной передаче. Позвольте колесу упереться в препятствие, а затем плавно добавьте газ. Мощная тяга на низких оборотах позволит колесу «заползти» на преграду. Не пытайтесь преодолевать препятствия с разгона на высоких оборотах, это создает ударные нагрузки на трансмиссию и требует пробуксовки сцепления.

Старт на подъеме. Чтобы не откатиться назад и не сжечь сцепление, используйте стояночный тормоз. Затяните «ручник», включите первую пониженную передачу, плавно отпускайте сцепление до момента, когда почувствуете, что автомобиль начинает тянуть вперед, и одновременно снимите машину со стояночного тормоза, мягко добавляя газ.

Избегайте ненужных переключений. Выбрав подходящую передачу (чаще всего первую или вторую пониженную), старайтесь пройти весь сложный участок на ней. Каждое переключение на бездорожье потенциально требует пробуксовки сцепления.

Метод раскачки при застревании. Если автомобиль все же застрял, не пытайтесь выбраться, долго буксуя сцеплением на одной передаче. Вместо этого используйте метод раскачки: быстро и с минимальной пробуксовкой сцепления переключайтесь с первой передачи на заднюю и обратно, создавая инерцию, которая поможет выехать из грязи или снега.

«Нивы» в деле. Именно за неприхотливость и «неубиваемость» в самых тяжелых условиях эксплуатации это семейство отечественных внедорожников так ценится среди охотников и рыбаков.
«Нивы» в деле. Именно за неприхотливость и «неубиваемость» в самых тяжелых условиях эксплуатации это семейство отечественных внедорожников так ценится среди охотников и рыбаков.

Частые ошибки, которых следует избегать

Преодоление бездорожья на повышенной передаче.Это главная ошибка, которая заставляет водителя постоянно использовать сцепление для контроля скорости и приводит к его перегреву и быстрому износу.

Привычка держать ногу на педали сцепления. Даже легкое нажатие приводит к пробуксовке и износу выжимного подшипника.

Попытка проехать сложный участок «ходом».Высокая скорость на бездорожье опасна и часто приводит к застреванию там, где можно было бы медленно проехать «внатяг».

Невероятный гибрид, который тем не менее существует, – LADA Tarzan. Внедорожник с кузовом «Самары», но на агрегатах «Нивы». Был разработан совместно с дизайн-ателье Decon, выпускался фирмой «Лада-Консул» в 3- и 5-дверном вариантах. Кузов от ВАЗ-2108 или ВАЗ-2109 устанавливали на оригинальную сварную раму, а двигатель 1.7 и трансмиссию с раздаточной коробкой без изменений взяли у ВАЗ-21213. На некоторые машины ставили двигатель 1.9 Peugeot. На обеих осях использована передняя двухрычажка от «Нивы». В 1997-2003 гг. было выпущено около 2500 таких гибридов.
Невероятный гибрид, который тем не менее существует, – LADA Tarzan. Внедорожник с кузовом «Самары», но на агрегатах «Нивы». Был разработан совместно с дизайн-ателье Decon, выпускался фирмой «Лада-Консул» в 3- и 5-дверном вариантах. Кузов от ВАЗ-2108 или ВАЗ-2109 устанавливали на оригинальную сварную раму, а двигатель 1.7 и трансмиссию с раздаточной коробкой без изменений взяли у ВАЗ-21213. На некоторые машины ставили двигатель 1.9 Peugeot. На обеих осях использована передняя двухрычажка от «Нивы». В 1997-2003 гг. было выпущено около 2500 таких гибридов.

Главные рекомендации:

● Всегда используйте пониженную передачу: Лучший способ сберечь любое сцепление на бездорожье – максимально использовать понижающий ряд раздаточной коробки.

● Правильная «прикатка». После установки нового сцепления избегайте резких стартов и пробуксовок первые 300-500 км, чтобы поверхности притерлись друг к другу.

Матрица применяемости сцепления ТМ AVTOPRIBOR на автомобилях LADA.
Матрица применяемости сцепления ТМ AVTOPRIBOR на автомобилях LADA.

Помните: ключ к успешной езде на «Ниве» на бездорожье – грамотное использование ее трансмиссии. Пониженная передача и блокировка дифференциала – главные инструменты, позволяющие сохранить сцепление и уверенно двигаться там, где заканчивается дорога.

Подробней об отличиях усиленного комплекта сцепления AVTOPRIBOR для езды по бездорожью от классического аналога читайте здесь: https://t.me/avtopribor_parts/6/48. Чтобы быть в курсе наших новостей, также вступайте в наше Телеграм-сообщество: https://t.me/avtopribor_parts.

В статье использованы фото из открытых источников, а также собственные фото НПК АВТОПРИБОР.

Также читайте на нашем канале историю автомобильного сцепления:

Часть I и Часть II.