Мы привыкли считать судебный зал местом сухого закона и незыблемых фактов. Но французский художник Оноре Домье (1808–1879), великий сатирик своего времени, видел его иначе. Он видел сцену, где истина соревнуется с риторикой, а правосудие — это, прежде всего, спектакль, исполняемый несовершенными людьми. Его работа «Уголовное дело» (ок. 1865 г.) — это не просто рисунок, это мгновенный, пронзительный анализ всей юридической системы Второй Империи. Домье превращает гравюру в мрачную театральную декорацию. Взгляните на главных действующих лиц: Над ними давит пустота — огромное, табачно-коричневое пространство, которое ощущается как невыносимый груз самого приговора. Мастерство Домье проявляется в его каллиграфических контурах и умении высекать свет из тьмы с помощью пары решительных плоскостей. Он использует технику жидких мазков (supple washes), чтобы моделировать лица и передать атмосферу, а не просто контур. Второстепенные, но решающие детали: Рисунок «Уголовное дело» является частью бо