Надоедание — это не просто каприз, а встроенный механизм мозга. С точки зрения нейробиологии, всё упирается в так называемую адаптацию вознаграждения. Когда мы сталкиваемся с чем-то новым — например, с песней, от которой «прёт» — мозг вырабатывает дофамин. Но как только стимул становится привычным, уровень дофамина снижается, потому что исчезает элемент неожиданности (Schultz, 1997, Predictive Reward Signal of Dopamine Neurons). Есть и другой эффект — mere exposure, или «эффект простого воздействия»: чем чаще мы сталкиваемся с чем-то, тем больше оно нам нравится… но только до определённого момента (Zajonc, 1968, Attitudinal Effects of Mere Exposure). Именно поэтому мы можем слушать один и тот же трек десятки раз подряд, и он не надоедает — пока не наступает насыщение. После этого кривая удовольствия начинает идти вниз. Учёные пытались измерить, когда именно песня «приедается». Так, в исследовании (Montoya et al., 2017, Repetition and Liking for Music) выяснилось, что повторное прослуши