Я продолжаю цикл статей о школьных проектах.
Сегодня хочу осветить важный момент, который часто висит в воздухе.
Родители и учителя часто не понимают, какую именно помощь и в каком объеме нужно оказывать школьнику при выполнении проекта.
Вот задали ребёнку проект.
Что делать? С чего начать? Часто на эти вопросы не может дать вразумительный ответ даже руководитель проекта.
О разделении труда
Я уже писал ранее, что в рамках школы полноценный, 100% самостоятельный проект ученик не способен выполнить - у него нет ни опыта, ни достаточных знаний, ни исследовательского стиля мышления.
При чём надо учитывать и возрастные особенности учеников - проекты в 4 классе это совершенно не та работа, как проекты в 10 классе.
Основные мои рекомендации всегда были такими: ученик не способен выполнить проект целиком, но он может выполнить некоторую работу, которая будет частью (основной) этого проекта.
Соответственно, работу надо разделить. Что-то должен взять руководитель проекта, а кое-что нужно отдать ученику.
О возрастных особенностях
В качестве этого раздела я приведу свой же комментарий к одной из статей:
проекты и в детском саду не рано. Что значит "нафига"? Я же в своих статьях русским по белому пишу - развивать исследовательский стиль мышления. То, чего капец как не хватает взрослым во взрослой жизни. Это же не единственная статья. У меня их много - целая подборка. В статье ссылка имеется.
Но я же и пишу, что от второклассника ждать статьи в ВАКовский журнал - довольно самонадеяно. Прямо вот всё по полочкам разложил.
Надо Вам в 4 классе сделать проект - дайте ребёнку аквариум с водой, мыло и деревянный брусок. Пусть словами как может опишет, как помазанный с одной стороны мылом брусок рассекает по поверхности, как водный мотоцикл. А всё остальное сделайте сами - описание, оформление и блаблабла. Этого для 4 класса выше крыши - и польза, и разминка.
В 8 классе надо? Дайте тот же аквариум, тот же брусок, но уже не мыло, а парафин. Пусть ребёнок не просто прижмёт ко дну брусок, намазанный парафином, а найдёт в литературе, почему он не всплывёт, и какую роль играет парафин. Потом пусть запишет это в шаблонку "цель-задачи-методика-ход работы-результат-вывод. Остальное сделайте сами.
Надо в 10 классе? Дайте опять аквариум, лазерную указку, пусть наблюдает полное внутреннее отражение, рассчитывает предельный угол и всё такое. И отчёт пусть сам готовит. А ВЫ уже проследите, чтобы выдерживал научный стиль, ссылки правильно оформил, отступы-подступы всякие, 16й шрифт таймс. Объясните человеку, как погрешности считать, формулу дайте. Пусть считает.
Ну понятно же, что для своего возраста надо свои ЗАДАНИЯ для ребёнка давать. А то ведь тоже - "как-то защитил, как не знаю". Головы в песок все позасовывали, и отуда ругаем - какие плохие дяди в министерстве, чушь всякую дают, которую мы не знаем.
В конце концов, кому надо то, чтобы ребёнок вырос человеком, который в задаче разбирается и выполняет её, а не отписки и саботаж устраивает?
А дальше я предлагаю немного более развёрнутые тезисы о возрастных подходах к проектам.
Младшая возрастная группа (1-4 класс)
Итак, в начальной школе нам задали "проект".
Это самый первый шаг осмысленного исследования для ребёнка. До сих пор он занимался только спонтанными наблюдениями и исследованиями. Например, поджигал любимые мамины занавески и смотрел, что из этого получится. Это были не целенаправленные исследования.
Тут надо сделать маленькую ремарку. Родители (или просто старшие для ребёнка), которые понимают идею исследования как такового, могли раньше ненавязчиво подталкивать и провоцировать ребёнка на исследования, и у него уже заложены основы исследовательской деятельности. Но чаще всего, родителями исследовательская деятельность не просто не развивается, а целенаправленно запрещается и глушится. Думаю, я скоро подготовлю статью о том, как этого избежать.
Абсолютно глупо со стороны взрослого ожидать, что ребёнок всё сделает сам, если ему сказать "иди делай уже".
Ребёнку в начальной школе нужно подготовить абсолютно всё. От объектов исследования и пошаговой инструкции работы до конечной презентации и текстового отчёта.
Это должен готовить взрослый - человек, который занимается с ребёнком проектом. Если это учитель, то у него уже может быть пара дюжин заготовок. Если это родитель, то готовить всё это надо ненавязчиво и желательно (но не обязательно!) в присутствии ребёнка.
Возьмём пример с аквариумом, который я предложил в комментарии.
Что делает взрослый
Взрослый придумывает идею - "моторная" лодка из мыла и картона (бруска). Взрослый достаёт аквариум/ванну, взрослый наливает воду, взрослый приводит ребёнка к воде, взрослый даёт ему в руки мыло и картонную/деревянную лодочку. Взрослый же может капнуть/намазать мыло (если это 1-2 класс), или дать ребёнку самому это сделать (3-4 классы).
Пока происходит всё действо, взрослый стоит с фотоаппаратом (телефон сойдёт), и снимает весь процесс.
После практической части взрослый усаживает ребёнка за стол/парту, даёт ему ручку, бумагу. Взрослый подготавливает презентацию и отчёт, куда включает текст, который писал ребёнок дословно (с сохранением орфографии и пунктуации). Включает обработанные им же фото и видео.
Взрослый прослушивает репетицию "защиты". По сути это просто развёрнутый ответ на вопрос "что я увидел?"
Что делает ученик
Напоминаю - это первый опыт ребёнка, поэтому его деятельность должна быть минимальна. Он смотрит, что происходит - раз. Записывает это своими словами без диктовки - два. (Допустимо слегка редактировать текст ребёнка, но обязательно его словами).
Всё. Больше ученик ничего не делает.
Сознательно - ничего.
Но попутно происходит куча бессознательной работы. Которую пока акцентировать и как-то визуализировать не требуется.
Важно не перегружать ребёнка сложными вещами типа "поверхностное натяжение" "жирные кислоты" "поверхностно-активные вещества".
Это не исследование в чистом виде. Это всего лишь целенаправленное наблюдение. Без необходимости научного объяснения.
И да, цель не всегда должна осознаваться ребёнком в полной мере (но взрослым должны осознаваться даже скрытые цели). Это не требуется, потому что вся подготовка на плечах взрослого.
Средняя возрастная группа (5-8 классы)
Теперь мы доучились до среднего уровня, и нам снова задали проект.
В возрасте 10-15 лет ученик уже способен на полноценное, хотя и минимальное исследование.
У ребёнка этой группы уже есть некоторый опыт исследований - это и исследование-наблюдение, которое мы рассмотрели выше, и даже( в какой-то степени) научное объяснение наблюдаемых явлений. Хотя бы в теории.
Кроме того, и чисто технические возможности у ребёнка уже гораздо выше - он уже может что-то печатать на компьютере, что-то сфотографировать сам, сам обработать фотографии и видео.
Тем не менее, разделение труда необходимо и здесь.
Поясню на примере из комментария - деревянный брусок на дне аквариума.
Что делает взрослый
Взрослый начинает с того, что полностью строит план исследования. От идеи до финального объяснения. Взрослый же подготавливает все материалы и оборудование. В нашем случае это аквариум, брусок, парафин. Будет не лишним провести эксперимент без присутствия ребёнка, чтобы хотя бы убедиться в его "похожести на истину". (Эксперимент не обязательно должен получиться на 100%, но какая-то часть должна пойти по плану).
Взрослый же должен организовать деятельность ребёнка. Не обязательно тут уже давать ему всё в руки и усаживать за стол, но хотя бы моральную поддержку обеспечить необходимо. (Зависит от степени самостоятельности конкретного ученика).
На завершающем этапе взрослый должен предоставить ребёнку шаблон отчёта, где уже есть заготовки для параграфов с целями, задачами, актуальностью, рабочим процессом, выводами и объяснениями.
Что делает ученик
В этот разу ученик полностью сам выполняет эксперимент. Мажет парафином брусок, наливает воду в аквариум, фотографирует или снимает видео - как деревянный брусок не всплывает (или всплывает далеко не сразу).
В этом возрасте всё действо ещё может спокойно скатиться в игру и баловство, но самое главное, чтобы основная часть была зафиксирована.
Ребёнок же заполняет шаблон отчёта, проходя последовательно по всем пунктам.
Интересно, что цель проекта ученик будет заполнять уже после его выполнения. Но это не значит, что ребёнок занимается бесцельной деятельностью (мы знаем, что дети даже играют цельно). Цель всей работы - как визуальную (наблюдение нарушения закона Архимеда), так и скрытую (развитие исследовательской деятельности) - держит в голове взрослый. Ребёнок только прописывает визуальную цель по результату её достижения.
В старших (7-8) классах ученику можно уже позволить самому найти в интернетах или учебниках объяснение наблюдаемого явления - это добавит "научности".
То есть, это уже не просто пассивное почти спонтанное наблюдение, а подготовка, проведение эксперимента и наблюдение.
Старшая возрастная группа (9-11 классы)
В возрасте 15-18 лет ученик уже способен на полноценное планирование эксперимента, исследование и даже некоторую теоретическую обработку результата.
Но самое главное, что в этом возрасте можно позволить ученику планомерно стремиться к цели, а не просто наблюдать.
Тем не менее, ни о какой самостоятельности речи не может быть и тут. Тут тоже необходимо серьёзное разделение труда.
И снова в качестве примера - аквариум. На сей раз с лазерной указкой
Что делает взрослый
Взрослый обязан провести планирование эксперимента и элемента исследования. Нет необходимости доставать все "ингредиенты". Но взрослый обязан проследить, чтобы любой инструмент или прибор, который может потребоваться ребёнку, "случайно" оказался под рукой.
Скажем, для нашего примера нужны:
- Мощная лазерная указка (заказать заранее на маркетплейсе, зарядить аккумулятор).
- Аквариум БЕЗ рыбок (выудить их прямо перед экспериментом или даже дать ребёнку сачок).
- Непромокаемый транспортир (купить в ближайших канцтоварах за пару дней до), возможно - непромокаемая белая/серая пластинка для освещения лазером.
- Краска для подкрашивания воды в аквариуме, пластилин для фиксации транспортира и прочих вещей. (не нужно покупать, сойдёт обычная гуашь/акварель/пластилин, но нужно непосредственно перед экспериментом увидеть расходники глазами)
- тетрадка в клеточку, карандаш, линейка (сложность особенно в 10-11 классах, должны лежать у взрослого, чтобы выдать по первому требованию)
Взрослый должен прописать (желательно в виде пошаговой инструкции) ожидаемый ход работы. Скажем, налить воду, подкрасить, опустить в неё транспортир, посветить указкой, записать углы падения/отражения/преломления. А в конце обязательно проследить за соблюдением научного стиля, но уже не мышления, а изложения в отчёте и презентации.
И последнее, взрослый должен предоставить ученику всю теорию и все формулы для объяснения и расчётов. Не важно, что это проходили год назад. Формулы и теория должны быть перед глазами ребёнка. Допустимо потребовать от ребёнка самому найти в учебнике всё это. Разумеется, это означает, что если ученик воспользовался какой-то типовой методикой (например, последовательных приближений), то взрослый обязан на это указать и потребовать включить в отчёт.
Что делает ученик
С одной стороны, ученик приходит "на всё готовенькое". Он получает почти готовый набор "сделай сам: изучение полного внутреннего отражения".
Сам процесс сборки установки может затянуться, но он будет довольно увлекательным. Особенно, если можно залить водой не только аквариум, но и папин ноутбук. Допустима разумная помощь взрослого (но не делать всё за ребёнка).
Проведение эксперимента. Ученик, скорее всего, не сможет сам начать действовать. Ему нужно будет какое-то "нулевое приближение". В этом возрасте можно уже требовать от него выбрать любое начало. Попробовать измерить "как хочешь" или "как попало". Главное преодолеть проблему "первого шага".
После первого шага, ученик уже вполне может "пробежаться" по всем углам, чтобы найти угол полного внутреннего отражения.
Тут даже можно позволить выбрать методику - направленный перебор или последовательные приближения. Главное, чтобы это было зафиксировано в отчёте.
Отчёт ученик может составить уже без шаблона, и даже не обязательно прописывать отдельными параграфами цели, задачи, актуальности - это можно вложить в текст (художественный с научным уклоном).
Очень важной частью работы ученика будет обработка результатов эксперимента - графики, статистика, погрешности. Разумеется, даже если первые вычисления будут показаны "как решать", то большую часть работы ученик способен проделать самостоятельно. А если он посоображалистее, то и автоматизировать это с помощью компьютера.
Заключение
Как видим, просто бросить ребёнка "иди делай проект" нельзя даже если это ученик старших классов. Да что там! Даже в университетах студенты выполняют лабораторные и исследовательские работы под чутким руководством и по конкретным методичкам.
Надо помнить, что в школе ребёнок лишь начинает свою сознательную исследовательскую деятельность, и учить его надо понемногу. Как кошка учит котят охотиться - сначала приносит им клочки шерсти мышек, потом дохлых мышек, под конец уже почти целых, живых. Чтобы юные хищники постепенно постигали искусство охоты на грызунов.
Так и тут - нужно давать ученику не целый проект, который ещё надо добыть, а небольшие клочки, постепенно увеличивая самостоятельность и сложность работ для него.