Найти в Дзене

Почему зависимым легче опереться на веру, чем на нейтральную позицию?

#вопрос_психологу #вопрос_ответ #зависимость ❓Почему зависимым при реабилитации легче переключиться на веру в бога или высшие силы, чем быть нейтральным к религии? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сперва рассмотрим, что представляет собой психика взрослого человека с зависимым поведением. И чем отличается от психики условно здорового взрослого человека. Зависимость — это не просто про вещества или действия. Это особый способ психического функционирования, сформировавшийся в ответ на боль, нестабильность и невозможность справляться иначе. Ключевые отличия от здоровой взрослой психики: 🔺 Нарушена внутренняя регуляция Здоровая психика умеет сама регулировать напряжение: успокаивать себя, выдерживать тревогу, находить способы снизить стресс. Зависимая психика — нет. Ей нужен внешний регулятор: вещество, еда, человек, игра, телефон. То, что даёт быстрый отклик и управляемый эффект. 🔺 Нарушено чувство Я У «условно здорового» человека есть ощущение, что он — устойчивое, непреры

#вопрос_психологу

#вопрос_ответ

#зависимость

❓Почему зависимым при реабилитации легче переключиться на веру в бога или высшие силы, чем быть нейтральным к религии?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сперва рассмотрим, что представляет собой психика взрослого человека с зависимым поведением. И чем отличается от психики условно здорового взрослого человека.

Зависимость — это не просто про вещества или действия.

Это особый способ психического функционирования, сформировавшийся в ответ на боль, нестабильность и невозможность справляться иначе.

Ключевые отличия от здоровой взрослой психики:

🔺 Нарушена внутренняя регуляция

Здоровая психика умеет сама регулировать напряжение: успокаивать себя, выдерживать тревогу, находить способы снизить стресс.

Зависимая психика — нет.

Ей нужен внешний регулятор: вещество, еда, человек, игра, телефон.

То, что даёт быстрый отклик и управляемый эффект.

🔺 Нарушено чувство Я

У «условно здорового» человека есть ощущение, что он — устойчивое, непрерывное «Я».

Он чувствует: это я хочу, это не я, это моё решение, это мой выбор.

У зависимого — это чувство крайне расплывчатое.

Есть периоды, когда его хрупкое ощущение себя распадается и переживает полное исчезновение. Это крайне мучительно.

🔺 Сложности с выдерживанием чувств

Для зависимой психики чувства слишком интенсивны. Как прикосновение к обожжённой коже.

Тревога, стыд, вина, страх — обрушиваются как лавина, не оставляя шанса справиться.

Поэтому задача становится не прожить чувство, а избежать его. Обезболить. Любой ценой.

🔺 Непереносимость пустоты

Там, где психика с хорошей опорой может переживать паузу, тишину, неопределённость — зависимая психика испытывает ужас.

Пустота воспринимается как смерть.

Поэтому нужно чем-то заполнить её: веществом, общением, делами, фантазиями, драмой.

🔺 Снижен контакт с телом

Телесные сигналы — голод, усталость, боль, удовольствие — плохо различаются или игнорируются.

Часто человек не может сказать, чего он хочет, где ему больно, где приятно.

А значит, не может опираться на тело как на источник саморегуляции.

🔺 Проблемы с привязанностью

Психика зависимого сформировалась в условиях, где близость была небезопасна: непредсказуемая, отвергающая, вторгающаяся, преследующая.

Отсюда двойственное отношение: жажда близости и страх её одновременно.

В отношениях это постоянное напряжение и проблемы.

🔺 Искажённое восприятие контроля

Для зависимой психики характерно мышление «всё или ничего».

Если я не полностью контролирую, то я полностью бессилен.

Отсюда качели между грандиозностью («я всё могу») и разрушительным бессилием («я ничто»).

🔺 Искажённое отношение к удовольствию

Удовольствие переживается как то, что нужно достигнуть быстро, интенсивно и во что бы то ни стало.

Здоровая психика может получать удовольствие от процесса, зависимая — только от пика.

А потом неизбежно следует провал и стыд.

🔺 Низкая способность к символизации

Вещество или поведение заменяет внутреннюю работу психики.

Там, где необходимо осмыслить, выразить, прожить — вместо этого происходит действие.

Это и делает зависимость такой живучей: она экономит внутренние ресурсы, пока психика не окрепнет.

🔺 Нескончаемая невыносимая боль

Не недостаток воли, не слабость характера, не «плохие привычки».

А постоянная психическая боль, с которой человек когда-то остался один.

И нашёл единственный доступный способ выжить — хоть какой-то контроль над невыносимым.

Зависимость — отчаянная попытка психики удержаться в равновесии в отсутствии внутренних опор и зрелых механизмов саморегуляции.

А теперь вернёмся к вопросу о том, что может дать такому человеку религия.

Почему зависимым легче опереться на веру, чем на нейтральную позицию:

1. Религиозная система даёт структуру и опору, когда собственная разрушена

У зависимого человека обычно нарушена внутренняя структура Я — способность к саморегуляции, самоконтролю, выдерживанию фрустрации, внутренней опоре.

Вера в высшую силу создаёт внешний опорный контур, заменяющий недостающую внутреннюю структуру.

Вместо «я сам должен справиться» возникает «меня поддерживает сила, больше меня».

Это снижает тревогу, чувство хаоса и беспомощности, возвращает ощущение порядка и смысла.

Психоаналитически: высшая сила — это репрезентация надёжного, неразрушающего родительского объекта, на который можно опереться, чтобы не развалиться.

2. Религия содержит готовые ответы на экзистенциальные вопросы

Вера структурирует реальность: есть смысл страдания, цель, мораль, «правильный путь».

Зависимость же связана с распадом смысла и утратой авторства над собственной жизнью.

Религиозный дискурс возвращает смысл в то, что иначе переживается как хаос:

«Моё страдание не напрасно»,
«Я иду по пути искупления»,
«Меня ведёт нечто большее».

Это мощное противоядие к экзистенциальной пустоте, которая часто сопровождает зависимое поведение.

3. Коллективный и ритуальный аспект веры создаёт замену зависимым связям

Употребление часто встроено в определённую социальную систему — «сообщество по веществу».

При прекращении употребления человек теряет круг общения, структуру дня, предсказуемость.

Религия (или духовные сообщества, вроде 12-шаговых программ) создаёт новый социальный контейнер:

общие правила, повторяющиеся ритуалы, язык, символы, иерархию.

Это даёт чувство принадлежности, безопасности и предсказуемости — того, чего зависимый был лишён.

4. Вера позволяет сохранить нарциссическую целостность

Нейтральная позиция («я просто человек, и многое зависит от случая, обстоятельств, биохимии») требует способности выдерживать случайность, неопределённость и ограниченность Я.

Это для зрелого Я — тяжёлая, но возможная позиция.

Для зависимого психика чаще организована вокруг всемогущества и беспомощности, без середины.

Вера в высшую силу восстанавливает связку:

«Я не всемогущ, но есть Тот, кто может. И если я с Ним, я в порядке».

Это позволяет признать ограниченность без полного коллапса самооценки.

5. Вера апеллирует к телесно-эмоциональному уровню, минуя избыточную рефлексию

У зависимых часто перегружен эмоциональный уровень и слаб контроль над импульсами.

Религиозные ритуалы, песнопения, символы, совместные действия регулируют состояние тела и аффекта, обеспечивая ритм, предсказуемость, переходы между возбуждением и успокоением.

Нейтральная позиция — рациональна, требует когнитивного ресурса и устойчивости к неопределённости.

Для дезорганизованной психики без хороших внутренних опор она слишком «плоская» и не даёт эмоционального контейнера.

Если коротко

Религия даёт зависимому то, чего у него нет внутри, и что он отчаянно ищет извне:

▪️ четкую внешнюю структуру вместо дефицита внутренней;

▪️ смысл вместо пустоты;

▪️ принадлежность вместо изоляции;

▪️ опору вместо хаоса;

▪️ эмоциональное регулирование вместо срывов.

А нейтральность требует зрелой интеграции — умения опираться на собственное «Я», выдерживать отсутствие гарантий и неопределённость мира.

🤫 В пятницу расскажу о том как меняются представления о психическом здоровье

#зависимость

#вопрос_ответ

#вопрос_психологу