#вопрос_психологу
#вопрос_ответ
#зависимость
❓Почему зависимым при реабилитации легче переключиться на веру в бога или высшие силы, чем быть нейтральным к религии?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сперва рассмотрим, что представляет собой психика взрослого человека с зависимым поведением. И чем отличается от психики условно здорового взрослого человека.
Зависимость — это не просто про вещества или действия.
Это особый способ психического функционирования, сформировавшийся в ответ на боль, нестабильность и невозможность справляться иначе.
Ключевые отличия от здоровой взрослой психики:
🔺 Нарушена внутренняя регуляция
Здоровая психика умеет сама регулировать напряжение: успокаивать себя, выдерживать тревогу, находить способы снизить стресс.
Зависимая психика — нет.
Ей нужен внешний регулятор: вещество, еда, человек, игра, телефон.
То, что даёт быстрый отклик и управляемый эффект.
🔺 Нарушено чувство Я
У «условно здорового» человека есть ощущение, что он — устойчивое, непрерывное «Я».
Он чувствует: это я хочу, это не я, это моё решение, это мой выбор.
У зависимого — это чувство крайне расплывчатое.
Есть периоды, когда его хрупкое ощущение себя распадается и переживает полное исчезновение. Это крайне мучительно.
🔺 Сложности с выдерживанием чувств
Для зависимой психики чувства слишком интенсивны. Как прикосновение к обожжённой коже.
Тревога, стыд, вина, страх — обрушиваются как лавина, не оставляя шанса справиться.
Поэтому задача становится не прожить чувство, а избежать его. Обезболить. Любой ценой.
🔺 Непереносимость пустоты
Там, где психика с хорошей опорой может переживать паузу, тишину, неопределённость — зависимая психика испытывает ужас.
Пустота воспринимается как смерть.
Поэтому нужно чем-то заполнить её: веществом, общением, делами, фантазиями, драмой.
🔺 Снижен контакт с телом
Телесные сигналы — голод, усталость, боль, удовольствие — плохо различаются или игнорируются.
Часто человек не может сказать, чего он хочет, где ему больно, где приятно.
А значит, не может опираться на тело как на источник саморегуляции.
🔺 Проблемы с привязанностью
Психика зависимого сформировалась в условиях, где близость была небезопасна: непредсказуемая, отвергающая, вторгающаяся, преследующая.
Отсюда двойственное отношение: жажда близости и страх её одновременно.
В отношениях это постоянное напряжение и проблемы.
🔺 Искажённое восприятие контроля
Для зависимой психики характерно мышление «всё или ничего».
Если я не полностью контролирую, то я полностью бессилен.
Отсюда качели между грандиозностью («я всё могу») и разрушительным бессилием («я ничто»).
🔺 Искажённое отношение к удовольствию
Удовольствие переживается как то, что нужно достигнуть быстро, интенсивно и во что бы то ни стало.
Здоровая психика может получать удовольствие от процесса, зависимая — только от пика.
А потом неизбежно следует провал и стыд.
🔺 Низкая способность к символизации
Вещество или поведение заменяет внутреннюю работу психики.
Там, где необходимо осмыслить, выразить, прожить — вместо этого происходит действие.
Это и делает зависимость такой живучей: она экономит внутренние ресурсы, пока психика не окрепнет.
🔺 Нескончаемая невыносимая боль
Не недостаток воли, не слабость характера, не «плохие привычки».
А постоянная психическая боль, с которой человек когда-то остался один.
И нашёл единственный доступный способ выжить — хоть какой-то контроль над невыносимым.
Зависимость — отчаянная попытка психики удержаться в равновесии в отсутствии внутренних опор и зрелых механизмов саморегуляции.
А теперь вернёмся к вопросу о том, что может дать такому человеку религия.
Почему зависимым легче опереться на веру, чем на нейтральную позицию:
1. Религиозная система даёт структуру и опору, когда собственная разрушена
У зависимого человека обычно нарушена внутренняя структура Я — способность к саморегуляции, самоконтролю, выдерживанию фрустрации, внутренней опоре.
Вера в высшую силу создаёт внешний опорный контур, заменяющий недостающую внутреннюю структуру.
Вместо «я сам должен справиться» возникает «меня поддерживает сила, больше меня».
Это снижает тревогу, чувство хаоса и беспомощности, возвращает ощущение порядка и смысла.
Психоаналитически: высшая сила — это репрезентация надёжного, неразрушающего родительского объекта, на который можно опереться, чтобы не развалиться.
2. Религия содержит готовые ответы на экзистенциальные вопросы
Вера структурирует реальность: есть смысл страдания, цель, мораль, «правильный путь».
Зависимость же связана с распадом смысла и утратой авторства над собственной жизнью.
Религиозный дискурс возвращает смысл в то, что иначе переживается как хаос:
«Моё страдание не напрасно»,
«Я иду по пути искупления»,
«Меня ведёт нечто большее».
Это мощное противоядие к экзистенциальной пустоте, которая часто сопровождает зависимое поведение.
3. Коллективный и ритуальный аспект веры создаёт замену зависимым связям
Употребление часто встроено в определённую социальную систему — «сообщество по веществу».
При прекращении употребления человек теряет круг общения, структуру дня, предсказуемость.
Религия (или духовные сообщества, вроде 12-шаговых программ) создаёт новый социальный контейнер:
общие правила, повторяющиеся ритуалы, язык, символы, иерархию.
Это даёт чувство принадлежности, безопасности и предсказуемости — того, чего зависимый был лишён.
4. Вера позволяет сохранить нарциссическую целостность
Нейтральная позиция («я просто человек, и многое зависит от случая, обстоятельств, биохимии») требует способности выдерживать случайность, неопределённость и ограниченность Я.
Это для зрелого Я — тяжёлая, но возможная позиция.
Для зависимого психика чаще организована вокруг всемогущества и беспомощности, без середины.
Вера в высшую силу восстанавливает связку:
«Я не всемогущ, но есть Тот, кто может. И если я с Ним, я в порядке».
Это позволяет признать ограниченность без полного коллапса самооценки.
5. Вера апеллирует к телесно-эмоциональному уровню, минуя избыточную рефлексию
У зависимых часто перегружен эмоциональный уровень и слаб контроль над импульсами.
Религиозные ритуалы, песнопения, символы, совместные действия регулируют состояние тела и аффекта, обеспечивая ритм, предсказуемость, переходы между возбуждением и успокоением.
Нейтральная позиция — рациональна, требует когнитивного ресурса и устойчивости к неопределённости.
Для дезорганизованной психики без хороших внутренних опор она слишком «плоская» и не даёт эмоционального контейнера.
Если коротко
Религия даёт зависимому то, чего у него нет внутри, и что он отчаянно ищет извне:
▪️ четкую внешнюю структуру вместо дефицита внутренней;
▪️ смысл вместо пустоты;
▪️ принадлежность вместо изоляции;
▪️ опору вместо хаоса;
▪️ эмоциональное регулирование вместо срывов.
А нейтральность требует зрелой интеграции — умения опираться на собственное «Я», выдерживать отсутствие гарантий и неопределённость мира.
🤫 В пятницу расскажу о том как меняются представления о психическом здоровье
#зависимость
#вопрос_ответ
#вопрос_психологу