Офис архитектурного бюро «Крупный план» (KPLN) расположен в бывшем административном здании Алексеевской насосной станции с квартирой главного инженера, канцелярией и телефонной станцией 1892 года.
Архитекторы восстановили уникальные элементы: изразцовую голландскую печь-камин, исторический паркет из четырех пород дерева, чугунные перила каменной лестницы и лепнину на потолке. Проект объединил бережное сохранение наследия и современные офисные решения.
Кирпичный, двухэтажный дом с подвальным помещением общей площадью 1240 квадратных метров располагается в Алексеевском районе и признан региональным памятником культурного наследия. Декоративное оформление здания выполнено в «кирпичном стиле», характерном для конца XIX века. Здесь находились кабинеты главного инженера московских водопроводов Владимира Ольденборгера, который и заказал проект этой постройки, а также телефонная станция и канцелярия.
Здание полностью сохранило первоначальный объем и декор фасадов, его украшает декоративный фриз с геометрическим узором из белого кирпича.
Бережная реставрация с изучением архивных материалов
После покупки дома в 2020 году архитекторы KPLN бережно подошли к его восстановлению, заказали архивные выписки и историческую справку.
Лишь после изучения материалов приступили к реставрации, стараясь сохранить концептуальные решения авторов проекта: архитектора Максима Геппенера и инженеров Николая Зимина и Константина Дункера.
В этом проекте мы выступили сразу в пяти ролях: как инвесторы, девелоперы, проектировщики, генподрядчики и пользователи. Основная сложность заключалась в отсутствии времени, мы переехали в офис, когда работы шли полным ходом. Изучали пространство, словно археологи, слой за слоем раскрывая подлинную историю здания.
- рассказывает Андрей Михайлов, сооснователь и главный инженер архитектурного бюро KPLN («Крупный план»)
Перед командой стояла задача создать современный комфортный офис для 200 человек и одновременно сохранить наследие прошлого. В советское время пространство было «нарезано» на маленькие комнаты, которые отдали для жилья служащим, а часть помещений заняла администрация завода.
После перепланировки бюро выбрало формат open space для лучшей коммуникации между сотрудниками.
В честь талантливых личностей, связанных с локацией, назвали переговорные — большую «Геппенер», из которой есть выход на балкон-террасу, и среднюю «Ольденборгер». Исторический облик вернули и красивой арке между помещениями, где работают архитекторы: раньше она была засыпана мусором и заставлена шкафами.
Кольцевая планировка первого этажа и исторические окна
Объем и простор на первом этаже добавляет кольцевая планировка, пространство второй архитектурной мастерской легко пройти по кругу. Множество прямоугольных окон с сохранившимися рамами и крючками для их фиксации подчеркивают исторический контекст.
Помещения концентрируются вокруг двух лестниц — парадной и служебной. Первую в советское время заменили на бетонную, а вторая сохранилась в изначальном виде с чугунными перилами со сложным орнаментом и узором, предположительно каслинского художественного литья.
В офисе руководителей бюро, где раньше располагался кабинет главного инженера, отреставрировали изразцовую голландскую печь с камином и латунными элементами, которая остается центром интерьера и сегодня.
Потолки были частично разрушены, а уцелевшие участки скрыты под подвесными плитами. Сейчас их украшает восстановленная лепнина, придающая пространству исторический шарм.
Неожиданные сюрпризы
Случились и счастливые находки: под линолеумом, ДВП и битумом обнаружили хорошо сохранившийся паркет из четырех пород дерева: слои напольных покрытий словно законсервировали исторический паркет.
Особое внимание уделили расчистке оригинальной вентиляционной системы XIX века. Приточная установка была расположена в подвале в центре здания, а подача воздуха осуществлялась через проложенные под полом каналы; затем они были засыпаны и частично разрушены. Мастера расчистили воздуховоды, их вновь стали использовать, но саму систему установили под потолками.
Рукотворные детали
Реставрация для нас — оживление памяти места. В Алексеевском районе этот принцип обретает особое звучание: памятники прошлого гармонируют с современным городским ландшафтом. Наш особняк — не просто офисное пространство, а воплощение непрекращающегося диалога между эпохами.
- отмечает Сергей Никешкин, сооснователь и главный архитектор архитектурного бюро KPLN
В офисе множество рукотворных деталей, созданных лично сооснователем бюро и командой, например, керамические буквы — логотип KPLN.
Сергей Никешкин сделал их из глины и обжег в печи, выложенной им из шамотного термостойкого кирпича. Уникальные архитектурные макеты из дерева, металла, воска, глины в интерьере рассказывают историю через творчество и эстетику, образы и формы.
Реконструкция продолжается
Сейчас ведутся работы на чердачном помещении для увеличения рабочих зон, где сохранившаяся стропильная система станет частью интерьера. В планах — восстановить утраченную в начале XX века деревянную террасу.
Посетить штаб-квартиру архбюро KPLN можно во время экскурсий, которые проводятся в рамках проекта «Москва глазами инженеров» или по предварительной записи в офисе бюро.
Москва, ул. Новоалексеевская, 16, стр. 13
Интересует мебель или другие детали в интерьерах? Авторы, локация или планировки? Напиши в комментариях интересующий вопрос — Редакция на связи!
Хотите вдохновиться или показать миру собственный проект? Добро пожаловать на сайт redesign-home.ru и на страницы красочного российского журнала о дизайне и архитектуре Redesign!