Найти в Дзене

Самый красивый вокзал России: прогулка по Витебскому вокзалу

…это скорее вопрос мнения, поскольку разные источники и премии называют разных победителей, но среди лидеров часто упоминают вокзал в Иваново (по версии GQ Travel Awards 2021), Витебский вокзал в Санкт-Петербурге (в стиле модерн, с изящными деталями) и вокзал в Слюдянке (единственный в мире, полностью построенный из мрамора). И речь сегодня пойдет именно о Витебском вокзале в Санкт-Петербурге. История его начинается в 1837 году - времени, когда сама идея железной дороги казалась петербуржцам чем‑то фантастическим. На небольшом участке у Семёновского плаца (там, где сегодня находится станция метро «Пушкинская») возвели скромное деревянное здание - первый в России железнодорожный вокзал. Его построили в расчёте на 1–2 года эксплуатации, но судьба распорядилась иначе. 30 октября (11 ноября по новому стилю) 1837 года произошло событие, изменившее историю транспорта: от перрона отправился паровоз «Проворный». За управлением находился Франц Герстнер - инженер, привезший в Россию опыт европей

…это скорее вопрос мнения, поскольку разные источники и премии называют разных победителей, но среди лидеров часто упоминают вокзал в Иваново (по версии GQ Travel Awards 2021), Витебский вокзал в Санкт-Петербурге (в стиле модерн, с изящными деталями) и вокзал в Слюдянке (единственный в мире, полностью построенный из мрамора).

И речь сегодня пойдет именно о Витебском вокзале в Санкт-Петербурге. История его начинается в 1837 году - времени, когда сама идея железной дороги казалась петербуржцам чем‑то фантастическим. На небольшом участке у Семёновского плаца (там, где сегодня находится станция метро «Пушкинская») возвели скромное деревянное здание - первый в России железнодорожный вокзал. Его построили в расчёте на 1–2 года эксплуатации, но судьба распорядилась иначе.

30 октября (11 ноября по новому стилю) 1837 года произошло событие, изменившее историю транспорта: от перрона отправился паровоз «Проворный». За управлением находился Франц Герстнер - инженер, привезший в Россию опыт европейских железных дорог. Среди почётных пассажиров был сам император Николай I. Путь до Царского Села занял 35 минут - мгновение по меркам XIX века.

Франц Антон фон Герстнер (1796–1840) - выдающийся австрийский инженер и предприниматель чешского происхождения, известный как строитель первой железной дороги в России. В 1834 году он прибыл в Россию по приглашению для изучения горнодобывающей промышленности Урала. Убедившись в потенциале страны, он предложил проект строительства сети железных дорог.
Франц Антон фон Герстнер (1796–1840) - выдающийся австрийский инженер и предприниматель чешского происхождения, известный как строитель первой железной дороги в России. В 1834 году он прибыл в Россию по приглашению для изучения горнодобывающей промышленности Урала. Убедившись в потенциале страны, он предложил проект строительства сети железных дорог.

Первоначальный план строительства предполагал размещение вокзала у Фонтанки возле Обуховского моста, но владелец земли отказался её продавать. В итоге выбор пал на участок у Загородного проспекта - место, где вокзал стоит и по сей день.

Деревянный павильон прослужил недолго. Уже в 1849–1852 годах на его месте возвели каменное здание по проекту архитектора Константина Тона. Двухэтажное строение с билетными кассами на первом этаже и административными помещениями наверху стало настоящим украшением города. В левой части располагались императорские покои, в правой - залы ожидания. Над тремя путями возвышался стеклянный шатёр, пропускавший солнечный свет внутрь.

Вид старого здания Царскосельского вокзала, 1890, Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район. Автор:Булла К.К.
Вид старого здания Царскосельского вокзала, 1890, Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район. Автор:Булла К.К.

В 1870‑х годах вокзал расширили: удлинили фасад, пристроили флигель для привилегированных пассажиров и организовали товарный двор. Но к началу XX века и этого оказалось мало. В 1900 году Царскосельскую железную дорогу передали частному обществу Московско‑Виндаво‑Рыбинской железной дороги, и встал вопрос о новом, более представительном здании.

Разборка здания старого Царскосельского вокзала, 1900, Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район. Автор:Белявский М. К.
Разборка здания старого Царскосельского вокзала, 1900, Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район. Автор:Белявский М. К.
Разборка здания старого Царскосельского вокзала, 1900, Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район. Автор:Белявский М. К.
Разборка здания старого Царскосельского вокзала, 1900, Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район. Автор:Белявский М. К.

Так появился шедевр модерна, который мы видим сегодня. Архитектор С. А. Бржозовский и инженер С. И. Минаш создали сооружение, поражавшее современников смелым сочетанием объёмов и обилием металла. Открытие состоялось 1 августа 1904 года - в год завершения строительства линии до Витебска, что и определило будущее название вокзала.

Царскосельский вокзал, 1904–1908, Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район
Царскосельский вокзал, 1904–1908, Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район
Вид главного фасада Царскосельского вокзала 1910–1917, Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район
Вид главного фасада Царскосельского вокзала 1910–1917, Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район

Подойдя ближе, снаружи и внутри замечаешь детали, на которые не обратишь внимания при спешке:

  • часовая башня с рельефными фигурами сов - редкий для вокзальных построек декоративный элемент;
  • купол в правой части, скрывающий вестибюль с парадной лестницей;
  • гербы Санкт‑Петербурга и Витебска над входом - напоминание о конечной точке маршрута;
  • ажурные кованые решётки, каждая из которых имеет уникальный узор;
  • металлические арки дебаркадера с заклёпками, напоминающими цветы.
Витебский вокзал, 1994, Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, 9/1994. Автор:Hans-Peter Bärtschi
Витебский вокзал, 1994, Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, 9/1994. Автор:Hans-Peter Bärtschi

Внутри вокзал поражает дворцовой роскошью: мраморные лестницы, лепнина, цветные витражи, канделябры и фонари создают атмосферу торжественности. Особенно впечатляет главный вестибюль с 20‑метровой лестницей, ведущей к залам ожидания на втором этаже.

-9
-10
-11

Витебский вокзал хранит множество историй.

Императорский павильон. Рядом с основным зданием сохранился павильон для царской семьи, куда прибывали поезда с членами императорской фамилии. Сегодня он закрыт для посещения, но его фасад с кирпичной кладкой начала XX века всё ещё можно разглядеть.

Станция императорских поездов, 1902, Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район
Станция императорских поездов, 1902, Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район

Маскировка в войну. В годы блокады вокзал искусно замаскировали под руины, чтобы защитить от авианалётов. Горожане верили, что здание разрушено, но он продолжал работать, а сотрудники бережно сохраняли интерьеры.

Бронепоезд "Балтиец" в укрытии на Витебском вокзале
1944, Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район
Автор:Секретарев А. А. Источник:http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=20561213
Бронепоезд "Балтиец" в укрытии на Витебском вокзале 1944, Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район Автор:Секретарев А. А. Источник:http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=20561213

Памятник Герстнеру. В Световом зале установлен бронзовый бюст инженера, держащего в руках макет «Проворного». На фасаде - мемориальная табличка, посвящённая первому рейсу.

Памятник Герстнеру.
Памятник Герстнеру.

Паровоз‑путешественник. До 2017 года у вокзала стоял макет «Проворного» в стеклянном павильоне. Сегодня оригинал перевезён на станцию Царскосельская, но память о первом поезде остаётся живой.

-15

Витебский вокзал - один из самых «снимаемых» объектов города. Более сотни фильмов запечатлели его фасады и интерьеры:

  • в «Приключениях Шерлока Холмса» он превратился в лондонский вокзал «Виктория»;
  • в «Вокзале для двоих» сыграл вымышленный Заступинск;
  • в «Брате» Алексей Балабанов использовал его красоту, несмотря на то что по сюжету герой прибывает с другого направления;
  • в «Анне Карениной» и «Серебряных коньках» вокзал стал декорацией для исторических сцен.
Междугородний автомат на Витебском вокзале, 1982, Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район. Кадр из фильма "Вокзал для двоих". Источник:https://periskop.su/1656627.html
Подпись на вотермарке:uploaded by sunelectric
Междугородний автомат на Витебском вокзале, 1982, Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район. Кадр из фильма "Вокзал для двоих". Источник:https://periskop.su/1656627.html Подпись на вотермарке:uploaded by sunelectric

Здесь снимали клипы, документальные ленты и рекламные ролики - его архитектура универсальна, как машина времени, способная перенести зрителя в любую эпоху.

Витебский вокзал, 1985–1986, Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район. Фото ДНЦТИ Окт. ж. д. Автор:Мсоева О.В. Источник:скан фотооткрытки из набора "Молодость старейшей магистрали", подписано в печать 21.09.1987. Подпись на вотермарке:uploaded by oitru
Витебский вокзал, 1985–1986, Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район. Фото ДНЦТИ Окт. ж. д. Автор:Мсоева О.В. Источник:скан фотооткрытки из набора "Молодость старейшей магистрали", подписано в печать 21.09.1987. Подпись на вотермарке:uploaded by oitru

Сегодня Витебский вокзал продолжает служить пассажирам. С его платформ отправляются:

  • поезда дальнего следования в Калининград, Беларусь и Абхазию;
  • пригородные электрички в Великий Новгород, Павловск, Новолисино, Посёлок и Оредеж.

Несмотря на возраст, вокзал сохраняет функциональность:

  • работают кассы, залы ожидания, камеры хранения;
  • доступен Wi‑Fi, санитарные комнаты, детская игровая площадка;
  • есть удобства для маломобильных пассажиров.

Но главное он остаётся музеем под открытым небом. Здесь можно:

  • подняться по исторической лестнице, ощутив тяжесть мраморных перил;
  • постоять под металлическим куполом, прислушиваясь к перестуку колёс;
  • заглянуть в Картинный зал, где сохранились скамейки начала XX века;
  • найти оригинальный багажный лифт (ныне не действует, но впечатляет конструкцией).

Почему стоит прийти даже без билета? Если вы окажетесь в Петербурге, выделите час для прогулки по Витебскому вокзалу. Вот что стоит сделать:

  • сфотографироваться у парадной лестницы или под куполом вестибюля;
  • отыскать мемориальную табличку Герстнера и «Проворного»;
  • представить, как в позапрошлом веке назад здесь встречали первый поезд;
  • посидеть в зале ожидания, наблюдая за суетой путешественников;
  • обратить внимание на кованые козырьки над входами - каждый уникален.
-18
-19
-20

Здесь, среди блеска металла и мрамора, понимаешь: вокзалы - это не просто точки на карте.

Витебск
4326 интересуются