Найти в Дзене
LikeAvto

Жесткая правда про утильсбор: Денис Мантуров прокомментировал ситуацию

Вице-премьер Денис Мантуров дал развернутый комментарий касательно грядущего утильсбора. Из хороших новостей – утильсбор откладывается до 1 декабря. Но есть несколько нюансов. Разбираемся в ситуации. Российские власти ясно дают понять: закрывать рынок иностранных брендов не хотят. Главная задача — обеспечить производство современных автомобилей внутри страны. Внешние санкции и потрясения не должны иметь сильного влияния на автопром. В итоге производство будет стабилизировано и обеспечит технологический суверенитет страны. На словах звучит разумно, вот только что простым людям, которые не смогут приобрести себе хороший автомобиль, не заплатив за это конскую сумму сверху? Как говорится, затягиваем пояса в очередной раз. Последствия введения утильсбора известны: Но даже Лады и Москвичи мы купить не сможем, потому что цены на них тоже вырастут. Законы рынка никто не отменял. 2022 год стал мощным ударом по российской экономике, поэтому спустя 3 года власти решили ввести новые правила утиля.
Оглавление

Технологическая независимость — главный вектор развития автопрома, но верный ли?

Вице-премьер Денис Мантуров дал развернутый комментарий касательно грядущего утильсбора. Из хороших новостей – утильсбор откладывается до 1 декабря. Но есть несколько нюансов. Разбираемся в ситуации.

Российские власти ясно дают понять: закрывать рынок иностранных брендов не хотят. Главная задача — обеспечить производство современных автомобилей внутри страны.

Внешние санкции и потрясения не должны иметь сильного влияния на автопром. В итоге производство будет стабилизировано и обеспечит технологический суверенитет страны.

На словах звучит разумно, вот только что простым людям, которые не смогут приобрести себе хороший автомобиль, не заплатив за это конскую сумму сверху?

Как говорится, затягиваем пояса в очередной раз. Последствия введения утильсбора известны:

  • Резкий взлёт цен на все автомобили.
  • Повышение инфляции.
  • Резкое сокращение выбора.

Но даже Лады и Москвичи мы купить не сможем, потому что цены на них тоже вырастут. Законы рынка никто не отменял.

Утилизационный сбор — поддержка автопрома в трудные времена или попытка наполнить бюджет?

2022 год стал мощным ударом по российской экономике, поэтому спустя 3 года власти решили ввести новые правила утиля.

Вместе с этим происходит активная поддержка отрасли автомобилестроения. 260 миллиардов уже вложено. Но есть нюанс. Утилизационный сбор должен принести в бюджет страны около 5 триллионов рублей за 3 года. Каждый из этих рублей будет направлен на поддержку отрасли? Вопрос открытый.

Денис Мантуров сообщил: “Мы уже не раз говорили о том, что у нас нет цели «закрыть» рынок, чтобы наши производители жили в условиях отсутствия конкуренции”.

Тем не менее, повышение утилизационного сбора – это один из способов рынок оградить от конкурентов. Технически – это не закрытие, но по факту всё зависит от реакции импортёров и, самое главное, граждан.

Ибо, если никто не будет покупать автомобиль с завышенной ставкой утильсбора, никто не будет эти автомобили привозить.

Перезапуск и рост: новые заводы уже работают или пока только на бумаге?

Практически все ранее остановленные производства возобновились. В Калуге собирают автомобили Geely Tenet, в Липецкой области — Voyah, а в Санкт-Петербурге готовится полноценный запуск производства легковушек. И всё это — при поддержке российских инвесторов и с вложениями больше 114 миллиардов рублей.

Стоит отметить, что на остановленных производствах ранее были европейские производители. Благодаря чему, в стране можно было приобрести доступные европейские марки. Под Калугой, например, работал завод VolksWagen.

Денис Мантуров пояснил: “Нам важно создать условия для того, чтобы локальное производство было выгоднее, чем прямой импорт”.

Будем надеяться, что с новыми условиями появится и выбор, потому что на данный момент отечественные производители не покрывают текущий спрос.

Индексация утильсбора и её влияние на рынок

Одна из разочаровывающих новостей – это индексация утильсбора. С каждым годом цифра будет повышаться. И это уже не инициатива, а вполне конкретный проект.

Индексация происходит регулярно с 2023 года. Поэтому никаких послаблений не будет, нужно адаптироваться к текущим условиям, как можно быстрее.

Важно: для автомобилей мощностью до 160 лошадиных сил сохраняется льготный коэффициент — именно такие машины составляют порядок 88% автопарка новинок на российском рынке.

Новые правила без закрытия рынка

Нас заверяют, что цены взлетят, но не из-за утильсбора, а из-за валютного курса, логистики, кредитной политики. Утильсбор, наоборот, будет создавать условия для развития локального производства.

И если с последним пунктом можно согласиться, то вот предыдущий посыл может оказаться “случайным совпадением”. Когда утильсбор введут, цены вырастут, но не из-за утильсбора, а из-за других факторов экономики.

Денис Мантуров сообщил: “В целом, не ожидаем резких ценовых скачков с учетом уже объявленного переноса сроков вступления новых правил в силу до декабря и возможности ввезти автомобили для частного пользования и пополнить складские запасы, которые он дал”.

Резких скачков не ожидается, однако, они и не исключаются.

Частный ввоз: ожидания и реальность

Частный ввоз санкционных и китайских авто может подорожать. Это снизит привлекательность рынка для производителей без развитых сервисных сетей.

Денис Мантуров утверждает, что отечественные машины благодаря субсидиям сохраняют конкурентоспособность. Доля новых российских авто достигла 55% с января по сентябрь 2025 года, а программы льготного кредитования помогли реализовать свыше 130 тысяч машин.

Среднесрочные перспективы

Правительство ставит задачу — сохранить производство современных автомобилей и сделать их доступными для россиян, при этом не зависеть от внешних факторов.

Остаётся лишь вопрос, а можно было решить ситуацию иначе? Ввести менее жёсткие правила утильсбора? Или дать рынку подготовиться к изменениям?

Решение о переносе утилизационного сбора уже принято. Стране дана месячная отсрочка, новые правила вступят в силу 1 декабря 2025 года.

Возможность ввезти хороший импортный автомобиль всё ещё есть, обратитесь к нашим специалистам, чтобы получить бесплатную консультацию.