Найти в Дзене
Свободные науки

Космос и люди на картинах К. Юона

Сегодня я посетил Новосибирский государственный художественный музей. Последний раз был там лет семь назад, и впечатления давно уже стерлись. Смутно помнил картины Зинаиды Серебряковой, Николая Рериха, какие-то иконы. В целом, казалось, что там ничего особенно примечательного и нет. Но сегодня, когда освежил свои воспоминания, могу сказать с уверенностью, что этот музей – настоящая жемчужина Сибири, обладающая одной из самых разнообразных коллекций за Уралом. Коллекция очень многогранная и дает более-менее полное представление о главных вехах развития европейского и российского художественного искусства. Тут и Ян Брейгель-мл. с Тинторетто (хотя в названии скромно стоит надпись «Копия?»), и Иван Айвазовский с Исааком Левитаном. Но отечественных живописцев, естественно, больше. Здесь, в тихих залах, можно проследить всю эволюцию отечественной живописи: от изысканных портретов классицизма через душевность передвижников к смелым экспериментам авангарда. Именно в этом пространстве, на стыке
Оглавление

Сегодня я посетил Новосибирский государственный художественный музей. Последний раз был там лет семь назад, и впечатления давно уже стерлись. Смутно помнил картины Зинаиды Серебряковой, Николая Рериха, какие-то иконы. В целом, казалось, что там ничего особенно примечательного и нет. Но сегодня, когда освежил свои воспоминания, могу сказать с уверенностью, что этот музей – настоящая жемчужина Сибири, обладающая одной из самых разнообразных коллекций за Уралом. Коллекция очень многогранная и дает более-менее полное представление о главных вехах развития европейского и российского художественного искусства. Тут и Ян Брейгель-мл. с Тинторетто (хотя в названии скромно стоит надпись «Копия?»), и Иван Айвазовский с Исааком Левитаном. Но отечественных живописцев, естественно, больше. Здесь, в тихих залах, можно проследить всю эволюцию отечественной живописи: от изысканных портретов классицизма через душевность передвижников к смелым экспериментам авангарда. Именно в этом пространстве, на стыке эпох, я и встретил картину, которая меня остановила – «Симфония действия» Константина Юона.

Симфония действия. Константин Юон (1922). Фото автора статьи.
Симфония действия. Константин Юон (1922). Фото автора статьи.

Художник на переломе эпох

Для начала стоит сказать несколько слов о самом авторе. Константин Фёдорович Юон (1875-1958) — фигура уникальная. Он начал свой путь в дореволюционной России, был учеником Валентина Серова, состоял в творческом объединении «Мир искусства», пережил революцию и стал признанным классиком советской живописи. Его кисти принадлежат и лирические пейзажи старых русских городов, и монументальные полотна на тему Октябрьской революции. Юон — художник, сумевший сохранить свой яркий, декоративный стиль, насыщенный цветом и любовью к жизни, при любом политическом строе.

Картина «Симфония действия» была создана в 1922 году. Это время огромной значимости — всего несколько лет прошло после революции и Гражданской войны. Страна находилась в состоянии мощного, хоть и хаотичного, преобразования. Искусство этого периода наполнено поиском новых форм и смыслов, откликаясь на рождение нового мира.

Певец «обжитой земли» и провидец космических катаклизмов

Для большинства зрителей Константин Юон – это художник-реалист, «певец родной природы и старинных русских городов». Его знаменитые полотна, такие как «Купола и ласточки» (1921) из Третьяковской галереи, — это воплощение гармонии. В них мы видим четкие композиции, плотный, насыщенный цвет и удивительно устойчивый, добрый образ «обжитой земли». Кажется, что этот мир будет стоять вечно.

Константин Юон. Купола и ласточки (1921)
Константин Юон. Купола и ласточки (1921)

Однако в то же самое время, в начале 1920-х годов, Юон создает ряд пронзительных символических картин, в которых пытается осмыслить грандиозные и трагические события революции и Гражданской войны. И если его пейзажи – это гимн стабильности, то «Симфония действия» из Новосибирска – это апокалипсис.

«Симфония действия»: космический апокалипсис как символ эпохи

Эта картина глубоко символическое произведение, вобравшее в себя тревожные предчувствия художника. Тема революции предстает здесь не в виде конкретного исторического события, а в масштабах космической катастрофы, напоминая сцену Страшного суда.

Юон изображает разверзнутую землю, на которой гибнут люди и рушатся города, а на фоне пылающего неба проступают смутные, пугающие очертания грядущего. В этой «симфонии» человечество оказывается бессильным перед лицом неумолимых космических сил. Люди предстают как маленькие, жалкие существа, чья судьба предрешена стихией, разрушающей все на своем пути. Подобные мотивы мы видим и на картине «Новая планета» (1922).

Константин Юон. Новая планета (1921)
Константин Юон. Новая планета (1921)

Откуда в творчестве реалиста взялся космос?

Возникает закономерный вопрос: что заставило мастера столь резко изменить отношения с реальностью? Вместо привычных сельских видов перед нами — воображаемая космическая реальность. Объяснение этому кроется в исторических и культурных обстоятельствах того времени.

Влияние символизма. Юон не избежал влияния художников объединения «Голубая роза», для которых тема космоса и потустороннего была одной из ключевых.

Научный контекст. Как отмечал художник Александр Бенуа, появление космических образов у Юона было вызвано также научными открытиями. В ту эпоху калужский ученый Циолковский грезил о межпланетных путешествиях, и эти идеи витали в воздухе.

Театральное влияние. Наконец, на образный строй картины повлияла работа Юона в театре. «Театральные ракурсы», патетика и сама условность композиции выдают руку сценографа. Театр — это царство фантазии и воображения, и здесь художник позволил ей разгуляться в полную силу. Собственно, картина «Новая планета» появилась благодаря театру: Юон подготовил это полотно для занавеса Большого театра, и когда сюжет не утвердили, это полотно было перенесено на станковую картину.

Третьей картиной в подобном духе стала работа Юона «Люди». Здесь ощущение катастрофы уходит, но космос продолжает нависать над людьми-лилипутами. Впрочем мощный прожектор освещает часть темного неба и дает надежду.

Константин Юон. Люди (1923)
Константин Юон. Люди (1923)