Найти в Дзене
Работа по новому

Как чистили и смазывали трамблёр: бензин, ветошь и точность пальцев

В прошлой статье мы ставили зажигание по лампочке — ловили момент, когда вспыхивает нить, и слушали ровный ход мотора. Но чтобы этот момент не сбивался, трамблёр нужно было содержать в порядке. Его разбирали, чистили, смазывали — с точностью часовщика. Капот поднят, мотор тёплый. На столе — ветошь, баночка с бензином, старая зубная щётка. Рядом крышка трамблёра, на контактах чёрный налёт. Пахнет керосином и металлом. Рука крутит бегунок, слышен лёгкий щелчок. Так, аккуратно, чтобы не потерять пружинку — начинается чистка. Трамблёр распределяет ток по цилиндрам, формируя момент зажигания. На советских автомобилях (ВАЗ, Москвич, ГАЗ) применялись контактные системы, где износ контактов напрямую влиял на работу двигателя. Завод предписывал проверку каждые 10 000 км, но в гаражах этим занимались чаще — при первых сбоях или неровной работе мотора. Снимали крышку — два зажима, и перед глазами медный бегунок. Контакты прерывателя — в нагаре. Брали кусочек наждачной бумаги «нулёвку», склады

В прошлой статье мы ставили зажигание по лампочке — ловили момент, когда вспыхивает нить, и слушали ровный ход мотора.

Но чтобы этот момент не сбивался, трамблёр нужно было содержать в порядке.

Его разбирали, чистили, смазывали — с точностью часовщика.

Капот поднят, мотор тёплый.

На столе — ветошь, баночка с бензином, старая зубная щётка.

Рядом крышка трамблёра, на контактах чёрный налёт.

Пахнет керосином и металлом.

Рука крутит бегунок, слышен лёгкий щелчок.

Так, аккуратно, чтобы не потерять пружинку — начинается чистка.

Трамблёр распределяет ток по цилиндрам, формируя момент зажигания.

На советских автомобилях (ВАЗ, Москвич, ГАЗ) применялись контактные системы, где износ контактов напрямую влиял на работу двигателя.

Завод предписывал проверку каждые 10 000 км, но в гаражах этим занимались чаще — при первых сбоях или неровной работе мотора.

Снимали крышку — два зажима, и перед глазами медный бегунок.

Контакты прерывателя — в нагаре.

Брали кусочек наждачной бумаги «нулёвку», складывали пополам и аккуратно протягивали между пластинами.

После шлифовки продували ртом или сжатым воздухом из шланга.

Подвижные части смазывали каплей масла — «не больше спички».

Оси проверяли на люфт, подпружиненные грузики — на лёгкость хода.

Если закисали, вымачивали их в бензине, потом сушили на ветоши.

Бегунок протирали спиртом, контакты зачищали ластиком или тонким надфилем.

Проверяли крышку: трещины, следы пробоя, угольный стержень на месте.

Когда всё блестело, собирали обратно.

Проворачивали вал — щёлк, плавный ход, как у часов.

— Глянь, искрит ещё?

— Нет, ровно пошло.

— Значит, добрался до сути.

В каждом гараже лежала коробка с крышками, бегунками и контактами.

Часть — старые, часть — «на запас».

Многие вели тетрадь, где отмечали дату последней чистки и зазор контактов.

Лампочка на проводе висела постоянно — проверяли замыкание.

Когда катушка работала, но мотор стрелял, все знали: дело в трамблёре.

Иногда детали не подходили по модели — подгоняли напильником.

Если пружина ослабла, растягивали пассатижами.

Если не хватало уголька, вставляли от старой батарейки.

Гаражный стол превращался в мини-лабораторию: запах бензина, щёлканье, блеск меди под светом лампы.

Контакты никогда не протирали тряпкой после шлифовки — оставляла ворс.

Проверяли зазор лезвием от бритвы — 0,4 миллиметра.

Для смазки использовали не графит, а машинное масло И-20А — меньше пыли.

Бегунок проверяли тестером или просто подавая ток через лампу — если моргает, значит, цел.

Чтобы не пробивало крышку, протирали её изнутри спиртом и сушили у батареи.

Опытные ставили метку маркером на корпусе — положение, при котором мотор шёл идеально.

Потом по ней ориентировались при каждой регулировке.

К вечеру трамблёр блестел чистыми контактами.

Проворачивали вал — мягко, без заеданий.

Мотор завёлся сразу, ровно, будто благодарил.

В гараже стало тихо.

А дальше — про крышку и провода высокого напряжения: как искали пробои и меняли колпачки.

А ты разбирал свой трамблёр или просто менял крышку?