Найти в Дзене

Боги среди нас: как мифология отражается в современных играх

«Чаще всего в игры играют люди, потерявшие душевное равновесие; в целом можно сказать, что чем больше встревожен человек, тем упорнее он играет» © Эрик Берн «Игры, в которые играют люди» В прошлой публикации, поделилась сутью игр, его смыслом, а также, описанием, как один из участников приглашает сыграть в его игру. Данная статья покажет на примере известной игры, как происходит захват вашего внимания и скрытый посыл каждой роли (жертвы, спасателя и преследователя). Прототипом роли являются мифологические персонажи из Древней Греции, а именно: Тантал (жертва), кентавр Хирон (спасатель) и Зевс (преследователь). Да, немного исторического просвещения! Если ты, дорогой читатель, не ознакомлен с трансактным анализом и не читал мои статьи по этой теме, 100% - понимания, 0% - осуждения. Вкратце расскажу про что этот «зверь», и чем, как говорится, его едят! Итак, каждый из нас, время от времени играет в игры. Не стоит путать с играми, где есть чётко обговоренные правила. Цель игры в трансактно
Оглавление
Картинка взята из Pinterest
Картинка взята из Pinterest
«Чаще всего в игры играют люди, потерявшие душевное равновесие; в целом можно сказать, что чем больше встревожен человек, тем упорнее он играет»
© Эрик Берн «Игры, в которые играют люди»

В прошлой публикации, поделилась сутью игр, его смыслом, а также, описанием, как один из участников приглашает сыграть в его игру. Данная статья покажет на примере известной игры, как происходит захват вашего внимания и скрытый посыл каждой роли (жертвы, спасателя и преследователя).

Прототипом роли являются мифологические персонажи из Древней Греции, а именно: Тантал (жертва), кентавр Хирон (спасатель) и Зевс (преследователь). Да, немного исторического просвещения!

Если ты, дорогой читатель, не ознакомлен с трансактным анализом и не читал мои статьи по этой теме, 100% - понимания, 0% - осуждения. Вкратце расскажу про что этот «зверь», и чем, как говорится, его едят!

Разгадываем игру богов: истинный смысл «Изъяна»

Итак, каждый из нас, время от времени играет в игры. Не стоит путать с играми, где есть чётко обговоренные правила. Цель игры в трансактном анализе – оправдание своего поведения.

Вы верно спросите, почему это называется играми?! Отвечаю: потому что мы исполняем роли, отведённые нам с детства (родителями или иными воспитывающими фигурами). А там их родителями, и их родителями и т.д. и т.п. Делаем это автоматически, бессознательно. Играя, человек как бы искусственно получает то, чего ему не хватает: близости, принятия, любви, заботы, поддержки, внимания.

Важно отметить, что этот вид времяпровождения нейтрален. То есть, это нормально! Людям нужны эти игры! До поры, до времени.

Перейдём к всеми до боли знакомой игре «Изъян». В чём заключается суть игры?

Идея в том, что человек стремится найти и подчеркнуть недостатки – свои собственные или чужие – чтобы получить определённую выгоду. Эта «выгода» редко бывает осознанной и часто сводится к избеганию ответственности, оправданию неудач или привлечению внимания. В основе лежит убеждение: «Я недостаточно хорош/-а».

Пример: представьте себе группу коллег, работающих над проектом. Один из них постоянно жалуется: «Я ужасно делаю презентации, у меня всегда всё не так» (жертва). Другие коллеги начинают его успокаивать: «Да нет, всё нормально, ты просто волнуешься» (спасатель, преследователь). В итоге обсуждение переходит на то, какой он «неумелый», вместо того чтобы сосредоточиться на улучшении презентации.

Как когнитивный психолог, не могу оставить тебя, дорогой читатель, без примеров предложений, распространённых в этой игре каждой роли из драматического треугольника.

Типичные фразы Тантала в игре «Изъян» и его скрытый посыл:

- «Я такой неуклюжий, вечно всё ломаю» (не жди от меня многого, я заранее оправдываю свои ошибки).

- «Мне всегда так сложно начинать что-то новое» (освободи меня от необходимости что-то делать, я и так страдаю).

- «Я слишком чувствительный/застенчивый/неуверенный для этого» (отнесись ко мне бережно, не требуй много).

Показательные фразы Хирона в игре:

- «Давай я это сделаю за тебя, ты же не справишься» (я сильнее и компетентнее тебя, мне нужно чувствовать себя нужным).

- «Бедный ты, какой ужас с тобой случился» (я конечно же сочувствую тебе, но рад, что у меня дела лучше).

- «Вот что тебе нужно сделать…» (я лучше знаю, что тебе нужно, ты сам не разберёшься).

Фразы Зевса в игре «Изъян»:

- «Ты должен был это знать/сделать/понять!» (ты глуп, и не соответствуешь моим ожиданиям, поэтому я вправе тебя осуждать).

- «Ты всегда такой… [неумелый, ленивый, безответственный]» (я навешиваю на тебя ярлык, чтобы оправдать свою агрессию).

- «Только и умеешь, что жаловаться!» (мне противно слушать твои проблемы, я не хочу тебе помогать, ты слабак).

Если вы наблюдаете, что попались на игру, то лучше сразу сделать паузу! Остановиться, когда что-то не нравится, это нормально! А чтобы распознать, в какую из ролей вас приглашают сыграть, спросите себя: «Что я сейчас чувствую?»

Грусть, обида, беспомощность, вина, стыд – это роль жертвы.

Жалость, нетерпимость, удовлетворённость, презрение, разочарование – спасателя.

Раздражение, злость, гнев, отвращение, недовольство – роль преследователя.

Как выйти из игры и начать жить по-своему: рекомендации КПТ и транзактного анализа

Давайте так, чтобы мне не повторяться, проще будет прочесть статьи про роли в играх. Их можно найти по заголовкам Тантал, Хирон и Зевс. Здесь же, приведу пример того, как выглядит диалог, который позволяет выйти из игры «Изъян» и деструктивной роли.

Представьте, что коллега постоянно жалуется вам на начальника, вместо того чтобы что-то предпринять.

Он: «Начальник опять придирается, вот козёл! Меня никто не ценит!»

Вы, чтобы не впасть в жертву:

+ «Мне кажется, ты очень талантливый сотрудник. Может, стоит рассмотреть другие возможности, если тебе так некомфортно на этой работе?».

+ «Знаешь, я думаю, что у всех бывают разные сильные стороны. Может быть, в презентациях тебе не так комфортно, но ты отлично находишь информацию и анализируешь данные. Давай объединим усилия?»

Вы, чтобы не впасть в спасателя:

+ «Подожди, не говори так! Я уверен, что у тебя есть потенциал. Может быть, тебе просто нужны какие-то советы или ресурсы. Я могу поделиться своим опытом, если хочешь».

+ «Почему бы тебе не разбить процесс создания презентации на более мелкие шаги? Например, сначала определиться со структурой, потом собрать информацию, потом разработать дизайн. Это может помочь тебе чувствовать себя увереннее».

Вы, чтобы не впасть в преследователя:

+ «Знаешь, мне кажется, что ты слишком строг к себе. Перфекционизм может быть врагом успеха. Просто попробуй сделать всё, что в твоих силах, и не вини себя за каждую мелочь».
+ «Слушай, каждому чего-то не дано. Но ты должен понимать, что, когда ты жалуешься, ты демотивируешь и нас, и себя».

Важно помнить, что цель этих фраз – не изменить коллегу, а изменить динамику взаимодействия и показать ему другие, более конструктивные способы реагирования на свои «изъяны».

Выход из игр – это процесс, требующий времени, усилий и терпения. Не бойтесь обращаться за помощью к психологу или психотерапевту. Мы не кусаемся!