Найти в Дзене
От чтения к сочинению

Разбор тем итогового сочинения 2024 года + предположения тем 3 декабря 2025 года

Всем привет! Рада видеть вас в своем уютном (и полезном) канале! 😊 Если вы здесь, значит, декабрьское сочинение уже не за горами, но я знаю: с правильной подготовкой никакие темы не страшны! Вот темы прошлого года 2024 Суть: Идеалы как двигатель прогресса и внутренний стержень человека. Без стремления к лучшему нет развития.
Как раскрывать: Литература: «Война и мир» (поиски Пьера Безухова, идеалы декабристов), «Преступление и наказание» (идеал Раскольникова и его последствия), поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (идеал счастья). Аргументы: Личные (цель в жизни), исторические (учёные, первооткрыватели), общественные (борцы за справедливость). Суть: Уважение вызывают поступки, требующие преодоления (страха, эгоизма, обстоятельств) и совершенные во имя добра.
Как раскрывать: Критерии: Мужество, самопожертвование, милосердие, честность, стойкость. Литература: «Капитанская дочка» (поступок Петра Гринёва), «Судьба человека» (подвиг Андрея Соколова), «Уроки французского» (жертвенност
Оглавление

Всем привет! Рада видеть вас в своем уютном (и полезном) канале! 😊

Если вы здесь, значит, декабрьское сочинение уже не за горами, но я знаю: с правильной подготовкой никакие темы не страшны!

Вот темы прошлого года 2024

-2

Тема 112: Достоевский об идеалах

Суть: Идеалы как двигатель прогресса и внутренний стержень человека. Без стремления к лучшему нет развития.
Как раскрывать:

Литература: «Война и мир» (поиски Пьера Безухова, идеалы декабристов), «Преступление и наказание» (идеал Раскольникова и его последствия), поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (идеал счастья).

Аргументы: Личные (цель в жизни), исторические (учёные, первооткрыватели), общественные (борцы за справедливость).

Тема 213: Поступки, заслуживающие уважения

Суть: Уважение вызывают поступки, требующие преодоления (страха, эгоизма, обстоятельств) и совершенные во имя добра.
Как раскрывать:

Критерии: Мужество, самопожертвование, милосердие, честность, стойкость.

Литература: «Капитанская дочка» (поступок Петра Гринёва), «Судьба человека» (подвиг Андрея Соколова), «Уроки французского» (жертвенность Лидии Михайловны).

Тема 307: За что дети уважают родителей

Суть: Уважение основано не на страхе, а на признании нравственных качеств и поступков родителей.
Как раскрывать:

Причины: Честность, трудолюбие, верность своим принципам, любовь и поддержка в трудную минуту, способность признавать ошибки.

Литература: «Телеграмма» (Паустовский), «Уроки французского» (образ матери), «Отцы и дети» (взгляд Аркадия на своего отца).

Тема 404: Люди, давшие имя эпохе

Суть: Такие личности становятся символом своего времени, его главной идеей или самым значительным изменением.
Как раскрывать:

Кто это?: Правители (Петровская эпоха), деятели искусства и науки (Эпоха Возрождения – Леонардо да Винчи).

Литература: Можно говорить о литературных эпохах (Пушкин – «золотой век») или приводить исторических личностей как пример (Сталинская эпоха в «Архипелаге ГУЛАГ» Солженицына).

Тема 510: Угроза, объединяющая человечество

Суть: Глобальные угрозы, перед лицом которых бессмысленны внутренние распри.
Как раскрывать:

Примеры угроз: Пандемия («Чума» Альбера Камю), экологическая катастрофа, угроза ядерной войны, столкновение с астероидом (как в фильмах).

Аргументы: Пандемия COVID-19 показала, как мир может объединиться для создания вакцины. В литературе – борьба с общей бедой в романах-катастрофах.

Тема 604: Искусство о подвиге

Суть: Искусство увековечивает подвиг, делая его достоянием всех поколений и вызывая гордость и сопереживание.
Как раскрывать:

Примеры: Картина «Оборона Севастополя» (А. Дейнека), скульптура «Родина-мать зовёт!», песня «Бухенвальдский набат», фильм «А зори здесь тихие» (Б. Васильев), поэма «Василий Тёркин» (А. Твардовский).

Суть: Эти произведения не просто рассказывают, а эмоционально передают масштаб подвига, заставляя помнить и чтить его.

ПОМНИТЕ!!!

Точные темы становятся известны только за 15 минут до начала сочинения. Однако они всегда формулируются в рамках пяти официальных направлений, которые ФИПИ объявляет заранее (обычно в начале учебного года).

На основе тенденций прошлых лет и актуальных общественных дискуссий я могу предположить, какие направления и конкретные вопросы имеют высокую вероятность появиться в 2025 году.

Примерные темы 03.12.2025

-3

Человек и природа: экология и нравственность

Примерные темы:
Согласны ли вы с утверждением, что природа - это храм, а не мастерская?
В чём заключается нравственный долг человека перед природой?
Почему проблему экологии называют «нравственной»?
Как художественная литература доказывает необходимость бережного отношения к миру природы?

Ключевые произведения: «Прощание с Матёрой» (Распутин), «Царь-рыба» (Астафьев), «Не стреляйте в белых лебедей» (Васильев)

Семья и традиции: опора в меняющемся мире

Примерные темы:
Что, по-вашему, важнее в семье: строгость правил или взаимопонимание?
Всегда ли опыт старшего поколения ценен для молодёжи?
Что означает понятие «родина начинается с семьи»?
Почему так важно сохранять семейные традиции?

Ключевые произведения: «Капитанская дочка» (Пушкин), «Война и мир» (семьи Ростовых, Болконских), «Тихий Дон» (Шолохов), «Отцы и дети» (Тургенев).

Технологии и будущее: вызовы и надежды

Примерные темы:
Что важнее для прогресса: технические открытия или нравственное развитие?
Несут ли современные технологии угрозу человечности?
Может ли машина заменить человека?
Как интернет и социальные сети влияют на личность и общение?

Ключевые произведения: «Мы» (Замятин), «451° по Фаренгейту» (Брэдбери), «Преступление и наказание» (теория Раскольникова как «вирус"), рассказы Рэя Брэдбери.

Героизм и подвиг в современном мире

Примерные темы:
Как вы понимаете выражение «герой нашего времени»?
Можно ли совершить подвиг в обычной, мирной жизни?
В чём проявляется нравственная сила человека?
Кого можно назвать настоящим героем?

Ключевые произведения: «Судьба человека» (Шолохов), «А зори здесь тихие...» (Васильев), «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), «Обломов» (Штольц как герой труда).

Искусство и его роль в жизни человека

Примерные темы:
Способно ли искусство изменить жизнь человека?
Какую роль в становлении личности играет красота?
Почему подлинное искусство называют «вечным»?
Что важнее в искусстве: талант или моральная ответственность творца?

Ключевые произведения: «Портрет» (Гоголь), «Моцарт и Сальери» (Пушкин), «Улыбка» (Брэдбери)

Попробуйте написать сочинение, а клише вы найдете у меня в канале https://t.me/ruskege 😎