Всем привет! Рада видеть вас в своем уютном (и полезном) канале! 😊
Если вы здесь, значит, декабрьское сочинение уже не за горами, но я знаю: с правильной подготовкой никакие темы не страшны!
Вот темы прошлого года 2024
Тема 112: Достоевский об идеалах
Суть: Идеалы как двигатель прогресса и внутренний стержень человека. Без стремления к лучшему нет развития.
Как раскрывать:
Литература: «Война и мир» (поиски Пьера Безухова, идеалы декабристов), «Преступление и наказание» (идеал Раскольникова и его последствия), поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (идеал счастья).
Аргументы: Личные (цель в жизни), исторические (учёные, первооткрыватели), общественные (борцы за справедливость).
Тема 213: Поступки, заслуживающие уважения
Суть: Уважение вызывают поступки, требующие преодоления (страха, эгоизма, обстоятельств) и совершенные во имя добра.
Как раскрывать:
Критерии: Мужество, самопожертвование, милосердие, честность, стойкость.
Литература: «Капитанская дочка» (поступок Петра Гринёва), «Судьба человека» (подвиг Андрея Соколова), «Уроки французского» (жертвенность Лидии Михайловны).
Тема 307: За что дети уважают родителей
Суть: Уважение основано не на страхе, а на признании нравственных качеств и поступков родителей.
Как раскрывать:
Причины: Честность, трудолюбие, верность своим принципам, любовь и поддержка в трудную минуту, способность признавать ошибки.
Литература: «Телеграмма» (Паустовский), «Уроки французского» (образ матери), «Отцы и дети» (взгляд Аркадия на своего отца).
Тема 404: Люди, давшие имя эпохе
Суть: Такие личности становятся символом своего времени, его главной идеей или самым значительным изменением.
Как раскрывать:
Кто это?: Правители (Петровская эпоха), деятели искусства и науки (Эпоха Возрождения – Леонардо да Винчи).
Литература: Можно говорить о литературных эпохах (Пушкин – «золотой век») или приводить исторических личностей как пример (Сталинская эпоха в «Архипелаге ГУЛАГ» Солженицына).
Тема 510: Угроза, объединяющая человечество
Суть: Глобальные угрозы, перед лицом которых бессмысленны внутренние распри.
Как раскрывать:
Примеры угроз: Пандемия («Чума» Альбера Камю), экологическая катастрофа, угроза ядерной войны, столкновение с астероидом (как в фильмах).
Аргументы: Пандемия COVID-19 показала, как мир может объединиться для создания вакцины. В литературе – борьба с общей бедой в романах-катастрофах.
Тема 604: Искусство о подвиге
Суть: Искусство увековечивает подвиг, делая его достоянием всех поколений и вызывая гордость и сопереживание.
Как раскрывать:
Примеры: Картина «Оборона Севастополя» (А. Дейнека), скульптура «Родина-мать зовёт!», песня «Бухенвальдский набат», фильм «А зори здесь тихие» (Б. Васильев), поэма «Василий Тёркин» (А. Твардовский).
Суть: Эти произведения не просто рассказывают, а эмоционально передают масштаб подвига, заставляя помнить и чтить его.
ПОМНИТЕ!!!
Точные темы становятся известны только за 15 минут до начала сочинения. Однако они всегда формулируются в рамках пяти официальных направлений, которые ФИПИ объявляет заранее (обычно в начале учебного года).
На основе тенденций прошлых лет и актуальных общественных дискуссий я могу предположить, какие направления и конкретные вопросы имеют высокую вероятность появиться в 2025 году.
Примерные темы 03.12.2025
Человек и природа: экология и нравственность
Примерные темы:
Согласны ли вы с утверждением, что природа - это храм, а не мастерская?
В чём заключается нравственный долг человека перед природой?
Почему проблему экологии называют «нравственной»?
Как художественная литература доказывает необходимость бережного отношения к миру природы?
Ключевые произведения: «Прощание с Матёрой» (Распутин), «Царь-рыба» (Астафьев), «Не стреляйте в белых лебедей» (Васильев)
Семья и традиции: опора в меняющемся мире
Примерные темы:
Что, по-вашему, важнее в семье: строгость правил или взаимопонимание?
Всегда ли опыт старшего поколения ценен для молодёжи?
Что означает понятие «родина начинается с семьи»?
Почему так важно сохранять семейные традиции?
Ключевые произведения: «Капитанская дочка» (Пушкин), «Война и мир» (семьи Ростовых, Болконских), «Тихий Дон» (Шолохов), «Отцы и дети» (Тургенев).
Технологии и будущее: вызовы и надежды
Примерные темы:
Что важнее для прогресса: технические открытия или нравственное развитие?
Несут ли современные технологии угрозу человечности?
Может ли машина заменить человека?
Как интернет и социальные сети влияют на личность и общение?
Ключевые произведения: «Мы» (Замятин), «451° по Фаренгейту» (Брэдбери), «Преступление и наказание» (теория Раскольникова как «вирус"), рассказы Рэя Брэдбери.
Героизм и подвиг в современном мире
Примерные темы:
Как вы понимаете выражение «герой нашего времени»?
Можно ли совершить подвиг в обычной, мирной жизни?
В чём проявляется нравственная сила человека?
Кого можно назвать настоящим героем?
Ключевые произведения: «Судьба человека» (Шолохов), «А зори здесь тихие...» (Васильев), «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), «Обломов» (Штольц как герой труда).
Искусство и его роль в жизни человека
Примерные темы:
Способно ли искусство изменить жизнь человека?
Какую роль в становлении личности играет красота?
Почему подлинное искусство называют «вечным»?
Что важнее в искусстве: талант или моральная ответственность творца?
Ключевые произведения: «Портрет» (Гоголь), «Моцарт и Сальери» (Пушкин), «Улыбка» (Брэдбери)
Попробуйте написать сочинение, а клише вы найдете у меня в канале https://t.me/ruskege 😎