Государственное агентство по космической деятельности США NASA объявило о намерении расширить конкурс на создание посадочного модуля для миссии «Артемида-III», сообщает abcnews. Решение обусловлено техническими сложностями, с которыми столкнулась компания SpaceX при отработке корабля Starship и создании на его основе посадочного модуля HLS.
Что произошло?
Временно исполняющий обязанности главы NASA Шон Даффи в интервью CNBC 20 октября 2025 года заявил о намерении открыть конкурс на создание посадочного модуля для миссии «Артемида-III». Ранее SpaceX в 2021 году выиграла конкурс, предложив разработку за 2,9 миллиарда долларов, обогнав предложения компаний Blue Origin и Dynetics.
В агентстве отмечают озабоченность темпами разработки Starship HLS и сложностью логистики миссии, требующей множественных запусков. По текущим планам для миссии «Артемида-III» потребуется около шести запусков Starship версии V3 (которая ещё не летала) и около 20 запусков Starship версии V2. Учитывая, что миссия запланирована на 2027 год, озабоченность NASA понятна — времени действительно остаётся немного.
Какие технические сложности присутствуют в решении SpaceX?
Концепция использования Starship в качестве лунного посадочного модуля является технически сложной и амбициозной. На базе корабля Starship необходимо создать топливный танкер, способный к хранению криогенного топлива — жидкого метана и жидкого кислорода — на низкой околоземной орбите. Топливный танкер будет использоваться для нескольких заправок Starship HLS, который отправится к лунной гало-орбите.
Сам танкер потребуется заправлять «рядовыми» кораблями Starship в многоразовом исполнении — для чего необходима отработанная система перекачки топлива в невесомости, которую SpaceX только предстоит продемонстрировать.
На момент написания этой статьи Starship ещё не выполнял полный орбитальный полёт (полный виток по орбите), а его текущая грузоподъёмность (для версии V2) составляет около 35 тонн полезной нагрузки на орбиту — значительно меньше расчётных 100 тонн по эскизному проекту.
Помимо этого, для Starship HLS ещё предстоит разработать систему жизнеобеспечения и отработать баллистику спуска на лунную поверхность. В рамках контракта с NASA Starship HLS должен совершить одну беспилотную миссию с посадкой на лунную поверхность перед пилотируемым полётом — предварительная дата этого полёта до сих пор неизвестна.
Очевидно, что инженеры SpaceX столкнулись с большими техническими трудностями при отработке версии V2, чем ожидалось на этапе подписания контракта. Отработка базовой версии корабля оказалась более длительным и сложным процессом, что естественным образом влияет на сроки создания специализированного лунного варианта HLS.
Какие есть альтернативы?
В 2023 году NASA заключило контракт на разработку альтернативного резервного посадочного модуля с частной космической компанией Blue Origin, участвовавшей в изначальном конкурсе 2021 года. Модуль Blue Origin планируется к использованию в рамках миссии «Артемида-V». Учитывая текущую ситуацию с разработкой Starship HLS, именно Blue Origin рассматривается NASA как возможный подрядчик для миссии «Артемида-III». Однако о посадочном модуле Blue Origin пока известно немного — компания показывала лишь концептуальные изображения.
В ответ на заявления Шона Даффи глава SpaceX Илон Маск бурно отреагировал в социальных сетях, перейдя на личные оскорбления в адрес Даффи.
Что это означает?
Выбор Starship в качестве лунного посадочного модуля был смелым и нестандартным решением. Starship — чрезвычайно сложная и во многом революционная система, объединяющая функции тяжёлого носителя, орбитального корабля и лунного посадочного модуля в одном многоразовом комплексе.
Для SpaceX участие в программе «Артемида» стало логичным продолжением их долгосрочной стратегии развития Starship — универсальной платформы для пилотируемых миссий за пределы околоземного пространства. Компания публично заявляла, что главная цель создания Starship — обеспечение полётов на Марс и создание там самоподдерживающейся колонии. Контракт NASA не только поддерживает эти разработки финансово, но и стимулирует создание принципиально новых технологий, которые в будущем могут изменить подход к исследованию дальнего космоса.
Однако масштаб технических задач, стоящих перед SpaceX, оказался значительно больше, чем представлялось на этапе заключения контракта. Отработка базовой версии Starship V2 потребовала больше времени и ресурсов, чем планировалось. Это естественный процесс при создании революционных технологий, но он неизбежно влияет на общие сроки программы.
NASA находится в сложной ситуации. В речах сотрудников агентства и Шона Даффи постоянно звучит тема «второй лунной гонки» — но теперь не с СССР, а с Китайской Народной Республикой, которая заявила о своих планах по высадке человека на Луну до 2030 года. Китай также планирует создание там Международной научной лунной станции (МНЛС), в соглашении о создании которой участвует и Российская Федерация.
Для NASA принципиально важно вернуться на Луну первыми, как и 55 лет назад. Именно поэтому агентство рассматривает все возможные варианты ускорения программы, включая привлечение дополнительных подрядчиков.
Заключение
Разработка систем для дальнего космоса всегда сопряжена с неожиданными техническими вызовами. История освоения космоса знает немало примеров, когда амбициозные проекты сталкивались с серьёзными трудностями на пути к реализации.
Хочется пожелать инженерам SpaceX успешно справиться с принятым на себя вызовом. Создание работающей системы для полётов к Луне и дальше — это не только вопрос национального престижа, но и важный шаг для всей человеческой цивилизации.
Главное, чтобы эта революционная техника создавалась на благо всего человечества, для мирного освоения космоса и расширения границ нашего присутствия во Вселенной.