Нина Гребешкова более чем на тридцать лет пережила своего мужа, режиссёра Леонида Гайдая. Он считал её музой, другом и главным критиком. Актрисы не стало 10 мая, на 95-м году жизни.
Несмотря на то что Гребешкова была женой знаменитого режиссёра, громких ролей от супруга она не получала. Шутила, что это к лучшему : зато ни одного фильма не испортила! За 40 лет, прожитых с Гайдаем, Нина Павловна привыкла быть декорацией, вторым планом, оттеняющим гениального мужа. Актриса даже не задумывалась, как бы сложилась её жизнь, не встреть она будущего режиссёра ещё в студенчестве. И Гребешкова, и Гайдай не просто пережили военные годы. Он сразу после школы ушёл воевать, получил тяжёлое р.а.н.е.н.и.е. Она, будучи на семь лет младше, войну пережила в эвакуации вместе с матерью и братьями. Голодала, терпела лишения, но не жаловалась. Уже тогда лёгкий нрав и чувствово юмора помогали девочке справиться с невзгодами. В Пензенской области, куда Нина попала в эвакуацию, она пошла в школу.
Уроки вели педагоги из Фрунзенской академии. Учителя оказались такими талантливыми, что вскоре и сама Гребешкова решила получить эту профессию. Но тут вмешался его величество случай. Как-то раз Нина пришла на день рождения к своей подруге Маше. Отец девочки, поэт Владимир Луговской спросил у юных гостей, с чем они собираются связать свою жизнь. Поделилась и Нина, но тут же услышала : " Тебе в актрисы надо!"
В тот вечер десятиклассница Гребешкова действительно удивила всех своим талантом. Она впервые попробовала крепкое вино, разгорячилась - пустилась в пляс, читала стихи, участвовала в конкурсах... В итоге Нина согласилась попробовать поступить в театральный, за компанию с Машей. Была уверена, что не пройдёт отбор : конкурс на место был слишком большим. Но удивительным образом в конечном списке нашлось место и для неё. Нина поступила во ВГИК. Чуть ли не с первого курса девушку стали приглашать сниматься. Первые роли были эпизодическими : даже в титрах юную актрису не указывали. Позже Нина снялась у самого Пырьева в фильме " Испытание верности" (1954). Правда так волновалась перед началом съёмок, что мэтру пришлось её успокоить : "Что ж ты вся дорожишь? Не волнуйся всё будет хорошо!"
И действительно, всё оказалось не так уж страшно. В своём дворе в Гагаринском переулке Гребешкова стала настоящей звездой. Нина соглашалась на все роли, которые ей предлагали, не подозревая, что встреча с " её " режиссёром ещё впереди.
Когда юная Ниночка только постигала азы не только актёрского мастерства, но и жизни, Гайдай уже повидал многое. Они учились на одном курсе, но были будто с разных планет. Он - фронтовик, очень серьёзный, староста курса и Сталинский стипендиат. На прихрамывающего после ранения Леонида Нина поначалу даже внимания не обращала. Казалось, между ними пропасть - не только в возрасте и опыте, но и в росте. Леонид был на целых 34 сантиметра выше! Однако, когда он предложил дружбу, Гребешкова охотно согласилась. Гайдай оказался умным, начитанным и образованным. Помог ей подготовиться к сложному экзамену, а потом выразил желание проводить до дому.
Как тут было отказаться? Вскоре такие прогулки по вечерам стали традиуией. Нина даже не подозревала, что из-за них он часто не успевает на последний троллейбус и ночует на вокзале. Лишнего девушка не позволяла : за руки они не держались, целовались на прощание исключительно в щёчку. Когда во время очередной прогулки Гайдай вдруг сказал : " Ну, что же мы всё ходим и ходим, давай поженимся!", Нина опешила. Решила, что это шутка. Но на следующий день Леонид поинтересовался, почему она пришла без документов, ведь им нужно идти в загс. Стало очевидно : молодой человек не шутит. Свадьба была скромная, с празднованием в коммунальной квартире друзей. Поселиться пришлось в комнате у родителей Гребешковой, где за стеной ютились ещё и братья Нины. В тесноте, да не в обиде! Нина оказалась мудрой, душевной и терпеливой супругой. Когда фильмы Гайдая стали набирать популярность, она приняла решение отойти в тень.
Родила режиссёру дочь Оксану, занялась домашними делами. В быту Гайдай оказался совершеннейшим ребёнком. Именно Нина накручивала новую лампочку, если перегорала старая, смазывала дверные петли, когда дверь начинала скрипеть. Даже машину в их семье водила Гребешкова. В конце концов актриса не выдержала : на ней было всё - дом, семья, работа. Да, муж получал неплохие гонорары за свои фильмы, но случалось это нечасто, а всё остальное время кормильцем была Гребешкова : " Ухожу от тебя!" - заявила она мужу однажды. Тот был шокирован : "Нина, ты что? Я же без тебя пропаду!"
И она осталась. Нет, Гребешкова не надеялась, что всё изменится, - напротив, полностью приняла этого человека. Всё же он гений, а все они люди непростые. Актриса была рада хоть иногда соприкасаться с тем, что создавал Гайдай. Наверняка внутри себя она мечтала о громких ролях в фильмах мужа. Но он, если и предлагал, то лишь эпизоды. Нина соглашалась и на них.
Ближе к старости Гайдай много болел. Он почти перестал снимать кинофильмы, а Нине Павловне приходилось посвящать всю себя уходу за супругом. Когда Леониду Иовичу было 70,он попал в больницу с диагнозом о.т.ё.к л.е.г.к.о.г.о. Гребешкова поселилась в палате мужа, не отходя от него ни на минуту. Неудивительно, что и в последние мгновения жизни режиссёра она оказалась рядом с ним. Держала за руку, кода Гайдай в последний раз посмотрел на свою музу. Похоронив мужа актриса призналась : " Хорошо, сто он ушёл первым! Если бы на его месте была я, как бы он справился в одиночку?"
Нине Павловне действительно удалось невозможное - после сорока лет совместной жизни не впасть в депрессию и не опустить руки после ухода любимого. У неё осталась дочь Оксана и внучка Оля, которым нужно внимание и любовь мамы и бабушки. Отвлечься от тоски, которая всё же порой накатывала, помогали съёмки. Они были редкими, но большей загруженности актрисе и не хотелось. Уже после смерти Леонида Гайдая до неё переодически стали доходить нелестные воспоминания о нём. Так, актриса Наталья Варлей в своих мемуарах внезапно призналась, что Леонид Иович во время съёмок "Кавказской пленницы" оказывал ей знаки внимания и даже пытался поцеловать.
Конечно, все хотели получить комментарий Гребешковой. Но радовать публику она не стала, сказала лишь : "К Гайдаю обращайтесь, но он уже помер 25 лет тому назад. А мне это неинтересно".
Что бы скрыться от слухов и сплетен, Нина Павловна стала чаще бывать за городом, на даче. Всё реже появлялась на мероприятиях, предпочитая общество родных. Даже о её смерти дочь и внучка объявили лишь спустя два дня. А церемонию прощания предпочли сделать закрытой, что бы проститься с близким человеком без лишнего внимания!