В восьмидесяти пяти километрах к северо-востоку от Бейрута, у подножия Антиливанских гор, среди плодородной долины Бекаа, стоят руины, перед которыми меркнет слава египетских пирамид. Древний Баальбек, или Гелиополис, как называли его греки, хранит тайну, которая не даёт покоя учёным уже несколько столетий. Здесь, среди обломков римских колонн и храмов, покоится платформа из камней, каждый из которых весит столько, сколько современный авиалайнер. И никто не может с уверенностью сказать, как они туда попали.
Когда статистика перестаёт быть сухой
Представьте себе камень длиной двадцать один метр, высотой почти пять метров и шириной четыре метра. Теперь представьте, что он весит восемьсот тонн. А теперь представьте, что таких камней три, и они уложены рядом друг с другом на высоте семи метров над землёй. Это и есть знаменитый Трилитон Баальбека, три мегалита западной подпорной стены храма Юпитера, которые составляют одну из величайших загадок древней истории.
Для сравнения, самый большой каменный блок в пирамиде Хеопса весит около девяноста тонн. В девять раз меньше. Современные строительные краны способны поднимать грузы весом до двухсот-трёхсот тонн, и то не все. А восемьсот тонн? Это требует специального оборудования, которого в древности, по логике официальной истории, быть не могло.
Но это ещё не всё. В километре от храмового комплекса, в древней каменоломне, лежит так называемый Южный камень, или как называют его арабы, Камень беременной женщины. Его вес превышает тысячу тонн. Это самый большой обработанный человеком камень из когда-либо найденных. Он так и остался лежать в карьере, не дойдя до места назначения. А в девяностых годах прошлого века археологи обнаружили в той же каменоломне ещё один блок, весом около тысячи трёхсот тонн, а в две тысячи четырнадцатом году Германский археологический институт нашёл третий монолит, массой около тысячи шестисот пятидесяти-семидесяти тонн.
Эти цифры заставляют задуматься. Для транспортировки тысячешестисоттонного блока понадобилось бы несколько тысяч человек, километры деревянных катков, сложнейшая система рычагов и кабестанов. И всё это ради одного камня. Зачем?
Город, старше истории
Существуют предания, что в сто тридцать третьем году от сотворения мира братоубийца Каин, укрываясь от божьего гнева, основал в долине город, пригласив для строительства гигантов, которые сложили из колоссальных мегалитов вечные строения. Затем случился Великий Потоп, после которого гиганты восстанавливали город.
Легенды легендами, но археологические свидетельства говорят о том, что место это действительно древнее. Очень древнее. Загадка в том, что официальная история приписывает строительство храмов Баальбека римлянам, которые действительно возвели здесь грандиозный комплекс в первом веке нашей эры. Но римляне строили на уже существующем фундаменте. Команда итальянских археологов во главе с Джулио Магли в своем исследовании доказывает, что строительство подвала было начато около пятнадцатого года до нашей эры, то есть храм был заложен при царе Ироде Великом.
Однако разница между римскими постройками и мегалитической платформой видна невооружённым глазом. Французский архитектор и археолог Жан-Пьер Адам, который в семидесятых годах двадцатого века провёл детальное исследование Баальбека, отмечал, что стиль и масштаб платформы никак не соответствуют римской архитектуре. Римляне строили изящно, с чувством пропорции. Мегалиты Баальбека — это нечто иное. Это монументальность ради монументальности. Титаническая архитектура, как называли её древние греки.
Ещё более интригующим является тот факт, что мегалиты Баальбека как близнецы похожи на блоки, уложенные в стену Второго Иерусалимского Храма, сохранившийся фрагмент которой известен как Стена Плача. Размеры блоков чуть меньше баальбекских, но форма и способ обработки совпадают полностью, как будто они были изготовлены на одной фабрике.
Технологии, которых не было
Вопрос транспортировки и установки мегалитов Баальбека мучает исследователей столетиями. Сейчас не имеется ни одной однозначно признанной научным сообществом версии добычи и транспортировки камней баальбекского трилитона. Существует лишь множество гипотез относительно этих процессов.
Традиционная археология предлагает несколько объяснений. Наиболее распространённое предполагает использование известных с древних времён простейших механизмов — рычагов и кабестанов. Действительно, в восемнадцатом веке в России был осуществлён беспрецедентный проект по транспортировке Гром-камня, который стал постаментом для Медного всадника в Санкт-Петербурге. Четыреста рабочих переместили Гром-камень, вдвое более тяжёлый, чем камни трилитона, на расстояние в десять раз большее. Совокупный вес перемещаемого камня составлял тысячу пятьсот тонн, и для этого была разработана хитроумная система катков, рычагов и кабестанов.
Казалось бы, прецедент создан. Но есть несколько существенных отличий. Во-первых, Гром-камень тащили по относительно ровной местности, в то время как камни Баальбека нужно было не только перетащить на километр, но и поднять на высоту семи метров. Во-вторых, для транспортировки Гром-камня была создана специальная деревянная платформа с медными желобами, по которым двигались бронзовые шары. Восемнадцатый век — это уже эпоха относительно развитой инженерии. А что было у строителей Баальбека две-три тысячи лет назад?
Точность, которой не должно было быть
Но ещё более озадачивающей, чем транспортировка, является обработка камней. Точность этих мегалитов захватывает дух, они расположены таким образом, что между ними невозможно поместить даже листа бумаги. Камни подогнаны друг к другу с ювелирной точностью, без использования раствора или цемента. Поверхности идеально гладкие, углы — геометрически правильные.
В каменных блоках сделаны квадратные углубления. Их очень много, причём глубина и размер этих выемок одинаковы с погрешностью в миллиметры. Создаётся впечатление, что камни обрабатывались на станках, а не вручную примитивными инструментами. Для чего предназначались эти углубления? Гипотез множество, но ни одна не стала общепризнанной.
Голос науки
Официальная наука придерживается позиции, что Баальбек построили люди, используя доступные в древности технологии. Жан-Пьер Адам в своей работе девятьсот семьдесят седьмого года детально описал возможные механизмы транспортировки мегалитов. Для доставки материалов от каменоломни до места строительства необходимо было подготовить дорогу, на которой продольно располагались деревянные брусья для создания прочной поверхности движения катков. Учитывая различия в уровнях между местом добычи и святилищем, транспортировка блоков первых слоёв облегчалась тем, что её вели по наклонной поверхности.
Адам рассчитал, что для перемещения одного блока трилитона потребовалось бы шесть механизмов, на которых работали сто сорок четыре человека, обеспечивавших тяговое усилие около семидесяти восьми тонн. Теоретически, это возможно. Но теория — одно, а практика — совсем другое.
Однако даже среди академических учёных находятся те, кто сомневается в традиционных объяснениях. Немецкие археологи, заново открывшие Баальбек в тысяча восемьсот девяносто восьмом — тысяча девятьсот пятом годах, высказали предположение о том, что циклопические храмы — это творение внеземных цивилизаций. Правда, официально эта версия была быстро отвергнута, но сам факт её появления среди серьёзных учёных о многом говорит.
Гипотеза утраченной цивилизации
Существует иная, не менее интересная версия происхождения мегалитов Баальбека, которая не требует привлечения инопланетян, но ставит под сомнение традиционную хронологию человеческой истории. Некоторые исследователи предполагают, что за строительством всех мегалитических сооружений стоит одна и та же цивилизация, которая обладала высоким технологическим уровнем, однако оставалась бесписьменной.
Эта гипотеза объясняет поразительное сходство мегалитических построек в разных частях света — от Баальбека до Тиуанако в Боливии, от египетских пирамид до загадочных сооружений острова Пасхи. Все они демонстрируют технологии обработки камня, которые кажутся неуместными для своего времени. Все они построены с использованием гигантских, идеально подогнанных блоков. И все они окружены преданиями о богах или великанах, которые принесли людям знания.
Захария Ситчин, известный исследователь древних текстов, изучив содержание шумерских, ассирийских и вавилонских глиняных табличек, пришёл к заключению, что в Древнем мире должно было существовать несколько мест, где могли совершать посадку космические аппараты. Эти места, скорее всего, находились на территориях самых древних цивилизаций, следы которых обнаружены в Египте, Центральной Америке и Баальбеке.
Конечно, большинство академических учёных категорически отвергают подобные теории. Но факты упрямы. Баальбек действительно стоит на одной линии с другими древнейшими сооружениями планеты. И все они демонстрируют уровень инженерного мастерства, который теоретически был недоступен людям того времени.
Свидетельство из космоса
Интересно, что гипотезу о связи Баальбека с внеземными технологиями поддержал не кто иной, как российский космонавт Георгий Гречко. На конференции в Бейруте в марте две тысячи одиннадцатого года Гречко недвусмысленно заявил, что Баальбек помогали строить внеземные цивилизации. Он сказал: «Возможно, нет прямых доказательств того, что инопланетяне посещают нашу планету, но есть множество косвенных доказательств. Я приехал в Ливан, чтобы посетить храм Юпитера, возвышающийся на грандиозной каменной платформе. Тогда не было современных кранов, которые могли бы поднять гигантские камни весом в тысячи тонн и поставить их друг на друга так плотно, что между ними невозможно вставить лезвие самого тонкого ножа.»
Слова космонавта, человека, видевшего Землю из космоса, производят впечатление. Но даже если отбросить версию о внеземном вмешательстве, остаётся вопрос: кто же на самом деле построил платформу Баальбека?
Технологии, о которых мы забыли
Существуют предания, сохранившиеся в различных культурах, о древних технологиях работы с камнем, которые были утеряны с течением времени. Сохранились предания о том, что в древности люди обладали уникальными технологиями размягчения камней и подъёма и переноса камней с помощью акустики, звука. В перуанском музее Тиауанако хранится керамическая дудка, украшенная священными символами древней цивилизации. Некоторые исследователи полагают, что этот инструмент использовался для строительных целей — переноса камней.
Звучит фантастически? Возможно. Но современная физика знает о левитации с помощью звуковых волн. Акустическая левитация — это реальное явление, которое активно изучается сегодня. Может быть, древние знали о ней гораздо больше, чем мы думаем?
Японский физик Мичио Каку в книге «Параллельные миры» рассматривает вопрос о том, какими были бы технологии цивилизаций, опережающих нашу на тысячи или миллионы лет. Его выводы заставляют задуматься. Цивилизация, способная манипулировать гравитацией, управлять материей на квантовом уровне, использовать энергию вакуума — для неё перемещение тысячетонных блоков не составило бы никакого труда.
Эзотерик Друнвало Мельхиседек пишет в книге «Древняя тайна Цветка Жизни», что высокоразвитая цивилизация создавала конструкции с использованием очень прочных природных материалов, которые сохранились бы десятки тысяч лет. Именно поэтому они не использовали металлы или синтетические материалы — только камень, способный пережить тысячелетия.
Незавершённая симфония
Один из самых загадочных аспектов Баальбека — это ощущение незавершённости. Все великие баальбекские постройки производят впечатление незавершённости. Возможно, цивилизация, строившая их, предчувствовала свой близкий конец и оставила в память о себе Великие террасы Баальбека.
Южный камень так и остался лежать в каменоломне, словно работы были внезапно прерваны. Другие заготовки тоже не завершены. Создаётся впечатление, что строительство остановилось в один момент. Почему? Что произошло с теми, кто возводил эти циклопические сооружения?
Может быть, произошла катастрофа? Землетрясение? Или нечто более масштабное — климатическая катастрофа, война, эпидемия? Мы не знаем. Но факт остаётся фактом: грандиозный проект был оставлен на полпути.
Под городом обнаружены подземные ходы, которые ещё не полностью изучены. Эти туннели огромны — больше, чем тоннели в современном метро. Нижний уровень коридоров выполнен из мегалитических блоков. Для чего они предназначались? Система водоснабжения? Хранилища? Или что-то иное?
В северо-восточном углу комплекса имеется участок коридоров из мегалитических блоков с арочными сводами, уложенных в неправильном порядке. Это говорит о том, что они были перебраны позже, возможно, после какого-то разрушения. Что там было изначально? И почему потребовалась реконструкция?
Лестница для великанов
Особого внимания заслуживает лестница, ведущая к храму Юпитера. Каждая ступень высечена из огромных каменных блоков, и на каждой может свободно разместиться сто человек.
Это не лестница — это платформы, ведущие к небу. Для кого она предназначалась? Для обычных людей такая лестница крайне неудобна. А вот для существ значительно большего роста она была бы в самый раз.
Легенды о великанах существуют практически у всех народов мира. От библейских нефилимов до греческих титанов, от скандинавских ётунов до славянских волотов. Все эти предания говорят о расе исполинов, которые жили на Земле в древности. Могли ли они быть реальными? Или это всего лишь мифологическое отражение страха первобытного человека перед силами природы?
Баальбекская лестница заставляет задуматься. Как и шестнадцатиметровые колонны храма Юпитера, вес каждой из которых составляет сорок пять тонн. Как древние люди смогли поставить их вертикально? И главное — зачем понадобились именно такие масштабы?
Современный взгляд
Сегодня Баальбек — это руины. Землетрясения, войны, разграбления — всё это оставило свой след. Шесть колонн храма Юпитера, возвышающиеся над долиной, — это всё, что осталось от грандиозного комплекса. Но даже эти обломки производят неизгладимое впечатление.
Ирландский архитектор Роберт Вуд, посетивший Баальбек в тысяча семьсот пятьдесят первом году, писал: «Руины Баальбека, если сравнивать их с древними городами, которые мы посетили в Италии, Греции, Египте и азиатских странах, представляются наиболее смелым архитектурным проектом, реализованным на сегодняшний день».
Прошло почти триста лет с момента этих слов, но Баальбек по-прежнему остаётся загадкой. Современная археология предлагает рациональные объяснения, но они не способны до конца убедить. Слишком много нестыковок. Слишком много вопросов без ответов.
Что мы знаем наверняка
Факты, которые не вызывают сомнений: Баальбек существует. Мегалитическая платформа реальна. Камни весом в сотни и тысячи тонн действительно были обработаны, перемещены и установлены. Кто-то это сделал. Как-то это было сделано.
Официальная версия гласит, что это дело рук людей, живших две-три тысячи лет назад, использовавших примитивные технологии. Альтернативные теории предполагают существование либо высокоразвитой древней цивилизации, либо внеземного вмешательства.
Истина, вероятно, лежит где-то посередине. Возможно, древние люди знали больше, чем мы думаем. Возможно, существовали технологии, которые были утеряны в результате катаклизмов или войн. Возможно, история человечества гораздо длиннее и сложнее, чем принято считать.
Баальбек не одинок. По всему миру разбросаны мегалитические сооружения, которые демонстрируют похожие технологии. Пума Пунку в Боливии — камни весом в сотни тонн, обработанные с микронной точностью. Ольянтайтамбо в Перу — полигональная кладка, где камни неправильной формы подогнаны друг к другу так, что между ними не проходит лезвие ножа. Саксайуаман — циклопическая крепость из блоков, весящих сотни тонн.
Все эти сооружения объединяет одно — невероятная точность обработки камня и использование блоков огромной массы. И все они окружены легендами о богах, которые принесли людям знания и помогли построить эти чудеса.
Совпадение? Или свидетельство существования глобальной цивилизации, которая существовала задолго до известных нам культур?
В поисках ответов
Археологи продолжают изучать Баальбек. Немецкий археологический институт проводит систематические раскопки. Каждый год приносит новые находки, новые данные. Но главная загадка остаётся нерешённой.
Может быть, ответ скрыт в подземных ходах, которые всё ещё ждут своих исследователей? Может быть, где-то в завалах лежит табличка с надписями, которая прольёт свет на историю строительства? Или секрет Баальбека навсегда останется тайной, унесённой временем?
Одно можно сказать точно: Баальбек — это не просто архитектурный памятник. Это вызов нашему пониманию истории, нашим представлениям о возможностях древних людей, нашей уверенности в том, что мы знаем прошлое.
Второе «но» — совершенно точно можно утверждать, что римляне не обладали ни знаниями, ни технологиями, при помощи которых можно было передвигать тысячетонные глыбы и тем более поднимать их на высоту. Вообще, ни одна известная древняя цивилизация не обладала подобными знаниями и технологиями.
Это утверждение заставляет задуматься. Если не римляне, не греки, не финикийцы — то кто? Неизвестная цивилизация, существовавшая до всех известных нам культур? Цивилизация, которая исчезла так же внезапно, как и появилась, оставив после себя только каменные монументы?
Некоторые исследователи связывают Баальбек с допотопной эпохой. По их мнению, мегалитическая платформа была построена задолго до Всемирного потопа, упоминания о котором есть в мифологиях практически всех народов мира. После катаклизма знания были утеряны, а руины использовались последующими цивилизациями как основа для своих построек.
Эта гипотеза объясняет, почему римские храмы так контрастируют с мегалитическим основанием. Это две разные эпохи, два разных уровня технологий, две разные цивилизации, разделённые тысячелетиями.
Баальбек стоит уже тысячи лет. И, вероятно, простоит ещё тысячи. Молчаливый свидетель нашей истории. Хранитель тайн, которые, возможно, никогда не будут раскрыты.
А как думаете вы? К чему могут привести эти открытия? Что, если под руинами Баальбека скрыты технологии, которые изменят наше понимание истории человечества? Что, если правы те, кто говорит о существовании высокоразвитой допотопной цивилизации? И самое главное — готовы ли мы принять истину, какой бы невероятной она ни оказалась?