Найти в Дзене

"ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ ДОСТОЕВСКОГО (1980)" - ЭКРАНИЗАЦИЯ ОДНОГО ИЗ САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ ПЕРИОДОВ ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ

К сожалению, не так много фильмов существует о великом, русском писателе Ф. М. Достоевском (я имею ввиду именно биографические, художественные картины, а не экранизации его книг). Это даже удивительно в какой-то степени, если учесть, как много выделялось средств коммерческими и государственными организациями, на съемки не очень хороших фильмов о различных людям, так или иначе связанных со знаменитыми деятелями искусств нашей страны, однако мы имеем весьма ограниченное количество фильмов об одном из самым популярных авторов литературных произведений в мире. (всего один полнометражный фильм и один сериал, поправьте меня, пожалуйста, если я не права). Достоевский известен и любим не только в России, но и за границей, и не только зарубежные читатели выделяют Достоевского, как одного из самых значимых, мировых писателей, тот же Вуди Аллен, известный, американский кинорежиссёр, во многих фильмах больше или меньше касается творчества русского классика, а "Матч Поинт" (2005г.) и вовсе снят, к
Оглавление
Анатолий Солоницын и Евгения Симонова в главных ролях
Анатолий Солоницын и Евгения Симонова в главных ролях

К сожалению, не так много фильмов существует о великом, русском писателе Ф. М. Достоевском (я имею ввиду именно биографические, художественные картины, а не экранизации его книг). Это даже удивительно в какой-то степени, если учесть, как много выделялось средств коммерческими и государственными организациями, на съемки не очень хороших фильмов о различных людям, так или иначе связанных со знаменитыми деятелями искусств нашей страны, однако мы имеем весьма ограниченное количество фильмов об одном из самым популярных авторов литературных произведений в мире. (всего один полнометражный фильм и один сериал, поправьте меня, пожалуйста, если я не права).

Достоевский известен и любим не только в России, но и за границей, и не только зарубежные читатели выделяют Достоевского, как одного из самых значимых, мировых писателей, тот же Вуди Аллен, известный, американский кинорежиссёр, во многих фильмах больше или меньше касается творчества русского классика, а "Матч Поинт" (2005г.) и вовсе снят, как некое переложение "Преступления и наказания" на современный лад, правда, у Вуди Аллена немного другой финал. Крайне рекомендую к просмотру тем, кто ещё не видел!

главный герой "Матч Поинт" (2005г.) за чтением книги "Преступление и Наказание" Ф. М. Достоевского;
главный герой "Матч Поинт" (2005г.) за чтением книги "Преступление и Наказание" Ф. М. Достоевского;

К счастью, те немногочисленные киноленты, что мы имеем о гениальном прозаике, хороши, и "ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ ДОСТОЕВСКОГО" сняты достоверно, интересно, с талантливыми актёрами, внешний облик которых соответствует возрасту Фёдора Михайловича и Анны Григорьевны того жизненного периода, в котором происходили события фильма, соответствует внешним типажам писателя и его будущей жены; на одних актёрах плюсы не заканчиваются, парой слов, я скажу, что это - замечательный, познавательный, биографический фильм, но более широко, почему я так считаю, опишу ниже.

Сразу говорю, что у меня о картине, исключительно, положительные впечатления! И собственно моя рецензия - это, наверное, в большей степени, призыв к просмотру "ДВАДЦАТИ ШЕСТИ ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ ДОСТОЕВСКОГО", снятого в 1980г. режиссёром Александром Зархи.

Далее, мне бы хотелось рассказать о том, что же мне так понравилось, и, возможно, понравится вам!

Итак, поехали!

МНЕ ПОНРАВИЛСЯ АНАТОЛИЙ СОЛОНИЦЫН В РОЛИ ФЁДОРА МИХАЙЛОВИЧА

-3

Вот приблизительно такой образ Достоевского и складывался в моей голове, когда я сама пыталась представить писателя. Видна его чувствительность, какая-то невротичность, нервность, неприспособленность к бытовой жизни, зачастую, свойственная людям творческим. Взгляд Достоевского, который отыгрывает актёр - это вообще отдельный повод для разговора, мне показалось, что очень глубоким взглядом смог наделить Анатолий Солоницын своего героя: глаза актера передают большой жизненный опыт писателя, претерпевание разных обстоятельств жизни, творческие метания, страдания и т.д.

МНЕ ПОНРАВИЛАСЬ ЕВГЕНИЯ СИМОНОВА В РОЛИ АННЫ СНИТКИНОЙ (В БУДУЩЕМ, ДОСТОЕВСКОЙ)

-4

БОЖЕ МОЙ! Это же просто наслаждение, смотреть на наших советских актрис! Вы уж простите меня, кто не согласен, но эти прекрасные лица, не содержащие ботокса, накаченных губ, ринопластики и прочих хирургических вмешательств, делающих всех одинаковыми - это же просто бесконечно красиво, когда ты видишь натуральное, миловидное лицо, обладающее индивидуальностью! Я получала эстетическое удовольствие, просто смотря на Евгению Симонову, однако и её поставленная речь, её голос и какое-то очарование её актёрского мастерства, ну не может не затронуть! В целом, ансамбль Анатолия Солоницына и Евгении Симоновой я считаю удачным, они очень гармонично смотрятся и в ролях своих героев, и во взаимодействии друг с другом.

МЕНЯ РАДУЕТ ДОСТОВЕРНОСТЬ С КОТОРОЙ ИЗОБРАЖЁН ПЕРИОД ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ

Анна Григорьевна и Фёдор Михайлович;
Анна Григорьевна и Фёдор Михайлович;

Мне понравилось то, что с полной достоверностью были взяты некоторые диалоги Анны и Фёдора Михайловича, и включены в сценарий, например вот это:

- Хорошо, что Вы не мужчина (Достоевский, обращаясь к Анне в первый день знакомства)

- Почему?

- Потому что мужчина наверняка бы запил. Вы ведь не запьёте?

Мне понравилось то, как был изображён быт Фёдора Михайловича, это соответствует тому, что писала об этом в своих дневниках Анна Григорьевна: и то, что Фёдор Михайлович давал распоряжения о продаже домашней утвари (и той самой, китайской вазы), чтобы расплатиться с ней за работу, и то, что пасынок, сын первой жены Достоевского, оставшийся на обеспечении Фёдора Михайловича, не особо был рад её появлению в доме, и то, что у Достоевского не было даже нормальной зимней шубы, а его родным и близким людям на это было, мягко говоря, все-равно, хотя он содержал и пасынка и семью ушедшего из жизни брата, и самое главное, это, конечно же, то, как создавался роман "Игрок": в какие сроки, по какой причине они с Анной торопились, и как справились с тем, что подлый издатель Стеловский покинул Петербург ко дню сдачи романа, чтобы Достоевский попал в рабские тиски контракта и последующие 9 лет, издавался без оплаты его писательского труда, и то, каким образом Достоевский сделал предложение Анне о том, чтобы стать его женой.

Пасынок Фёдора Михайлови с китайской вазой на продажу;
Пасынок Фёдора Михайлови с китайской вазой на продажу;

Последнее, кстати, немного не соответствует реальным датам, предложение о том, чтобы быть вместе Анна получила позже, однако то, что оно было сделано на иносказательном языке, через образ старого художника, полюбившего молодую девушку - это верно и в контексте художественного фильма смотрится гармонично.

МНЕ ПОНРАВИЛСЯ ПЕТЕРБУРГ

Анна Григорьевна с другом Мишей
Анна Григорьевна с другом Мишей

Кстати, не так уж много было изображено улиц города, зданий, помещений, тем не менее атмосфера его передана: серость, некая угрюмость, депрессивность интерьеров и погоды - это все видно, ощущается и невольно навеивает ассоциации с произведениями Достоевского, подавленными настроениями персонажей его книг и т.д.

МНЕ ПОНРАВИЛИСЬ РИТМ И ДИНАМИКА ФИЛЬМА

Абсолютно никакой размазанности в изложении, понятный сюжет, перекликания с иллюстрациями действий романа "Игрок", который создается на наших с вами глазах, понятны; герои изображены адекватно, не возникает диссонанса в восприятии кого-либо из них. Отдельное спасибо сценаристам и режиссёру за то, что старались, действительно, наиболее правдоподобно изобразить и Фёдора Михайловича, и Анну Григорьевну Сниткину, и атмосферу семьи будущей жены писателя, и что ещё меня порадовало - это то, что была показана любовь Достоевского к чаю. Однажды мы были в музее писателя, гид рассказывал нам, о его образе жизни, и вот что меня как-то тронуло и показалось очень милым - это то, что Достоевский любил чай, а в кабинете у него всегда лежало что-нибудь сладкое. И вот когда я увидела в фильме сцены с чаем, с вареньем, мгновенно перенеслась в музей, вспомнила слова гида и как-то тепло и уютно стало на душе.

МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ ТО, ЧТО ВООБЩЕ РЕШИЛИ СНЯТЬ КИНО ПРО ДОСТОЕВСКОГО

-9

Я все-таки считаю, что о наших писателях, поэтах, композиторах, художниках, снято катастрофически мало фильмов! А ведь это необходимо! Может быть, иной человек, увидел бы сперва фильм, а потом и повесть захотел бы почитать или симфонию послушать, да и просто хочется лицезреть воплощение того, что мы знаем на экране. Могу сказать, что мне очень жаль, что из этого не получилось какого-то более масштабного проекта, например, многосерийного фильма о жизни Достоевского и его жены, не показано их весьма продолжительное путешествие по Европе (4 года), не показана работа над другими книгами писателя - всё это было бы очень интересно увидеть в исполнении тех же Анатолия Солоницына и Евгении Смирновой, прямо - таки они врезались в мою душу и память!

Почему-то эта кинолента не особо известна, не знаю, чем это объяснить, и даже нахожу немного странным сей факт.

Не стала спойлерить в этом материале (в этот раз не захотелось, впрочем, я в целом, не всегда это делаю), но скажу, что глядя на поведение и отношение Анны Сниткиной к Достоевскому, у меня возникла мысль: "Всем бы творческим людям, такого друга, такую жену или мужа!", может быть, было бы больше у нас известных гениев. Не будь её рядом с ним в нужный момент, может быть, и не появились бы "Игрок", "Идиот", "Братьев Карамазовы", а Достоевский не был бы такой масштабной фигурой в мировой и русской литературе.

Того, что мне не понравилось в этой картине нет! А если вы нашли что-то, что вас как-то смутило, застало врасплох и т.д., то Напишите!

На этот раз моя рецензия получилась короткой, быстрой, по первому впечатлению о фильме: не могу объяснить почему захотелось написать совсем чуть-чуть, но вот так вот.

Дорогие друзья, если кто-то из вас смотрел этот фильм, милости просим поделиться мыслями в комментариях!

На этом я с вами прощаюсь!

Всем спасибо и до новых рецензий!