Наш мозг невероятно ленив! Вы можете со мной спорить сколько угодно, но это так!
О том, что в абсолютном большинстве случаев он использует шаблоны и поверхностный анализ, чтобы не тратить на это ресурсы, я вам сейчас расскажу. Более того, у этого свойства нашего серого вещества есть научный термин – каузальная атрибуция (люблю такие словечки 😊)
Итак, представьте, что вы идете по улице, спотыкаетесь и падаете. Что происходит дальше? В следующее мгновение ваш мозг, этот неутомимый детектив, начинает лихорадочно искать виновного. Это был скользкий камень? Неровный асфальт? Или, может быть, вы просто рассеянны? Этот мгновенный процесс поиска причин происходящего, этот неуемный процесс "вешания ярлыков" на события и людей – это и есть каузальная атрибуция.
С точки зрения психологии, каузальная атрибуция – это наш внутренний механизм, который помогает нам объяснять причины поведения других людей и собственного поведения, а также происходящих событий. Это своего рода "ментальная уборка", когда мы пытаемся разложить все по полочкам, понять "кто виноват?" и "что делать?".
Основные исследователи этого феномена – обстоятельственное приписывание, "додумывание" – Х. Келли, Ф. Хайдер и Ли Росс выделили три типа атрибуции:
- личностная атрибуция (причина приписывается человеку, совершающему действие);
- объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок);
- обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам).
В ходе исследований Харольд Келли, например, выявил, что участник событий чаще использует обстоятельственную атрибуцию, а наблюдатель – личностную.
Примерно о том же Фриц Хайдер говорил в книге «Психология межличностных отношений».
На самом деле абсолютное большинство из нас знакомы с этим феноменом, поскольку в нашей жизни каузальная атрибуция проявляется повсюду, от самых мелких бытовых ситуаций до глобальных происшествий.
Давайте представим, что наш мозг – это шеф-повар на кухне. Когда приходит "блюдо" (событие или поведение), повар тут же начинает анализировать, из чего оно приготовлено. Это "свежие ингредиенты" (обстоятельства) или "несвежие продукты" (личные качества)...или наоборот :) ? И, конечно, шеф-повар любит находить "виновных" в неудачных блюдах, иногда справедливо, а иногда... ну, просто потому что ему так хочется, да и просто легче.
Ах, как мы любим находить виноватых! "Упал – значит, кто-то виноват!" – это наш внутренний девиз. Стоит кому-то чихнуть, и мы тут же начинаем искать причину: "Это от сквозняка! Или от того, что ты вчера съел мороженое!" Если же мы сами чихаем, то это, конечно же, "неблагоприятные погодные условия" или "слишком много пыли".
Пример 1: Утренний хаос.
Вы опаздываете на работу. Ваша каузальная атрибуция может быть разной:
• Внешняя (ситуационная): "Ну конечно, опять пробки! Этот город – сплошное недоразумение!" (Вы обвиняете внешние обстоятельства).
• Внутренняя (личностная): "Я опять проспал! Ну какой же я разгильдяй!" (Вы обвиняете себя, свои личностные качества).
Пример 2: Соседский концерт.
Ваш сосед включил музыку на полную громкость в 7 утра.
• Внутренняя атрибуция (и чаще всего именно так мы объясняем чужое поведение!): "Он просто невоспитанный хам, которому плевать на всех!" (Вы приписываете ему негативные черты личности).
Наша склонность к каузальной атрибуции, особенно когда речь идет о других людях, часто приводит к фундаментальной ошибке атрибуции, в этом и заключается ловушка. О чём это?
1. Мы переоцениваем влияние личностных факторов (что человек такой есть) и недооцениваем влияние ситуационных факторов (в каких обстоятельствах он оказался) при объяснении поведения других.
2. При объяснении собственного поведения мы, наоборот, часто склоняемся к внутренней атрибуции в случае успеха ("Я молодец!") и к внешней атрибуции в случае неудачи ("Мне просто не повезло!"). Это называется сервированием "я" (self-serving bias).
Если говорить метафорой, то выглядеть это будет примерно так: «Мы – прирожденные "сыщики" и "адвокаты"». Для других мы – прокуроры, ищущие улики, доказывающие их вину. А для себя – адвокаты, готовые найти любые оправдания и смягчающие обстоятельства.
Например, когда наш автомобиль ломается, мы тут же начинаем копаться под капотом, громко комментируя: "Ну, это же очевидно! Сломался какой-то там... (долгое мучение) ...вот эта штуковина!" А если бы другой водитель попытался бы починить нашу машину, мы бы, скорее всего, уже в голове приговорили его: "Что он там копается? Да он же ничего не понимает! Я бы сам лучше сделал!"
Несмотря на все эти "ловушки" и склонность к предвзятости, каузальная атрибуция – необходимый инструмент в облегчении нашей жизни. Она помогает нам:
• Понимать мир: Объясняя события, мы создаем для себя более предсказуемую и понятную картину мира.
• Принимать решения: Понимание причин помогает нам предсказывать последствия и выбирать наиболее эффективные стратегии.
• Учиться на ошибках: Анализируя причины неудач, мы можем избежать их в будущем.
• Формировать социальные отношения: Атрибуция поведения других влияет на наши суждения о них, на наше отношение и на то, как мы будем с ними взаимодействовать.
И если теорию каузальной атрибуции первоначально изучали лишь в рамках социальной психологии. То сейчас eё применяют в общей, педагогической, возрастной, a также в спортивной психологии. Основными сферами изучения являются самовосприятие, межличностное восприятие и пр.
Так что, в следующий раз, когда вы будете искать, кто виноват в том, что ваш кофе остыл, или почему ваш друг опоздал, вспомните о каузальной атрибуции. Попробуйте посмотреть на ситуацию с разных сторон, учтите и личностные особенности, и влияние обстоятельств. И помните: иногда виноват не "гад" и не "обстоятельства", а просто... жизнь. Или, как вариант, ваш мозг, который решил немного поиграть в сыщика.