Доктор Чарльз Генри Скотт (Dr. Charles Henry Scott; 1814-1891) родился 14 марта 1814 года в Портси, графство Гэмпшир, Англия. Он был сыном Джеймса Скотта и Софии Баттон.
2 июля 1850 года два английских джентльмена - писатель Чарльз Скотт и его друг мистер Гордон, отправились в дальний путь. Они проехали через Москву, Нижний Новгород, Астрахань, Донской край и прибыли в Крым. Цель - сбор разведывательной информации.
В 1854 году в течение Крымской войны вышла его книга: «Балтийское, Черное море и Крым, полное путешествие по России, вояж вниз по Волге до Астрахани, и тур по Крымской Татарии».
Текст переведен с английского посредством ИИ.
Собственно текст:
В восемь часов утра 29-го числа мы пришвартовались в процветающем городке Дубовка, месте, которое быстро увеличивается в размерах и значении, являясь портом, через который проходит весь трафик с востока в страну Донских казаков, и по Дону, к которому имеется железная дорога длиной шестьдесят верст, к Азовскому морю, откуда продукция распределяется по другим частям света. Продукты этих районов, снабжающие округа, граничащие с Волгой, также проходят через него.
…….
Рано утром 1 сентября мы высадились в деревне Ветлянка, населенной донскими казаками, расположенной на правом берегу, который здесь становится достаточно высоким. В поисках провизии мы вошли в дом казацкого солдата; человека не было дома, но его добрая жена пекла хлеб, из которого мы купили булку только что вынутую из печи. Неизвестно, были ли обонятельные нервы Андре более чувствительными, чем наши, но факт остается фактом: сразу после того как мы покинули дом, он появился с большим куском мясного пирога, который ловко перебрасывал из одной руки в другую, тем самым указывая, что он довольно горячий для комфортного потребления. Этот процесс наполнил воздух богатым запахом и заставил нас вернуться и попытаться купить оставшуюся часть этого аппетитного блюда, которое сулило прекрасный завтрак. Однако лучшая половина казака была не готова расстаться с едой, приготовленной для ее мужа, но привлекательная премия, предложенная ей, а также подарок из десятка бесполезных пустых бутылок, была искушением, которому трудно было устоять.
Дом этих порядочных людей был настоящим оазисом в великой пустыне русской грязи; все было крайне чисто, сиденья, стол, пол были белыми от мытья; и даже балки выше прошли через тот же процесс. Говорят, что иногда ребенок, рожденный и воспитанный среди порока, тем не менее, становится заметным своим возвышенным добродетелям; так эта казацкая женщина была ярким примером чистоты среди всеобщей грязи, которая ее окружала. В аккуратной маленькой комнате, в которой нас встретили, висели шапка, меч и мушкет мужа, а рядом была красивая гитара, показывающая, что утонченность вкуса сопутствует добродетели, которая, как говорят, близка к божественности.
…..
Мы пересекли Дон на грубом пароме, но поскольку мы могли заехать на него и выехать, это казалось, по сравнению с громоздким методом, принятом в Астрахани, шагом вперед в цивилизации. Страна теперь стала более холмистой, ее монотонность периодически смягчалась некоторыми стадами или коровами, или случайным взглядом на реку.
Донец был пересечен аналогичным кораблем, как и тот, что через Дон, и здесь, выезжая, одна из наших лошадей проявила каприз, и, в конце концов, упала, запутавшись в сложных веревках, к которым она была привязана. Не было попыток отвязать ее, ни попыток уговоров; но плеть, считавшаяся в данных обстоятельствах самым лучшим убеждающим средством, была использована энергичной рукой «ямщика», пока, борясь и дергая, бедное животное каким-то любопытным образом не встало на ноги, и мы уехали, как будто ничего и не произошло.
Наш опыт не совпадает с характером, данным «ямщику» некоторыми путешественниками, которые изображают его как самого мягкого из всех хозяев для своих лошадей, разговаривающего с ними трогательно и обращающегося к ним ласковыми словами. Эти мягкие слова звучат только тогда, когда животные послушны его воле или взмаху его кнута, на который они всегда внимательно смотрят. Пока они скачут на максимальной скорости, все хорошо, но стоит возникнуть проблеме, как на их головы обрушивается непрерывный поток ругательств и оскорблений, и удары быстро заменяют ласки.
Вечером того же дня у нас была вторая возможность это наблюдать. Наши лошади на привычной скорости испугались некоторых калмыков на верблюдах; и, резко развернувшись, унесли нас в глубокую впадину, из которой мы были извлечены лишь благодаря огромным усилиям и безжалостной порке непослушной команды.
Когда мы утром остановились на одинокой почтовой станции, мы, как обычно, отправились совершить омовение. Вскоре после того как мы уехали, молодой казак погнался за нами с часами моего друга, которые были забыты, поступок честности, о котором он не имел причин жалеть.
Поздно ночью 22-го числа мы достигли Новочеркасска, столицы страны Донских казаков, через сердце которой мы путешествовали последние шестьдесят часов. Мы уже крепко спали, и когда Андре пришел сообщить нам, что лошадей нет, мы отнеслись к этому известию с равнодушием и продолжали дремать в таратанасе, вместо того чтобы лечь в ненадежные постели даже на самой лучшей почтовой станции.
В шесть часов следующего утра мы вышли осматривать город; в час, когда рынок и базар были переполнены. Здесь мы ожидали увидеть в костюме и внешности что-то, чтобы обозначить этот народ, известный в других частях Европы своими боевыми привычками, но в этом мы были несколько разочарованы; донские казаки, на самом деле, настолько смешанного происхождения, что можно встретить людей с самыми разными чертами и оттенками кожи. Их костюм действительно так мало отличается от костюма других частей России, что едва ли можно заметить разницу.
Тем не менее, существует определенная независимость манеры, в сочетании с военным поведением, что является наиболее отличительным признаком. Солдатом служба с пятнадцати до пятидесяти лет, но донского казака все еще могут призвать служить Государству в случае чрезвычайной ситуации до шестидесяти лет: таким образом можно сказать, что он рождается и умирает солдатом.
Он обеспечивает свою собственную лошадь и форму, и гордится тем, что сохраняет последнее в хорошем состоянии; в противном случае он оказывается почти столь же грязным животным, как настоящий русский, хотя по этому вопросу довольно забавно читать мнения различных путешественников. В то время как Анатолий Демидов говорит, что "он иногда отпугивает своей грязью и никогда не думает мыть руки"; Кларк особенно замечает о казаках, что их руки всегда чистые, и что они показывают как в своих лицах, так и в домах ту же приличность.
Тем не менее, по сравнению с истинными русскими, они, безусловно, в этом отношении превосходят. Мы нашли пример идеальной аккуратности и приличия в доме донского казака, но ни одного случая чистоты не представилось в многочисленных русских жилищах, которые мы посетили.
Женщины, по личному виду, заметно лучше тех, кто на Севере; тем не менее, они не могут претендовать на особую красоту. Их талии, тем не менее, находятся на своих естественных местах, а не зажатых под их подмышками, как у северных сестер.
Базары огромны и представляют собой всевозможные товары, среди которых наиболее заметными были экипировки для лошади и человека, необходимые для их военного призвания. Рынок продуктов был хорошо обеспечен, и огромное количество винограда было выставлено на продажу, вкус которого мы нашли отличным. Население, как говорят, составляет около двенадцати тысяч.
Расположенный на высоте, резко выдающейся в равнину, Новочеркасск имеет впечатляющий вид, и, будучи местом недавнего создания, имеет некоторые из особенностей русских городов в преувеличении. Таким образом, его улицы невероятно широкие, поэтому скудное население кажется потерянным в них; а дома низкие, эта ширина даже кажется увеличенной. Тут нет тени; и все белое, включая общественные здания, дома и даже пыль на улицах, производит чрезмерно неприятное сияние, сильно утомляющее зрение.
Здание суда самое красивое; а церкви так же заметны, как и в большинстве других русских городов, Донские казаки являются преданными последователями Русско-Греческой религии.
Новочеркасск был основан в 1806 году, чтобы заменить старую столицу Старочеркасск, подверженную наводнениям Дона. Настоящее место было выбрано с намерением создать сильную военную позицию, что так и не было осуществлено. Донские казаки занимают огромную равнину, орошаемую Доном, а также более холмистую местность, через которую протекает Донец. В этом огромном районе рассеяно около шестисот тысяч жителей, в станицах или деревнях и хуторах, состоящих скорее из хижин, чем домов. Их основные занятия — сельское хозяйство и разведение скота, лошадей и овец; для чего страна прекрасно подходит, обладая самым плодородным грунтом и обширными пастбищами. Здесь выращивают самые лучшие сорта пшеницы, особенно ту, которая используется для производства вермишели и макарон. Рыболовство также широко распространено; виноград на берегах Дона культивируется, хотя вино уступает по качеству тому, что производится в Крыму.
В знак признания их военных заслуг донские казаки освобождены от налогов; но учитывая, что они обеспечивают себя собственными лошадьми, формой и снаряжением, их нельзя считать особенно привилегированными. Мы покинули Новочеркасск в девять часов утра, двигаясь с обычной скоростью; и проезжали через небольшое армянское городок Нахичеван, который представляет собой своего рода большой базар восточных товаров, торговцы которого имеют корреспондентов среди своих соотечественников в Персии, Малой Азии, Турции и Астрахани, а также в некоторых городах Европы. Они также получают значительную прибыль от местного вина, торговлю которым им удалось монополизировать.
Въехав в Екатеринославскую губернию, мы были вынуждены увеличить количество наших лошадей с трех до четырех и заплатить две пятых дополнительно за версту за каждую лошадь, что более чем удвоило расходы на почтовые услуги. Путешествие по России дешевое. На пути длиной более тысячи миль, имея от трех до пяти лошадей, включая стоимость подорожных и убытки от продажи тарантаса, мы в среднем тратили около шести пенсов за английскую милю, или два пенса с человека; мы не смогли бы сэкономить, выбрав обычную телегу, так как в этом случае нам понадобилось бы два транспортных средства.
К закату мы достигли возвышенного участка дороги, который, как правило, был более холмистым, откуда открывался прекрасный вид на Дон и Азовское море; а поздно вечером, войдя в Таганрог, разместились в отеле, управляемом греком, с красивым внешним видом, но не очень чистым внутри. Это важный торговый город, хотя крайне неудобный, так как глубина воды позволяет подходить к порту только судам очень малого тоннажа на расстояние четырех-пяти верст. Расположенный на мысе, который тянется в Азовское море на его северо-восточном крае, он является главным складом торговли между этой частью Южной России и различными странами Европы. Экспорт пшеницы и других сырьевых продуктов велик, а также имеются заводы по производству макарон. Среднее число английских судов, торгующих в этом порту, составляет около ста десяти ежегодно.
Таганрог был одним из лучших образцов русских провинциальных городов, которые мы видели: дома хорошо построены, аккуратно содержатся и имеют веселый вид. Здесь также есть несколько приятных общественных садов, красиво оформленных и в хорошем состоянии. Есть театр, клубы и другие общественные здания, среди которых самое интересное — дом, где умер император Александр; ранее резиденция губернатора, но с тех пор как этот монарх скончался, не занимался. Мы посетили комнату, в которой произошла его смерть, и которая теперь преобразована в часовню, где регулярно совершается служба. В городе установлена бронзовая статуя Александра.
Место укреплено с моря; но укрепления были заброшены, вероятно, из-за их бесполезности, так как суда средних размеров не могли попасть в зону действия самых мощных орудий. Мы обнаружили рынок чрезвычайно оживленным благодаря разнообразию языков и костюмов, слышимых и видимых; там были представлены полвека наций Европы и многие из Азии. Среди постоянных жителей, которых насчитывается более двадцати тысяч, имеется много греков. Не менее яркой особенностью России является то, что там, где ведется выгодная торговля, всегда можно встретить иностранных торговцев, которые извлекают всю выгоду из нее, в то время как сравнительно немного русских участвуют в крупных коммерческих сделках.
Мы были обязаны английскому консулу, который представил нас губернатору, за его добросердечное внимание во время нашего двухдневного пребывания в Таганроге. Поскольку наша привязанность к путешествиям по степи никак не усилилась от более близкого знакомства с ней, мы надеялись найти пароход, чтобы переправиться в Керчь; но единственная лодка на станции была предоставлена одному из великих князей, находившихся тогда в Крыму, и мы решили продолжить путешествие по земле.
Наш маршрут проходил вдоль северного побережья Азовского моря, через ту же однообразную местность, которую мы уже пересекли, населенной различными народами; малороссы, ранее казаки Украины, являлись основными. Костюм этих людей немного отличается от костюма донских казаков; он состоит из хлопчатобумажной туники, затянутой на талии поясом; свободных штанов, заправленных в большие сапоги, и кепки с глубоким бортиком из овчины.
Источник: The Baltic, the Black Sea, and the Crimea: comprising travels in Russia, a voyage down the Volga to Astrachan, and a tour through Crim Tartary (1855).
Убедительная просьба ссылаться на автора данного материала при заимствовании и цитировании.
Подписывайтесь на мой канал в Дзене, в Телеграмме и ВКонтакте