Найти в Дзене
Денис Зоткин

Греческая география

Греция — маленькая страна. От Афин до Пирея — два часа ходьбы; в Коринфе поперек перешейка — тоже два часа ходьбы, корабли здесь перетаскивали волоком из моря в море. От Афин до Коринфа — два дня пешего пути, от Афин до Фив — побольше, потому что на пути — горы. Греция — гористая страна: в середине — горы, по краям — морские заливы, с гор в море текут маленькие речки, вокруг каждой — маленькая долина, а в ней — маленькое государство.  Холм с храмом огорожен стеною и считается городом, вокруг вдоль речки — пашни, а на склонах гор — пастбища. Если нападают враги, то все население долины собирается в городские стены и оттуда отбивается. Греки так привыкли к такому житью, что не хотели объединяться в более крупные государства. Только Афинам удалось объединить Аттику; но и то все ещё помнили, как и Элевсин был отдельным государством, и Марафон был отдельным государством. Соседняя Беотия была равнинным местом — одним из немногих в Греции: поэтому здесь было так много сражений, её называли

Греция — маленькая страна. От Афин до Пирея — два часа ходьбы; в Коринфе поперек перешейка — тоже два часа ходьбы, корабли здесь перетаскивали волоком из моря в море. От Афин до Коринфа — два дня пешего пути, от Афин до Фив — побольше, потому что на пути — горы.

Греция — гористая страна: в середине — горы, по краям — морские заливы, с гор в море текут маленькие речки, вокруг каждой — маленькая долина, а в ней — маленькое государство. 

Холм с храмом огорожен стеною и считается городом, вокруг вдоль речки — пашни, а на склонах гор — пастбища. Если нападают враги, то все население долины собирается в городские стены и оттуда отбивается.

Греки так привыкли к такому житью, что не хотели объединяться в более крупные государства. Только Афинам удалось объединить Аттику; но и то все ещё помнили, как и Элевсин был отдельным государством, и Марафон был отдельным государством. Соседняя Беотия была равнинным местом — одним из немногих в Греции: поэтому здесь было так много сражений, её называли «танцплощадка войны». Но и здесь города не хотели объединяться: не было государства Беотии, был Беотийский союз восьми городов вокруг города Фив.

Река Асоп на южной окраине Беотии — «камышовая», «льющаяся по лугам», — неширокая и неглубокая, в засуху её можно перейти вброд. Но греки считали её второй по величине в Греции (первой был Ахелой в западных землях), а о её боге Асопе рассказывали, будто он боролся с самим Зевсом, был поражён молнией, и после этого до сих пор в его волнах находят обгорелые каменные глыбы. 

При Гомере греки представляли себе Землю большим кругом, по краю которого течёт Океан - не море-океан, а река-океан, граница вселенной. В середине этого круга находились Дельфы, вокруг них — Греция, рядом — Эгейское море, а дальше — неведомые пространства, по которым много лет скитался Одиссей. 

С тех пор мир прояснился и раздвинулся. Средиземное море стало для греков своим, домашним, и о всех прибрежных его странах греки имели самые точные сведения. На западе был Карфаген, суровый город человеческих жертвоприношений, опасный сосед и частый враг. На юге был Египет, цари его охотно принимали в гавани греческих купцов, а на службу — греческих воинов. На восток от Средиземного моря была Финикия, за спиной у неё — Ассирия и Вавилония, а за спиной у них — Мидия и Персия. 

Эти страны были заняты внутренними войнами и до поры до времени неопасны. На восток от Эгейского моря была Лидия. Это была почти своя земля: цари её приглашали в гости греческих мудрецов и дарили в Дельфы столько даров, сколько не дарили и сами греки. Наконец, на севере была Скифия — край степей и лесов, но и он был уже знаком, и оттуда ездил в Грецию Анахарсис. 

Половину мира занимала Азия, четверть — Европа, четверть — Африка. Откуда пошли названия этих трёх частей света? 

В ассирийском языке были слова «эреб» — закат, запад и «асу» — восход, восток. Из слова «асу» в греческом языке получилось название восточной части света — Азии. 

А из слова «эреб» получилось целых два названия, Сперва — мрачное: край заката — это край смерти, поэтому «Эреб» стало у греков одним из названий царства мёртвых, над которым царствовал безвидный бог Аид. Потом — светлое: так стали называть западную часть света, а слово «эреб» переосмыслили в женское имя «Европа», по-гречески — «широкоглазая». Рассказывали, что у азиатского царя была дочь Европа, в неё влюбился бог Зевс, явился к ней в образе быка и увёз на себе через море на остров Крит. Потом художники любили изображать «Похищение Европы» — испуганная девушка на могучей спине быка среди морских волн. На Крите она родила Зевсу сына, царя Миноса — кстати, после смерти он стал судьёй грешников в царстве мёртвых, в Эребе. А именем Европы стала называться половина мира.

Африку греки никогда не называли Африкой. Ее называли Ливией — по прибрежному народу «либбу», упоминаемому ещё в египетских надписях. Африкой её стали называть римляне — по другому племени, афридиям, вблизи Карфагена. Границей между Африкой и Азией сперва считался Нил, а потом, как и теперь, Красное море. 

На северном краю земли, у гипербореев, гостил зимою бог света Аполлон. На южный край земли, к эфиопам, приезжал пировать бог моря Посейдон. А на восточный край земли, на Индию, ходил пьяным походом бог вина Дионис. Впрочем, миф об этом сочинили очень поздно — уже после того, как до Индии дошёл со своим войском Александр Македонский. 

#греция #древняягреция #вечнаягреция #spbsailclub #зоткингид