Найти в Дзене
Культурный код

McDonnell F-101 Voodoo: Сверхзвуковой американский «Вуду» на страже неба

Оглавление

История McDonnell F-101 Voodoo начинается в 1946 году. В это время Стратегическое воздушное командование ВВС США выдвинуло требование на «истребитель глубокого проникновения», способный сопровождать тяжёлые бомбардировщики на межконтинентальных маршрутах.

McDonnell F-101 Voodoo
McDonnell F-101 Voodoo

В ответ на этот запрос компания McDonnell разработала прототип XF-88, первый полёт которого состоялся 20 октября 1948 года. Машина с двумя двигателями Westinghouse и стреловидным крылом 35° продемонстрировала неплохие скоростные характеристики, но её боевой радиус и практический потолок оказались недостаточными для выполнения поставленной задачи. Программа была приостановлена в 1950 году.

Корейская война и высокие потери Boeing B-29 от зенитного огня и истребителей противника заставили военных вновь обратиться к концепции дальнего сопровождения. На базе XF-88 инженеры McDonnell создали принципиально новую машину: удлинённый фюзеляж, мощные турбореактивные двигатели Pratt & Whitney J57 и переработанная аэродинамика позволили достичь скорости свыше 1609 км/ч и практического потолка 15 800 метров. Так родился F-101 Voodoo - самолёт, который стал универсальной базой для перехвата, тактической бомбардировки и стратегической разведки.

Рекорды и серийное производство

Первый полёт серийного F-101A состоялся 29 сентября 1954 года. Уже в 1957 году машина подтвердила свой потенциал, установив абсолютный мировой рекорд скорости - 1943,4 км/ч в ходе операции «Firewall» 12 декабря.

Производство F-101 велось с октября 1951 по март 1961 года
Производство F-101 велось с октября 1951 по март 1961 года

Производство F-101 велось с октября 1951 по март 1961 года на заводе McDonnell в Сент-Луисе. Всего было выпущено 807 единиц различных модификаций. Стоимость одного экземпляра составляла 1 754 066 долларов США. Самолёт поступил на вооружение ВВС США 2 мая 1957 года и оставался в строю до 1984 года. Причём последними его эксплуатантами стали Королевские военно-воздушные силы Канады.

Основные модификации

F-101 прошёл путь от одноместного истребителя-бомбардировщика до двухместного всепогодного перехватчика и высокоскоростного разведчика.

RF-101C
RF-101C

F-101A - первая серийная версия, предназначенная для Тактического авиационного командования. Выпущено 75 машин. Эта модификация могла нести ядерное оружие и использовалась в Европе.

F-101C - усиленная версия A-модели с упрочнённой конструкцией, способной выдерживать перегрузки до +7,33 g против +6,33 g у F-101A. Выпущено 47 экземпляров. К середине 1960-х годов обе модификации были сняты с вооружения в пользу более современных систем.

F-101B - двухместный всепогодный перехватчик для Командования противовоздушной обороны. Экипаж состоял из пилота и оператора бортовой РЛС. Эта версия стала самой массовой: 359 машин для ВВС США и 16 для эскадрилий канадских ВВС. Позже канадские F-101B получили обозначение CF-101 Voodoo и служили с 1961 по 1984 год.

RF-101A/C - разведывательные варианты без вооружения, оснащённые комплексом фотоаппаратуры в удлинённой носовой части. RF-101C был первым в мире сверхзвуковым разведчиком.

Разведывательные RF-101C впервые проявили себя во время Карибского кризиса в октябре 1962 года, выполняя съёмку советских ракетных баз на Кубе.
Разведывательные RF-101C впервые проявили себя во время Карибского кризиса в октябре 1962 года, выполняя съёмку советских ракетных баз на Кубе.

Габариты и масса на примере F-101B:

  • Длина: 20,54 м
  • Размах крыла: 12,1 м
  • Высота: 5,49 м
  • Площадь крыла: 34,19 м²
  • Масса пустого: 13 053 кг
  • Нормальная взлётная масса: 20 622 кг
  • Максимальная взлётная масса: 23 768 кг
  • Максимальная скорость: 1825 км/ч
  • Крейсерская скорость: 880 км/ч
  • Практический потолок: 15 575 м
  • Перегоночная дальность с ПТБ: 3110 км
  • Скороподъёмность: 196,34 м/с

«Вуду» в горниле конфликтов

Разведывательные RF-101C впервые проявили себя во время Карибского кризиса в октябре 1962 года, выполняя съёмку советских ракетных баз на Кубе. Их высокая скорость позволяла избегать перехвата устаревшими кубинскими истребителями.

Во Вьетнамской войне «Вуду» сыграли ключевую роль на раннем этапе конфликта.
Во Вьетнамской войне «Вуду» сыграли ключевую роль на раннем этапе конфликта.

Во Вьетнамской войне «Вуду» сыграли ключевую роль на раннем этапе конфликта. Самолёты 67-го тактического разведывательного крыла совершили около 35 000 вылетов над Лаосом, Южным и Северным Вьетнамом.

Несмотря на скорость, делающую их малодоступными для большинства истребителей ПВО Северного Вьетнама, 39 RF-101 были потеряны, из них 33 в боевых условиях. Основными причинами потерь стали зенитная артиллерия (31 самолёт) и зенитные ракеты (5 самолётов). Лишь два F-101 были сбиты в воздушном бою: 16 сентября 1967 года северовьетнамские МиГ-21 уничтожили два разведчика над Северным Вьетнамом.

Для разведчиков RF-101 полёты в воздушном пространстве Демократической Республики Вьетнам оказались серьёзным экзаменом.
Для разведчиков RF-101 полёты в воздушном пространстве Демократической Республики Вьетнам оказались серьёзным экзаменом.

Четыре RF-101A были переданы ВВС Республики Китай (Тайваня) в 1959 году. Эти самолёты использовались для разведывательных пролётов над материковым Китаем в 1960-е годы. По меньшей мере три тайваньских «Вуду» были сбиты китайскими истребителями: один в 1961 году огнём МиГ-17 и зенитной артиллерии, ещё два в 1964 и 1965 годах истребителями Shenyang J-6 (лицензионный МиГ-19).

К середине 1960-х годов концепция дальнего истребителя-сопровождения устарела: развитие зенитных ракет и появление высокоскоростных бомбардировщиков сделали её неактуальной. F-101A/C быстро сняли с вооружения, а перехватчики F-101B и канадские CF-101 продолжали службу в рамках системы ПВО.

McDonnell F-101 Voodoo канадских ВВС
McDonnell F-101 Voodoo канадских ВВС

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Подписывайтесь и на телеграмм канал https://t.me/CulturniyCod. Как только там наберётся минимальная активность (всего 10 подписчиков), там ежедневно будут выходить короткие посты, связанные с историей, техникой и наукой!

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Размеренность Бытия». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.