Найти в Дзене
Мир глазами историка

Опасная и увлекательная киноправда "Мумии", часть 2: мавзолей или зиккурат

— Этот фильм, наверное, в первую очередь, попытка ответить на вопрос: а что хотели сказать большевики, лидеры революции, создав такое здание, такое место у нас в сердце Москвы? (Андрей Афанасьев, автор и ведущий фильма "Мумия", 2025, в интервью в передаче "Утро" телеканала "Спас) Хотя на правду обижаться не стоит по общераспространённому тезису, но как раз правда сильнее всего и способна обидеть порой. Вот потому, видимо, фильм "Мумия" (2025) телекомпании "Спас" и вызвал такой визг как среди ожидаемой, так отчасти и неожидаемой аудитории. Своего рода маркер бесноватости". В этой статье будет продолжен разговор, начатый в одной из предыдущих публикаций, о тех эпизодах исторической правды, что и составили сюжет документальной кнокартины. Странно, что факт мумифицирования тела Ленина В. И. вызывает такую агрессивную реакцию адептов левых идей. Да, поэтическая метафора о том, что "Ленин всегда живой" так и остаётся метафорой. Что же с того? Конечно, обосновать идейное сходство ленинской

Скриншот кадра из фильма "Мумия" (2025)
Скриншот кадра из фильма "Мумия" (2025)
— Этот фильм, наверное, в первую очередь, попытка ответить на вопрос: а что хотели сказать большевики, лидеры революции, создав такое здание, такое место у нас в сердце Москвы?
(Андрей Афанасьев, автор и ведущий фильма "Мумия", 2025, в интервью в передаче "Утро" телеканала "Спас)

Хотя на правду обижаться не стоит по общераспространённому тезису, но как раз правда сильнее всего и способна обидеть порой. Вот потому, видимо, фильм "Мумия" (2025) телекомпании "Спас" и вызвал такой визг как среди ожидаемой, так отчасти и неожидаемой аудитории. Своего рода маркер бесноватости".

В этой статье будет продолжен разговор, начатый в одной из предыдущих публикаций, о тех эпизодах исторической правды, что и составили сюжет документальной кнокартины. Странно, что факт мумифицирования тела Ленина В. И. вызывает такую агрессивную реакцию адептов левых идей. Да, поэтическая метафора о том, что "Ленин всегда живой" так и остаётся метафорой. Что же с того?

Конечно, обосновать идейное сходство ленинской гробницы на Красной площади и древних культовых сооружений куда сложнее, чем подтвердить мумификацию ленинских же останков. И тут адекватные критики фильма выстроили версию, что за основу линии связи мавзолея Ильича и подобных по форме или по содержанию древних храмов и усыпальниц взята серия публикаций некоего исследователя Андрея Разумовского. Правда есть тут один серьёзный нюанс — статьи вышли не где-нибудь, а в соцсети livejournal (ЖЖ), и потому претендовать на академичность имеют мало шансов. Хотя формат Живого журнала (livejournal) позволяет публиковать объёмные серьёзные материалы, мало уступающие академическим публикациям. Но академические публикации до появления замечательной интернет-площадки "Киберленинка" читали в основном только специалисты, а у ЖЖ аудитория до сих пор весьма широкая. Гипотеза Разумовского А. В. может показаться слишком смелой, но в аргументированности ей не откажешь. Вот уж чего не хватает критикам проекта Бориса Корчевникова и Андрея Афанасьева, так это внятной аргументации. Кроме визгов о провокации в активе по существу ничего.

Вряд ли много кто из читателей помнит, что в 2012 году 1-й канал выпустил документальный фильм с кратким, но ёмким названием "Мавзолей". Вышел фильм на 8 лет раньше публикаций Разумовского А., но по подавляющему большинству тем перекликается с фильмом "Мумия" (2025). Главный же вопрос в этом проекте — что делать с телом Ленина В. И. и со зданием мавзолея. Причём звучит этот вопрос куда настойчивее, чем в фильме 2025 года, хотя ответ и не столь определён. Интересно, что фильм с таким болезненно-дискуссионным посылом вышел на фоне тогдашних протестных обострений 2011 - 2012 годов.

Возвращаясь к теме статьи, стоит сказать, что аргументированных мнений о том, что Мавзолей Ленина имеет совсем не случайную форму и расположение, достаточное количество, чтобы можно было выстраивать смелую, но вполне обоснованную гипотезу об изначалтном сакральном смысле всего сооружения. Надо сказать, что гипотетически был шанс получить на Красной площади ленинскую усыпальницу гораздо более экстравагантного вида. Как, например, на коллаже чуть выше — иллюстрации взяты из другого фильма тоже с названием "Мавзолей", но вышедшего на экраны в 1999, тоже политически чрезвычайно непростом году.

Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Мавзолей" (2012)
Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Мавзолей" (2012)

После того как решено было сохранять тело вождя насколько возможно долго, в стране проходил конкурс на лучшее архитектурное решение проблемы. Была назначена премия в 1000 рублей за лучший проект, но также были премии и за 2, 3 и другие места. А вот победил вариант Алексея Щусева. Впрочем, он же был вне всякого конкурса автором проектов двух предыдущих деревянных зданий мавзолея Ленина, второе из которых можно вполне рассматривать как своеобразный макет будущего каменного мавзолея. Напомним, что деревянные строения возводились в год смерти председателя Совнаркома СССР — 1924, а конкурс проектов и начало строительства современного нам каменного мавзолея — в 1929. К тому же немаловажно вспомнить о том, что Щусев А. В. был в дореволюционные времена был штатным архитектором Синода, то есть его специализация — религиозные объекты.

Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Мумия" (2025)
Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Мумия" (2025)

Известно, что у Владимира Ильича была буквально животная ненависть ко всем проявлениям религиозности, этакая психическая патология. Хотя и здесь, вероятно, сказывалась общая психическая неуравновешенность журналиста, ставшего лидером партии и главой правительства (схема, в общих чертах сходная с карьерным маршрутом Б. Муссолини), проявлявшаяся в чередовании чрезвычайных взлётов активности с периодами апатии (в этом есть некоторое сходство с А. Гитлером). Но про его соратников нельзя утверждать, что все они сторонились мистики: про богоискательство-богостроительство Бонч-Бруевича, Луначарского, Богданова и др. Про Сталина часто пишут, что он в молодости был среди адептов известного мистика Гурджиева, а Троцкий с куда большим интересом изучал труды по эзотерике, чем вирши К. Маркса и Ф. Энгельса. Так что допустить целенаправленное строительство новой религии — религии безбожного коммунизма вполне возможно.

Реальное существование квазирелигиозного культа личности Ленина и рецидивы его проявления и сейчас можно будет увидеть в комментариях к этой статье: наверняка же найдутся фанатики, для которых любой намёк на критику их кумира как красная тряпка для быка, хотя как утверждают биологи, быки — дальтоники и цветов не различают.

NB! Оформив подписку "премиум", можно заказать статью на интересующую тему. Подробности в статье, ссылка выше.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, подписывайтесь на кана. л. И если малой суммой поощрите автора (кнопка внизу справа), он будет рад.