— Этот фильм, наверное, в первую очередь, попытка ответить на вопрос: а что хотели сказать большевики, лидеры революции, создав такое здание, такое место у нас в сердце Москвы?
(Андрей Афанасьев, автор и ведущий фильма "Мумия", 2025, в интервью в передаче "Утро" телеканала "Спас)
Повод для обиды для своих оппонентов авторы документальной кинокартины "Мумия" (2025) поместили уже в само название. После опыта посещения Эрмитажа, а ещё больше после просмотра многочисленных кино-ужастиков, в том числе и мультяшных, к слову "мумия" не получается относиться с подобострастием.
А ведь то, что находится в прозрачном саркофаге в мавзолее на Красной площади г. Москвы, — это и есть мумия. То есть искусственно мумифицированные останки Владимира Ильича Ульянова (Ленина). Задолго до начала профессиональной деятельности продюсера фильма Бориса Корчевникова публиковались материалы о том, как бальзамировали тело усопшего вождя революции, с какими серьёзными проблемами при этом сталкивались, какие сложности чередовались при сохранении тела вплоть до настоящего времени. И чтобы не вдаваться в дилетантские попытки описания такого специфического процесса, вспомним лишь один важный принцип: чтобы что-то было максимально сохранно, в нём не должно происходить биологических процессов. То есть, тело Ленина для его сохранности ради любопытствующих и поклонников должно было по-настоящему мёртвым во всех отношениях. Так что поэтические тезисы о том, как
Ленин
и теперь
живее всех живых.
(Маяковский В. "Владимир Ильич Ленин", 1924)
звучат как издёвка над здравым смыслом.
Кстати, ещё в советское время появлялись слухи, вроде бы даже находившие иногда подтверждение в прессе, что якобы у сохраняемого трупа Ленина В. И. регулярно отрастают волосы и ногти. В 1960-е в США прошла громкая кампания популяризации крионики (замораживания с целью будущего оживления) среди богатых людей. Видимо, отголоски этого скандала докатились и до Советского Союза.
Когда в далёком 1924 году встал вопрос о сохранности тела умершего Ильича, один из его сподвижников успешный инженер и коммерсант, ушлый революционер Леонид Красин выступил как инициатор применения той самой крионики и даже обеспечил доставку из-за границы мощного холодильного оборудования. Так что вполне можно предположить, что мумифицированный труп Ленина В. И. советскому руководству был дорог не только как часть исторического наследия.
Кстати, в 1999 году на телеканате НТВ вышел документальный фильм под названием "Мавзолей", теперь несколько подзабытый, но в сети Интернет легко обнаруживаемый. Так вот, на злобу дня, так сказать. В нтвэшном фильме "Мавзолей" рассказывается и показывается вся та циничная, то есть без коммунистических прикрас, правда о сохранении тела Ленина В. И. с условием поддержания внешнего прижизненного вида с гораздо большими подробностями, чем в вызвавшем неадекватную реакцию коммунистов и им подобных фильме "Мумия" (2025).
Во-первых, интерес вызывают биографии тех людей, кто в разное время был задействован на поддержании сохранности ленинского трупа и придания ему вида "лежит как живой". Из двоих первых медиков, осуществлявших бальзамирование тела вождя мировой революции, Владимира Петровича Воробьева и Бориса Ильича Збарского, второй через четверть века окажется среди обвиняемых по так называемому "делу врачей". Дело врачей в историографии и публицистике, признающей реальность сталинских репрессий, принято считать последним актом в череде этих самых репрессий. Но какой бы концепции не придерживаться в такой сложной теме как "сталинские репрессии", факт остаётся фактом: несмотря на ноу-хау с удачным применением известных ингридиентов по сохранению бесценного для большевиков тела Ленина, и один из главных его охранителей не был застрахован от домоклова меча революции. Собственно говоря, и происхождение, и поведение во время Гражданской войны не прибавляло Збарскому Б. И. и Воробьеву В. шансов на отсутствие недоброжелательного внимания со стороны органов ВЧК-ОГПУ. Збарский Б. И. (Збарский Бер Элиевич) родился в еврейской купеческой семье, с юности и до января 1917 состоял в партии эсеров, был среди депутатов Учредительного собрания, но после его крайне недолгой работы от политики отошёл. Воробьев В. П. тоже родился в купеческой семье: его отец был крупным оптовым зерноторговцем. Но это ещё пол беды. В годы Гражданской войны Воробьёв Владимир Петрович находился в г. Харькове и в 1919 году принял участие в работе Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков, организованной после занятия города деникинскими войсками. Кстати, у Збарского Б. И. в мавзолейной команде много лет проработал сын Илья Борисовисович Збарский.
Во-вторых, интерес представляет и сам процесс сохранения забальзамированного тела Ленина В. И. Когда весной 1924 года Воробьёв В. П. и Збарский Б. И. приступили к работе по сохранности тела Ленина, медики уже проводили его временное бальзамирование после вскрытия и установления причин смерти. Но теперь решалась уже задача обеспечить сохранность для демонстрации прижизненной внешности Владимира Ильича на неопределённо долгий срок. В связи с этим при мавзолее стала работать обширная лаборатория, и штат, и техническая база которой постоянно расширчялись. Для исследований было оборудовано помещение, в основных чертах повторяющее ту часть, где находится труп вождя революции. Даже постоянная температура воздуха и саркофаг полностью идентичны. Кроме того создали создали базу так называемых экспериментальных объектов — невостребованных родственниками или неопознагнвх трупов, забальзамированных аналогично ленинскому. В фильме телекомпании НТВ "Мавзолей" (1999) был показан самый старый экспериментальный объект, который был обнаружен в 1949 году на одном из московских вокзалов. Кстати, по проведённым подсчётам еженедельника "Власть" в 2008 году с учётом анатомирования и заполнения бальзамирующим раствором в Мавзолее лежит примерно 23% первоначального (прижизненного) тела Владимира Ильича Ульянова (Ленина). И ещё один момент — розовый как при жизни цвет кожи Ильича обеспечивается в немалой степени освещением, подаваемым специальными точечными светильниками. Реальный цвет лица нынешнего Ленина В. И. посетителям совсем бы не понравился.
P. S. По данному пункту всё, рассказанное в фильме Бориса Корчевникова и Андрея Афанасьева под названием "Мумия" (2025) — правда, пересказанная с максимальной корректностью.
NB! Оформив подписку "премиум", можно заказать статью на интересующую тему. Подробности в статье, ссылка выше.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.