И это не шутка, а реальная история из Уганды. Мужчина, обвинённый в колдовстве, дошёл до Конституционного суда — и выиграл.
У меня существует традиция — тематические посты в честь популярных праздников. Сегодня Хэллоуин, поэтому история из Уганды и вновь про колдовство.
Арест за черепаху и коровьи рога
1995 год, Уганда. Сальватори Абуки арестован за колдовство. Улики: черепаха, коровьи рога и разные ингредиенты в горшке и тыкве.
По версии полиции, Сальватори использовал это для проведения ритуалов над тремя людьми, что является нарушением Закона Уганды о колдовстве (Witchcraft Act).
В соответствии с этим законом:
Любое лицо, которое практикует колдовство или выдаёт себя за ведьму (независимо от того, один раз или несколько раз), совершает преступление и при осуждении подлежит тюремному заключению на срок до пяти лет.
В ходе суда Абуки сначала отрицал вину, но затем признался в совершении ритуала. Но «бонусом» шло куда более неприятное наказание — изгнание на 10 лет. Это означало, что Сальватори больше не может жить в своей деревне, общаться с кем-либо из деревни, иметь доступ к своему жилищу, полям и скоту.
Конституционный суд изучает колдовство
Абуки был умным парнем и обратился в Конституционный суд Уганды. Он оспаривал конституционность самого Закона о колдовстве.
Перед судом было поставлено несколько вопросов:
Вопрос первый: Что такое колдовство?
В соответствии с Конституцией Уганды (статья 28) никто не может быть осуждён за уголовное преступление, если само преступление и наказание за него не определены законом.
В законе нет чёткого толкование, что такое «колдовство», даётся лишь следующее определение:
«Колдовство» включает в себя колдовство, чары, околдовывание, использование инструментов колдовства, предполагаемое применение какой-либо оккультной силы и предполагаемое обладание каким-либо оккультным знанием.
Значит, закон не может быть применен, — утверждал Абуки.
Вопрос второй: нарушает ли закон права человека?
Конституцией установлено:
- Статья 24: Никто не может быть подвергнут пыткам и бесчеловечному унижению;
- Статья 26: Никто не может быть лишён собственности без компенсации;
- Статья 29: Каждый угандиец вправе жить где захочет.
Абуки считал, что изгнание из деревни нарушает данные положения Конституции.
Что решил суд?
Конституционный суд большинством голосов признал недействительными несколько статей Закона о колдовстве.
Это по сути привело к тому, что действующим остался только раздел закона о клевете (обвинении в колдовстве).
Позиция суда
- Цель Закона о колдовстве, изложенная в преамбуле, — предотвращение колдовства и наказание лиц, практикующих его. Чтобы понять поведение, запрещённое Законом, необходимо понять, что такое колдовство. Однако Закон не даёт адекватного определения этого понятия;
- Относительно позиции «смотреть словарь» суд отметил, что словарей много и никуда он смотреть не собирается, так как: Определение должно быть достаточно чётким, чтобы гражданин мог различать запрещённое и допустимое поведение;
- Изгнание лишает осуждённого пищи, жилья и других жизненно важных потребностей. Это делает его бездомным и нищим. Это — внутренняя депортация, которая нарушает право на свободное передвижение, право на жизнь и право на доступ к собственности. Это несовместимо с Конституцией.
Не обошёл вниманием суд и черепах:
Для обвинения это редкое животное было доказательством того, что Абука колдун. Для других черепаха — не более и не менее, чем домашнее животное. Следовательно, в законе должно быть определено, подпадает ли владение черепахой под действие уголовного закона.
Источник: Attorney General v Salvatori Abuki (Constitutional Case 2 of 1997)
Последствия
После 1997 года Закон о колдовстве формально остался в Уголовном кодексе Уганды, но фактически перестал применяться. Но сама проблема никуда не делась. В Уганде до сих пор фиксируют сотни убийств людей, обвинённых в колдовстве, многие из них — линчевание толпой без суда