Найти в Дзене

Про "семейных призраков" и закон Омерты

Помните об эффекте нижней пуговицы? Если нижнюю пуговицу рубашки застегнуть неправильно, то и все остальные пуговицы тоже будут застегнуты неправильно. Мы совершаем в своей жизни много ошибок, которые сами по себе не ошибки, а следствия той самой первой пуговицы, застегнутой неправильно. И порой застегнутой даже не нами… С точки зрения психоанализа (особенно его более поздних течений, работающих с семьей и наследием), неразрешенные стыд, боль и травмы одного поколения бессознательно передаются следующему поколению, влияя на выборы и жизнь в целом . Любой опыт, который не может быть психологически «переварен», то есть узнан, вербализирован и трансформирован в элемент собственной психической жизни, травматичен по самой своей сути. И такой «непереваренный» опыт, участником которого был предок, часто становится неким семейным секретом о постыдном или тайном событии, оставаясь «слепой зоной» для потомков. Из-за замалчивания в психике формируется «дыра» (лакуна), которая передаётся по наслед

Помните об эффекте нижней пуговицы? Если нижнюю пуговицу рубашки застегнуть неправильно, то и все остальные пуговицы тоже будут застегнуты неправильно. Мы совершаем в своей жизни много ошибок, которые сами по себе не ошибки, а следствия той самой первой пуговицы, застегнутой неправильно. И порой застегнутой даже не нами…

С точки зрения психоанализа (особенно его более поздних течений, работающих с семьей и наследием), неразрешенные стыд, боль и травмы одного поколения бессознательно передаются следующему поколению, влияя на выборы и жизнь в целом .

Любой опыт, который не может быть психологически «переварен», то есть узнан, вербализирован и трансформирован в элемент собственной психической жизни, травматичен по самой своей сути. И такой «непереваренный» опыт, участником которого был предок, часто становится неким семейным секретом о постыдном или тайном событии, оставаясь «слепой зоной» для потомков. Из-за замалчивания в психике формируется «дыра» (лакуна), которая передаётся по наследству, закрепляясь на уровне бессознательного и провоцируя странные выборы, реакции и переживания, а также соматические симптомы.

Психоаналитик Николя Абрахам назвал этот лакуну, след от секрета в психике потомка,«семейным призраком» или тем самым «мёртвым объектом», который бросает тень на «Я». И этот «семейный призрак», занимая место в идентичности потомка, не вытесняется (как обычное травматическое воспоминание), а «заражает» психику и «похищает жизненную силу (витальность)» человека, приводя к фобиям, навязчивостям и неспособности строить здоровые отношения с внешним миром. Человек, словно заключенный, находится в «тюрьме» родительской травмы — он ни мёртв, ни жив, ни живет для себя.

Французский психоаналитик Серж Тиссерон описал действие «семейного призрака» следующим образом. Не передавая травмирующую информацию словами (вербально), то есть превращая ее в тайну, предки бессознательно транслируют её невербально — через символы, образы, жесты, интонации и манеру речи. И ребенок, не зная историю, чувствует и принимает на себя связанные с ней тревогу, стыд, вину или плохость, которые просачиваются через «контейнер» родителя.

Закон Омерты (Закон Забвения) гласит: в первом поколении появляется секрет или тайна — то, о чём нельзя говорить ( потому что это больно или стыдно). Во втором поколении этот секрет становится запрещённым упоминанием (невыразимым), то есть «тем, о чем не говорят». А в третьем поколении знание о нём уже отсутствует на сознательном уровне, и становится «призраком», живущем на уровне бессознательного и находит выход в различных проявлениях. Конфликт, не разрешенный в предыдущих поколениях, становится частью психической жизни потомков.

Знаете, а ведь это так важно - «застегнуть» свои пуговицы правильно, прежде чем передать «рубашку фамилии» следующему поколению. Как?

Работая над собой и избавляясь от «семейных призраков»…

Ольга Караванова

Клинический психолог