Найти в Дзене

Троллейбус Нанси: необычная история

Оглавление
За границей почему-то любят удлинённые троллейбусы. Источник: https://transphoto.org/photo/21/74/34/2174347.jpg
За границей почему-то любят удлинённые троллейбусы. Источник: https://transphoto.org/photo/21/74/34/2174347.jpg

Честно скажу: меня очень радуют истории возрождения закрытых ГЭТ-систем. Пусть в том или ином виде, отличном от первоначального. Пусть это пока и не у нас.

Я думаю, что надо эти истории транслировать, и это тоже хоть как-то, но повлияет. Чтобы и у нас дело начало двигаться. Будет двигаться. Много вот разговоров об умирании села, - и не замечают за ними, как тихо, но стабильно во многих глубинных наших местах жизнь меняется к лучшему. Может, и к лучшему, что тихо. Так надёжнее.

Потому что жизнь на селе - нужна.

И городской электротранспорт нужен тоже.

Тверь, Архангельск, Астрахань, Тамбов, Кострома, Курган, Благовещенск, Качканар, Шахты, Воронеж, Грозный, Луганск, Алчевск, Стаханов, Лисичанск, Краснодон и другие - точка в ваших ГЭТ-делах ещё не поставлена. Пусть "эффективные" не надеются.

Ну а теперь про Нанси.

Нанси, площадь Станислава (ну, это который был польский король). Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/cd/Nancy_Place_Stanislas_BW_2015-07-18_14-00-16.jpg/1200px-Nancy_Place_Stanislas_BW_2015-07-18_14-00-16.jpg
Нанси, площадь Станислава (ну, это который был польский король). Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/cd/Nancy_Place_Stanislas_BW_2015-07-18_14-00-16.jpg/1200px-Nancy_Place_Stanislas_BW_2015-07-18_14-00-16.jpg

Это Франция. Я и знать не знал о таком городе - хотя с географией, а тем более с историей хорошо знаком. Да что там - и лично ведь побывал во Франции в 1998 году. Правда, только в Париже - с небольшим заездом в Версаль. Но тоже было очень даже.

Из парижского ГЭТ тогда работало только метро (трамвай был возрождён! позже) - я на нём ездил, мне оно не понравилось. У нас в России да, метрополитенов мало (всего-то 7 на огромную страну) - зато, что ни система, то музей прямо. Даже наше небольшое самарское: если не брать открытую станцию "Юнгородок", то остальные 9 очень красивые.
Это Париж, а не Самара, как вы поняли. На картинках ещё более-менее смотрится, а реальность тамошней подземки куда более гнетущая. В общем, враньё и показуха, выражаясь словами наших "неполживых" и "светлоликих". Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c6/MF01_STIF_RATP_Ligne_9.jpg/1200px-MF01_STIF_RATP_Ligne_9.jpg
Это Париж, а не Самара, как вы поняли. На картинках ещё более-менее смотрится, а реальность тамошней подземки куда более гнетущая. В общем, враньё и показуха, выражаясь словами наших "неполживых" и "светлоликих". Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c6/MF01_STIF_RATP_Ligne_9.jpg/1200px-MF01_STIF_RATP_Ligne_9.jpg

Город Нанси - небольшой, примерно как наш Новокуйбышевск.

Но, в отличие от того же Новокуйбышевска, - очень древний, первое упоминание датируется аж 947 годом. Есть и древнЕе, конечно, но без малого 1080 лет - тоже немало. Многое там в истории переплелось - и польское, и германское, и Движение Сопротивления в годы войны. Да, кстати, в 2017 году Нанси побратался с нашим Краснодаром.

Краснодар, трамвай и троллейбус. Источник: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=c89a19d358b428e650734e700e695291_l-13061786-images-thumbs&n=13
Краснодар, трамвай и троллейбус. Источник: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=c89a19d358b428e650734e700e695291_l-13061786-images-thumbs&n=13

Но мы сейчас про электротранспорт. Так вот, в Нанси электротранспорт работал с 19 века и претерпевал существенные изменения:

1874 - 1958 - в городе функционировал трамвай. Нормальный классический.
Потом на 24 (!) года ГЭТ-жизнь в Нанси замерла. Бывает.
В 1982 году в Нанси было открыто троллейбусное движение. И оно продолжалось 17 лет, до 1999 года. Потом (как же знакомо!) троллейбус в Нанси закрыли.

Но! - ГЭТ в городе совсем не исчез. Придумали ТРАНСЛОР.

За морем житьё не худо - а в Нанси такое чудо... Источник: https://transphoto.org/photo/16/36/48/1636482.jpg
За морем житьё не худо - а в Нанси такое чудо... Источник: https://transphoto.org/photo/16/36/48/1636482.jpg

Это действительно была уникальная, хотя довольно стрёмная система. Проще говоря, французская инженерная мысля додумалась скрестить троллейбус с трамваем. У этого самого транслора были нормальные троллейбусные "рога", которые бегали по нормальной троллейбусной КС. А внизу у транслора был рельс. Не пара рельсов, как у нормального трамвая, а один рельс.

"Зачем это делали мы? - Не знаю..." (Михаил Матусовский)

И это чудо проработало в городе аж 23 года. Может быть, потому так долго, что было чудом и придавало Нанси дополнительную изюминку.

И всё же... ГЭТ умер, да здравствует ГЭТ! - видимо, не мог уже Нанси жить совсем без электротранспорта, и было решено вернуться к классическому троллейбусу.

Что и было сделано 5 апреля 2025 года. Ура, товарищи. Ну, то есть... мсье. Мадамы и мадемуазели.

А красиво смотрится! Источник: https://transphoto.org/photo/21/65/57/2165574.jpg
А красиво смотрится! Источник: https://transphoto.org/photo/21/65/57/2165574.jpg

И пусть троллейбус живёт долго-долго. Пусть переживёт разных неадекватов во французской власти - чтобы можно было потом как-нибудь махнуть в Нанси и на троллейбусе покататься...

Благополучия всем нам - и нашему любимому городскому электротранспорту!

____________________

Автор - Тимофей Михайлов (г. Самара)