Любой, даже совсем далекий от диджитал, бизнесмен точно что-то слышал про SEO и контекстную рекламу. И если о рекламе есть хоть примерное представление, то поисковое продвижение для многих все еще остается чем-то загадочным. Дальше подробно расскажем, что такое SEO-оптимизация сайта, зачем она нужна, чем отличается от рекламы, какой результат вообще ждать и в какие сроки. После прочтения статьи гениальным SEO-специалистом не станете, зато сможете разобраться, как работает базовое SEO – покажем на кейсах наших клиентов.
Что такое SEO и кому оно нужно
SEO (Search Engine Optimization) – оптимизация сайта под требования поисковых систем для увеличения видимости ресурса и продвижения в выдаче. Звучит довольно общо, так как в СЕО входит много работ – от составления структуры сайта, сбора семантики, совершенствования технических параметров ресурса до получения внешних ссылок и прочего.
Сейчас углубляться не будем – поговорим об этом дальше. А пока откройте любой поисковик – Яндекс или Гугл, неважно, и вбейте в строку какой-нибудь запрос:
Так выглядит поисковая выдача по запросу «купить бетон»: серым выделили рекламу, а зеленым – органику. Это первая страница выдачи, сюда хотят попасть все – по статистике Backlinko за 2025 год, только 9 % пользователей долистывают до конца первой страницы, а что уж там говорить о второй, третьей и так далее. То есть львиная доля трафика и клиентов достается сайтам с первой страницы выдачи.
Зачем нужно SEO?
- Привлечение ЦА. Человек уже зашел в поисковик и вбил определенный запрос, а это значит, что на сайт попадают не просто «холодные» клиенты, а те, кто заинтересован в продукте/услуге.
- Получение трафика из органического поиска. Как известно, контекстная реклама перестает работать сразу же, как заканчиваются бюджеты – с SEO по-другому. Да, заплатить, конечно же, придется, но если ваш сайт проработан с точки зрения SEO, то трафик из поиска будет, даже если в какой-то момент вы перестанете вкладывать деньги. Но SEO – это все-таки не волшебная таблетка: оптимизировать сайт один раз и забыть – не получится. Требуются регулярные доработки, актуализация контента и прочее. Однако это все равно будет дешевле, чем реклама.
- Повышение продаж. Чтобы сайт понравился поисковикам, он должен понравиться пользователям. Поэтому при работе с SEO большое внимание уделяется поведенческим факторам – это важный фактор ранжирования. Если говорить проще: чем дольше потенциальный клиент задерживается на вашем сайте, кликает по ссылкам, переходит в разные разделы, заполняет формы – тем лучше для SEO. А для вас это значит, что продукт вызывает интерес, клиент не бежит в первую секунду с сайта, а конверсия у такого ресурса будет в разы выше.
- Рост лояльности и узнаваемости. Сайты с первой страницы выдачи вызывают гораздо больше доверия у человека. Это определенный маркер надежности и качества. Ну а в том случае, когда ресурс регулярно мелькает в выдаче у клиента, он его запоминает, а также больше вероятность, что обратится именно к вам.
Чем SEO отличается от контекстной рекламы и что выбрать?
Ну хорошо, качественные проработанные сайты попадут таки в органическую выдачу, будут там постепенно продвигаться, а первые места все равно занимают рекламные блоки – зачем тогда SEO? И еще один аргумент не в пользу SEO – рекламу можно запустить за 1 день и быстренько получить клиентов. Но не все так просто, давайте по порядку.
Аргумент 1: органику вытесняет промо
С этим ничего не поделаешь. В 2025 году уже мало быть в топ-10, да даже топ-1 – это все равно где-то ближе к середине выдачи. Молчим вообще про нейроблоки – про них расскажем чуть позже.
Но есть и хорошие новости. Уверена, что вы прекрасно понимаете, что сайты на первых позициях – это реклама, там даже написано, хоть и маленькими серыми буковками:
И все остальные люди это тоже прекрасно понимают, поэтому многие на автомате пролистывают чуть дальше, чтобы ознакомиться с более «честными» результатами.
Аргумент 2: SEO – это слишком долго, реклама быстрее
Долго, не спорим, но зато и результат с вами останется не на месяц. Да и кто сказал, что реклама, на которую потратили несколько сотен тысяч, а иногда и в разы больше, отработает как вам нужно? Далеко не факт. Многое зависит от состояния сайта, клиент может кликнуть по рекламе à попасть на сайт à и просто заблудиться, так и не дойдя до покупки.
SEO же работает с сайтом комплексно. Придется подождать, но это того стоит. И никто ведь не запрещает вам параллельно запускать рекламу – мы даже рекомендуем это делать. Запущенные кампании могут положительно сказаться на поведенческих факторах (а как мы помним, для SEO это очень важно) + для тех, кто занимается SEO и уже входит в ТОП-20, Яндекс придумал специальный инструмент – динамические места. Если интересно, почитайте подробнее.
Аргумент 3: нейроблоки прямо в поисковике
Представьте, вы несколько лет вкладывали деньги в SEO, а потом Яндекс и Гугл взяли и внедрили в обязательном порядке нейросети прямо в выдачу, и ваш трафик обрушился на 40–50 %. А кому-то и представлять не надо, потому что это стало реальностью в 2025 году. Значит ли это, что традиционное SEO можно похоронить? Рано.
Дело в том, что без базовой SEO-проработки попасть в нейроответы практически невозможно, потому что нейросети ценят так же, как и поисковики, качественные сайты. Вот вам пример – кейс по сайту нашего клиента, с которым мы работаем по SEO с 2023 года. Он регулярно попадает в нейроответы и получает трафик из нейросетей благодаря качественному и регулярному SEO.
Вывод: хотите вы или нет, но нейроблоки уже есть в выдаче – и попадать туда нужно, если не хотите потерять клиентов. Начать надо в любом случае с базового SEO, без него никак. А после – подключать уже инструменты, которые помогут быстрее попасть в нейровыдачу.
И что же выбрать – SEO или рекламу?
Однозначного ответа нет, лучше – комбинировать 2 инструмента. Например, запустить контекстную рекламу на старте, провести все необходимые тесты, а потом использовать эту информацию при SEO-продвижении. Но если нет возможности, вот вам чек-лист:
- Если клиенты нужны здесь и сейчас – реклама
Например, вы продаете елочные игрушки, а зима уже давно на пороге. Гораздо эффективнее запустить контекст и привлечь клиентов, когда они максимально заинтересованы в продукте.
- Если хотите получать трафик регулярно, вне зависимости от бюджетов – SEO
Это долгосрочная инвестиция: вы оптимизируете сайт под поисковые запросы, создаете полезный контент и получаете органический трафик годами. Подходит для ниш с постоянным спросом (например, услуги сантехника, мебель на заказ, образовательные курсы и т. д.).
- Если продукт новый, и его еще не ищут – реклама
Важно сначала сформировать спрос – убедить потенциальных клиентов, что ваш продукт действительно нужный и полезный. Например, вы продаете умные кормушки для кошек, в которые встроен искусственный интеллект. SEO работает с уже существующими запросами, а ваш товар вряд ли активно ищут в сети. Лучше начать с рекламы, протестировать спрос и собрать ключевые запросы.
- Если конкуренция в рекламе запредельная – SEO
Недвижимость, пластиковые окна, бьюти и проч. – скорее всего, на бюджеты придется потратить много денег, а органика обойдется дешевле.
Со всеми аргументами «за» и «против» SEO-оптимизации сайта разобрались (если что-то упустили, напишите в комментариях – готовы к дискуссии). А теперь давайте рассмотрим, какие виды СЕО существуют.
SEO бывает разное: черное, белое, красное серое
Виды SEO
Хотелось бы верить, что все и всегда играют по правилам: честно оптимизируют сайт, делают его реально лучше и получают награду в виде роста трафика и довольных клиентов. Но нет. SEO чаще всего делят на три вида:
- Белое SEO
Это следование всем рекомендациям правилам поисковых систем. Метод самый надежный, потому что поисковикам не к чему будет придраться, а значит, и санкций и фильтров можно не бояться. Сайт при этом будет постепенно продвигаться в выдаче.
- Серое SEO
Использование полулегальных методов, которые не запрещены официально, но все-таки рискованны. Закупка ссылок, переспам ключами – к этому очень и очень осторожно прибегают сео-специалисты. Серьезных санкций после таких действий, скорее всего, не будет.
- Черное SEO
Эти методы запрещены поисковиками – и за их использование можно получить серьезное наказание. Например, ваш сайт вовсе выкинет из поиска, в крайнем случае – придется заводить новый сайт на новом домене. Это накрутка ПФ (поведенческих факторов), скрытый текст на сайте, дорвеи (сайты, которые занимают высокие места в выдаче, а потом перенаправляют клиентов на другие сайты), клоакинг (пользователь видит одно содержание страницы, а поисковик – другое).
Лично мы ратуем исключительно за белое SEO. Конечно, поисковики не всеведущие, что-то да могут упустить из виду, но не стоит на это надеяться, потому что санкции могут быть очень серьезными. И к тому же поисковики к 2025 году усовершенствовали методики определения нечестных схем и ужесточили требования к качеству контента – это связано с обновлениями Core update и Spam Update. С каждым годом становится все труднее манипулировать поисковиками, поэтому лучше вкладываться в белое SEO, рисков гораздо меньше.
Этапы SEO-оптимизации, или через что нужно пройти каждому сайту, чтобы попасть в ТОП
SEO-продвижение – это многоступенчатый процесс. Конечно, список работ будет для каждого сайта индивидуальным, вот основные этапы, которые нельзя пропускать.
1. Комплексный SEO-аудит
От этого будет зависеть будущий план работ. Нужно проанализировать все: скорость загрузки сайта, контент, видимость сайта в поисковиках, позиции, адаптивность к мобильным устройствам, ссылочную массу и т. д.
Сеошник – не волшебник, поэтому сразу без подробного анализа не сможет сказать, что поправить, чтобы сайт попал в ТОП. Так что будьте готовы, что работы начнутся с аудита.
2. Анализ ниши и конкурентов из ТОПа
Далее важно понять, с какими сайтами будем конкурировать: что такое есть на их страницах, чего нет у нас. Да и в целом важно определиться, конкурентная ли ниша, сколько трафика сможем получить. Это еще один важный шаг, который пропускать нельзя.
Будем анализировать структуру ресурса, методы его продвижения, юзабилити сайта, коммерческие факторы – цены, отзывы, гарантии, контакты и т. д. Наша цель – сделать сайт круче, чем у конкурента, только так сможем его обогнать.
3. Сбор семантического ядра и его кластеризация
Это основа SEO-оптимизации, так как здесь важно определиться, как клиенты находят ваш сайт в сети – по каким запросам. Именно с помощью этих ключей будем приводить ЦА.
Сначала собираются вообще все ключи, которые каким-то образом характеризуют бизнес. А далее их важно кластеризовать, то есть поделить по группам. Зачастую одна страница оптимизируется под определенный кластер запросов. Это делается для того, чтобы не произошла каннибализация ключевых слов – это явление, при котором страницы одного и того же сайта начинают конкурировать между собой в выдаче.
Пример. Представим, что мы продаем роботы-пылесосы, и решаем использовать ключ «как выбрать робот-пылесос» и на странице каталога, и на странице блоговой статьи. Поисковик не понимает, какую страницу показать в выдаче – и показывает то одну, то другую. Это проблема, потому что у страниц снижается трафик и позиции в выдаче, размываются поведенческие факторы и проч. Человек, введя такой запрос, хочет узнать, как ему, наконец, выбрать пылесос, а попадает сразу в каталог, где ему предлагают купить. Скорее всего, он просто уйдет с такой страницы. Поэтому и важно оптимизировать разные страницы под разные релевантные запросы: ключ «как выбрать робот-пылесос» оставить для статьи, а для каталога подобрать другой – «купить робот-пылесос».
4. Составление структуры сайта
На основе семантического ядра создаем логичную иерархию: главная → разделы → категории → карточки товаров/услуг. 5–6 страниц – оптимальная вложенность. Логичная структура помогает клиентам лучше ориентироваться на сайте, а также поисковым роботам быстрее и эффективнее анализировать ресурс.
5. Техническая оптимизация сайта
Устранение основных ошибок, которые мешают индексации страниц: настройка редиректов и 404-х страниц, устранение битых ссылок и дублей страниц, проверка скорости загрузки сайта и наличие адаптации для мобильных устройств, настройка robots.txt и sitemap.xml и прочее.
6. Контент
Проверяем, чтобы контент на странице был релевантен ключевым запросам, уникален, соответствовал принципам E-E-A-T. Прописываем корректные метатеги для каждой страницы: title, description, заголовки H1, H2, H3, к картинкам прописываем alt. Следим за тем, чтобы ключевые слова были включены в текст органично и без переспама – иначе рискуем попасть под фильтры поисковиков. Контент – сердце любого сайта, от него во многом зависит успех продвижения.
Помимо технических параметров, важно учитывать и смысловую уникальность текстов, делать их полезными не только для поисковых роботов, но и для клиента. А теперь еще важно, чтобы контент нравился и нейросетям: прописываем структуру – нумерованные списки, таблицы, заголовки и подзаголовки, добавляем разделы FAQ, четко и без воды отвечаем на вопросы, которые могут возникнуть у клиента.
7. Внешняя оптимизация (работа со ссылочной массой)
Формируем ссылочный профиль: регистрируем компанию на картах, в справочниках и каталогах, отзовиках, размещаем статьи на сторонних площадках – в блогах и в СМИ с учетом тематики. Это покажет поисковикам, что ваш сайт – авторитетный, раз на него ссылаются качественные ресурсы. А также это очень ценят нейросети – и охотнее берут информацию с таких сайтов для собственных ответов.
Но ссылки должны быть естественными. Помним, что серое SEO могут себе позволить далеко не все: массовая закупка ссылок – вариант рискованный.
8. UX и поведенческие факторы
На этом этапе нужно сделать все, чтобы клиенты подольше задерживались на сайте – это хороший сигнал для поисковых систем, говорящий о качестве ресурса. Тестируем, понятно ли для пользователя, как совершить целевое действие, переходит ли он по ссылкам на сайте, удобна ли структура и т. д.
Также важно добавить подробные отзывы (желательно с фото) на сайт – как правило, на подобных страницах потенциальные клиенты задерживаются, чтобы понять, можно ли доверять компании, и проанализировать пользовательский опыт других клиентов.
Процент отказов, глубина просмотра, время на сайте – 3 ключевые метрики, за которыми нужно следить. Посмотреть их можно в Яндекс Метрике. Глубина просмотров и время на сайте должны расти, а процент отказов – уменьшаться.
9. Мониторинг и совершенствование
Теперь нужно понять, работает ли наше SEO. Важно регулярно проверять позиции, анализировать трафик, конверсию ресурса, актуализировать контент при необходимости, добавлять новые ключевые слова.
SEO-оптимизация – процесс, который требует постоянной доработки и корректировки результатов.
И вот список инструментов, которые помогут держать руку на пульсе:
- Яндекс Вордстат – для подбора ключевых слов и анализа их частотности;
- Яндекс Метрика – для мониторинга трафика, его источников, поведенческих факторов, конверсии и проч.;
- Spywords и Key’so – для анализа конкурентов;
- Яндекс Вебмастер – для проверки видимости сайта поисковиками, помогает вовремя обнаружить ошибки и устранить их;
- Google PageSpeed Insights, Sitespeed – сервис для проверки скорости загрузки сайта;
- ChatGPT, Gemini, DeepSeek и другие нейросети – помогают анализировать большие объемы данных, создавать контент, подвирать ключевые слова, анализировать UX сайта и т. д. Не советуем всецело полагаться на ИИ, потому что он по-прежнему неидеален, но немного времени все-таки сможете сэкономить.
Традиционное SEO-продвижение и нейросети – как подружить одно с другим
Поговорили о том, как выглядит базовое SEO. Но в 2025 году его недостаточно: появились нейросети, теперь они крадут до 50 % трафика у сайтов в выдаче.
Нейроблоки встроены в поисковик – вот, например, Алиса в Яндексе:
Человек может получить нужную ему информацию, даже не переходя на сайт. А может и вовсе не открывать поисковик и сразу открыть нейросети – ChatGPT, Perplexity, Grok и прочие. То есть еще одна задача, которая стоит перед сегодняшней SEO-оптимизацией – это попадание в нейровыдачу. Теперь, чтобы получить клиентов из органической выдачи, потребуется к SEO подключать GEO – продвижение в нейросетях.
Хорошая новость: все работы, которые проводились над SEO до появления ИИ точно пригодятся, потому что без качественной проработки ресурса нейросети не заметят ваш сайт. Плохая новость: нужно подключать дополнительные инструменты. А точнее, усиливать старые – активнее размещаться на сторонних площадках (блоги, СМИ), заниматься репутацией и в целом интенсивнее развивать свой бренд и «светиться» везде.
Сколько стоит SEO и когда ждать результат
Сразу скажем – все очень индивидуально. Еще раз повторим: SEO – игра вдолгую, средний срок окупаемости вложений – от 6 месяцев работы. Это зависит от скорости внедрения рекомендаций, конкурентности ниши, возраста домена, региона и прочих факторов.
Стоимость в среднем стартует от 50–80 тысяч рублей в месяц за комплексное сопровождение. Разовые услуг обойдутся дешевле, но этот вариант подходит только в том случае, когда у вас уже есть готовая стратегия продвижения и требуются только «руки», чтобы выполнить работу.
Чтобы не быть голословными, подготовили конкретные примеры:
За 1.5 года работы добились следующих результатов: 40 000 + пользователей из поиска ежемесячно, видимость по ключам повысилась до 93 % с 23 %, и вишенка на торте – ежемесячная прибыль компании возросла до 2 000 000 рублей ежемесячно.
За 1 год увеличили трафик из Гугла в 3 раза, попали в нейроответы и стали получать трафик еще и оттуда.
Так нужно ли вкладывать деньги в SEO в 2025 году
SEO – это по-прежнему фундамент продвижения. И даже в эпоху нейросетей без традиционного СЕО никак: не попадете ни в традиционную выдачу, ни в нейро. Это не значит, что ставку нужно делать исключительно на поисковую оптимизацию – рекомендуем включить в стратегию продвижения и контекстную рекламу для усиления результата.
Список литературы
- М. И. Энге, С. Спенсер, Дж. Страйчиола – «Искусство SEO» (4-е издание, 2024)
- Яндекс – «Руководство по поисковой оптимизации» (2025)
- Google Search Central – Search Engine Optimization Starter Guide (обновлено 2025).
- Б. Дин – The State of Link Building (2025)
- Search Engine Journal – AI & SEO: How Generative Search Changes Everything (2025)
- Ahrefs Research – Core Web Vitals & Ranking Correlation Study (2025)
- Backlinko – How People Use Google Search (2025)