Найти в Дзене
Авто История

ВАЗ-1111 "Ока": Самый маленький советский автомобиль

В истории советского автопрома был автомобиль, который ломал все стереотипы. На фоне массивных «Волг» и солидных «Жигулей» он казался игрушкой, но при этом стал настоящим народным героем. Это ВАЗ-1111 «Ока» — самый маленький и один из самых неоднозначных автомобилей, когда-либо создававшихся в СССР. Его появление в 1987 году стало попыткой решить проблему индивидуальной мобильности, создав предельно простой, дешёвый и экономичный микроавтомобиль. Идея создания сверхмалого автомобиля витала в воздухе давно. Прототипом «Оки» стал микромобиль «Перм», разработанный в Пермском политехническом институте. Концепция была простой: создать автомобиль, который будет занимать минимум места на дороге и при парковке, потреблять не более 5-6 литров бензина на 100 км и быть максимально доступным по цене. Разработку поручили Волжскому автозаводу, где проект возглавил конструктор Пётр Михайлович Прусов. Итогом его работы стал уникальный для СССР автомобиль длиной всего 3,2 метра. «Ока» стала настоящим и
Оглавление

В истории советского автопрома был автомобиль, который ломал все стереотипы. На фоне массивных «Волг» и солидных «Жигулей» он казался игрушкой, но при этом стал настоящим народным героем. Это ВАЗ-1111 «Ока» — самый маленький и один из самых неоднозначных автомобилей, когда-либо создававшихся в СССР. Его появление в 1987 году стало попыткой решить проблему индивидуальной мобильности, создав предельно простой, дешёвый и экономичный микроавтомобиль.

Замысел: Народный автомобиль для одного-двух человек

Идея создания сверхмалого автомобиля витала в воздухе давно. Прототипом «Оки» стал микромобиль «Перм», разработанный в Пермском политехническом институте. Концепция была простой: создать автомобиль, который будет занимать минимум места на дороге и при парковке, потреблять не более 5-6 литров бензина на 100 км и быть максимально доступным по цене.

Разработку поручили Волжскому автозаводу, где проект возглавил конструктор Пётр Михайлович Прусов. Итогом его работы стал уникальный для СССР автомобиль длиной всего 3,2 метра.

Конструкция: Гениальная простота

«Ока» стала настоящим инженерным прорывом в области минимизации и рационализации. Её конструкция была подчинена принципу «ничего лишнего».

- Двухцилиндровый двигатель: Сердцем «Оки» стал совершенно новый для СССР 0.65-литровый двухцилиндровый бензиновый двигатель с воздушным охлаждением. Расположенный поперечно, он выдавал 29,5 л.с., что для автомобиля весом 620 кг было вполне достаточно.

- Несущий кузов: Конструкция кузова была предельно жёсткой и простой.

- Подвеска: Спереди — стойки МакФерсон, сзади — торсионная балка. Такая схема обеспечивала неплохую управляемость при минимальной стоимости.

- Трансмиссия: 4-ступенчатая механическая коробка передач.

Гениальность «Оки» была в её унификации с другими вазовскими моделями. Многие детали (например, рулевое управление, элементы подвески) были заимствованы у «классических» Жигулей, что в будущем облегчило владельцам вопрос с запчастями.

«Ока» в народе: Любовь и ненависть

Советские, а затем и российские автомобилисты встретили «Оку» неоднозначно. С одной стороны, она вызывала умиление своими размерами, с другой — критику за спартанский комфорт и маломощность.

Достоинства:

- Невероятная экономичность

- Выдающаяся манёвренность и простота парковки

- Очень низкая цена

- Высокая ремонтопригодность

- Проходимость (благодаря малому весу и хорошей развесовке)

Недостатки:

- Жёсткая и шумная работа двигателя

- Тесный салон (особенно на задних сиденьях)

- Слабый отопитель

- Невысокая безопасность

Несмотря на все недостатки, «Ока» быстро завоевала народную любовь. Её ласково называли «шайбой», «кандейкой», «кирпичом». Она стала автомобилем для студентов, пенсионеров, женщин и всех, кому нужно было простое и неприхотливое транспортное средство для поездок по городу.

Наследие и значение

Производство «Оки» продолжалось на разных заводах (ВАЗ, КамАЗ, СеАЗ) до 2008 года. Она стала последним новым автомобилем, разработанным в СССР, и своеобразным символом перестроечной эпохи — времени, когда государство пыталось искать нестандартные решения старых проблем.

ВАЗ-1111 «Ока» доказала, что автомобиль может быть не роскошью или средством престижа, а просто удобным и доступным инструментом. Она не была совершенной, но была нужной. Этот маленький автомобиль с большим сердцем навсегда остался в истории как самая миниатюрная, самая экономичная и, возможно, самая народная советская машина.

#ВАЗ1111 #Ока #СамыйМаленькийАвтомобиль #СоветскийАвтопром #АвтоВАЗ #Микроавтомобиль #НародныйАвтомобиль #АвтолегендаСССР #РетроАвто #ВинтажноеАвто #ЭкономныйАвтомобиль #Перестройка #ОтечественныйАвтопром #СССР #Ностальгия