Найти в Дзене
ИнтерКарго

В пику Трампу: Канада снимает блок с китайских EV

Оглавление

Канада собирается отменить 100-процентные пошлины на китайские электромобили. Если это действительно случится (а шансы велики), в страну хлынет волна недорогих китайских EV — от BYD до Zeekr. Можно не сомневаться: в Вашингтоне этот шаг вызовет истерику. Ведь речь идет не просто о торговле, а о вызове всей стратегии США по сдерживанию китайского автопорома.

По данным The Wire China, основанного бывшим шанхайским корреспондентом The New York Times Дэвидом Барбозой, премьер-министр Марк Карни готов пересмотреть политику, введенную в 2024 году при Джастине Трюдо, и может объявить об отмене тарифов буквально со дня на день.

Изначально пошлина была задумана как щит — чтобы оградить канадских и американских автопроизводителей от субсидированных китайских моделей и подчеркнуть союз Запада. Но времена меняются, а вместе с ними — и экономические интересы.

Перезагрузка или риск?

Инсайдеры из Оттавы утверждают, что Карни хочет «перезагрузить» отношения с Пекином накануне саммита АТЭС в Южной Корее, где он должен встретиться с председателем КНР Си Цзиньпином. По данным Reuters, повестка встречи включает вопросы торговли и «тарифных перекосов», а также доступ канадского экспорта к китайскому рынку.

«Отношения с Китаем можно восстановить. У нас достаточно сфер, где есть потенциал для сотрудничества», — заявил Карни в интервью CBC.

Если тариф действительно снизят до прежних 6,1%, это станет самым резким разворотом в торговой политике страны за последние годы. Китайские бренды — BYD, NIO, XPeng, Zeekr — ворвутся в Канаду с ценами, которые заставят даже самых преданных фанатов Tesla или Rivian дважды подумать, стоит ли за них переплачивать.

А как же «домашняя команда»?

Вашингтону и лично Трампу такая перспектива явно не понравится. США по-прежнему держат жесткую линию на китайские EV: 100-процентные тарифы, введенные в мае 2024 года, остаются в силе. Если Канада «откроет двери» Китаю, это будет воспринято как удар по «единству фронта».

Reuters подчеркивает: китайские электромобили уже доказали свою силу в Европе: за первый квартал 2025 года доля китайских EV на европейском рынке превысила 9%, а их средняя цена – на 30–40% ниже европейских аналогов. Для Канады, где доля электромобилей в продажах к 2030 году должна достичь 60%, такие цены выглядят слишком соблазнительно, чтобы от них отказаться.

«Мы не можем позволить себе отставание в гонке электрификации», — заявил источник в Министерстве промышленности Канады, который цитирует The Globe and Mail.

Канадские автозаводы и профсоюзы, едва оправившиеся после тарифных войн Трампа, напряглись. В индустриальных районах Онтарио царят панические настроения: смогут ли местные бренды выдержать натиск дешевых китайских конкурентов?

«Это может стоить тысяч рабочих мест, — предупреждает глава профсоюза Unifor Лана Пэйн. — Мы не против конкуренции, но против демпинга».

Последствия для Северной Америки

Если Канада действительно откроет страну для китайских EV, Stellantis, Ford и GM окажутся в сложной ситуации. Заводы в Онтарио и Мичигане, где собирают электроверсии Ram, F-150 и Chevrolet Blazer, могут потерять часть покупателей: китайцы предложат тот же пробег и технологии — но гораздо дешевле.

По оценкам аналитиков BloombergNEF, себестоимость батарей у китайских производителей сегодня на 35% ниже, чем у североамериканских конкурентов. При этом BYD уже готова экспортировать модели с запасом хода свыше 500 км по цене около $30 000 — уровень, с которым западные концерны не могут тягаться.

В итоге Канада рискует стать «троянским конем» на североамериканском рынке — окном, через которое китайский автопром сможет проникнуть и в США.
Если этот сценарий сработает, вопли с Капитолия будут слышны даже на Марсе.

Источники: Reuters.com, Theglobeandmail.com