Тема истории Востока–региона, где зародились первые государства на планете– была актуальной с давних времён. Ещё первый историк в мире–Геродот– в своём монументальном труде большую часть посвятил истории ближневосточных государств. А первые историки в Европе будут, кроме прочего, вдохновляться и библейскими легендами, также донёсшими до нас немало интересного о прошлом региона. Не обошёл интерес к Азии и отечественных исследователей. Среди них в вопросе изучения истории Востока стоит выделить Василия Васильевича Струве — крупнейшего советского востоковеда-марксиста, египтолога, ассириолога, члена Российского палестинского общества при Академии наук, основателя советской школы историков Древнего Востока, академика АН СССР, кавалера ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени.
Великий учёный родился 21 января (2 февраля) 1889 года в Санкт-Петербурге в семье, давшей стране много видных представителей научно-технической интеллигенции (к примеру, его прадед— Василий Яковлевич Струве—был видным российским астрономом, одним из основоположников звёздной астрономии, основателем и первым директором Пулковской обсерватории). Уже с юного возраста проявились выдающиеся способности Василия Васильевича к изучению языков. Так в гимназии он в совершенстве овладел греческим и латынью, а в университете быстро освоил египетский.
В 1907 году он поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет. В те годы студент планировал посвятить себя истории России. Однако в немалой степени благодаря лекциям Б. А. Тураева и М. И. Ростовцева интерес к отечественной истории был вытеснен увлечением к егиептологии.
В 1911 году Василий Васильевич Струве блестяще сдал экзамены и окончил университет. Началась подготовка к профессорской деятельности.
В 1912 году В. В. Струве написал свою первую работу— монографию «Петербургские сфинксы». Труд был посвящён сфинксам на набережной у Академии художеств, которых перевезли из храма фараона Аменхотепа III в египетских Фивах.
Окончание университета с отличием позволит ему в 1914 году уехать на стажировку в Германию (откуда скоро ему придётся вернуться в связи с началом Первой Мировой войны). Революцию 1917 года и последовавшие социалистические преобразования он встретил с радостью, поэтому принял гражданство новообразованного СССР. Молодая советская республика нуждалась в новых научных специалистах, поэтому Василию Струве удастся себя реализовать.
В Советской России он решил для начала расширить знание древних языков. С этой целью 1919 года, уже будучи приват-доцентом, В. В. Струве начал изучать аккадский, древнееврейский, финикийский угаритский и другие семитские языки у знаменитого семитолога академика П. К. Коковцова. Также он самостоятельно изучал шумерский язык.
В 1920 году специалист занял место своего учителя Б. А. Тураева на кафедре Древнего Востока Петроградского университета до конца своей жизни.
В 1928 году В. В. Струве защитил магистерскую диссертацию «Манефон и его время» о древнеегипетском историке IV—III вв. до н. э. В своей статье он тщательно проанализировал достоверность приведённой информации и первым привёл убедительные доводы, подтверждавшие подлинность сведений Манефона. А имевшиеся неточности он связал с поздними интерпретации сочинений египтянина. Благодаря научным трудам профессору удалось заслужить авторитет в научном обществе. Так он получил докторскую степень без защиты диссертации.
В период 1918—1933 годов В. В. Струве руководил Египетским отделом Эрмитажа. В 1934 году Василий Васильевич возглавлял кафедру истории Древнего мира в Ленинградском педагогическом институте. В 1937—1940 годах он возглавлял Институт этнографии АН СССР, в 1941—1950 — Институт востоковедения АН СССР, в 1952—1965 гг. заведовал кафедрой Древнего Востока в Ленинградском университете, а с 1959 года специалист заведовал древневосточным отделом института. В сферу научных интересов преподавателя входили история Древнего Египта, Месопотамии, хеттов, Финикии и Сирии.
Также он принимал участие в крупнейших международных научных форумах. Так Василий Васильевич Струве участвовал в XXIII и XXV Международных конгрессах востоковедов (1954 года в Копенгагене и 1960 года в Москве) и выступал на Международном конгрессе историков в Риме
Долгий опыт преподавания позволит учёному создать собственный курс по истории Древнего Востока, отличавшийся от большинства отечественных и зарубежных аналогов анализом экономического строя и характера социально-экономических отношений в древневосточных обществах в своей основе. Также именно он включил в понятие «Древний Восток» государства на территории Индии, Китая и соседних территорий.
Именно В. В. Струве предложил пересмотр тезиса К. Маркса и Ф. Энгельса касательно единства всемирного исторического процесса. Согласно мнению философа–основателя идеологии социализма, общество проходит по очереди стадии рабовладельческую (классическую античную), феодальную, буржуазную (капиталистическую) с дальнейшей перспективой движения к социализму. Однако в работе «Формы, предшествовавшие капиталистическому производству» Карл Маркс вывел также и «азиатские производственные отношения». Это привело к последующим дискуссиям касательно особой «азиатской» формации. До Струве советские историки под влиянием немецкого историософа Освальда Шпенглера совершали попытки объяснить уникальность азиатского способа производства, существовавшего только у восточных обществ. Противостоявшие им историки-универсалисты, расширив ареал анализа производственных отношений, пришли к выводу об универсальности периода развития (к относившимся к данной формации были отнесены, например, крито-микенское общество, Рим периода царей и цивилизации Мезоамерики). Были выделены такие характерные черты периода, как разветвлённые ирригационные системы, действовавшие в условиях этатитской политики, отсутствие частной собственности на средства производства, общины как экономическая основа государства, восточная деспотия как тип монархической формы правления. Его усилия внесли большой вклад в разрушении господствовавшего ранее представления о древневосточных обществах как феодальных.
В 1933 году В. В. Струве разработал парадигму смены социально-экономических формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая), получившую название «пятичленка». Хоть его схема и подвергалась критике, она осталась господствующей схемой советской исторической науки.
В. В. Струве внёс огромный вклад в развитие отечественной науки. За свою жизнь дал миру более 400 работ, посвящённых истории и лингвистике древнего мира. Наиболее фундаментальным трудом можно назвать «Историю Древнего Востока» 1941 года. Также стоит отметить его участие в редакции целого ряда коллективных трудов по всемирной истории и подготовке энциклопедических изданий, включая Советскую историческую энциклопедию. Также он помогал издать древнеегипетские памятники, среди которых, к примеру, были «Речение Ипувера», содержавшие интересовавшие советскую науку редкие для египетской письменности свидетельства о классовой борьбе.
Скорее всего, никто из отечественных историков не погружался так глубоко в исследование обществ Древнего Востока, поскольку мало кто мог совместить столько знаний по истории, археологии, этнографии и филологии, как В. В. Струве. Он действительно был в списке единиц специалистов столь широкого профиля. За выдающиеся заслуги в научной и общественной деятельности востоковеда Василия Васильевича Струве удостоили медалей, в том числе и двух государственных наград— орденов Ленина и Трудового Красного Знамени.
К сожалению, к старости у востоковеда начала слабеть память: хоть он помнил огромное количество информации, он мог начисто забыть, куда он шёл после того, как по пути поговорит с встретившимся коллегой. Смерть настигла великого учёного 15 сентября 1965 года в родном городе Ленинграде.
Старания великого востоковеда СССР Василия Васильевича Струве внесли весомый вклад в изучение цивилизаций Древнего Востока и развитие взглядов на всемирную историю. Именно его можно по праву назвать основателем советской школы историков Древнего Востока.
#история #прошлое #Струве #Восток #СССР #Kliosphere