Найти в Дзене

Фильтр непрерывного действия. Нужен ли тепловозу чистый воздух?

Дизельный двигатель работает на топливовоздушной смеси, для полного сгорания которой необходимо, чтобы в её составе воздуха было в 17 раз больше, чем топлива. Если забор воздуха осуществлять непосредственно с улицы, не принимая никаких мер для фильтрации, можно ли прогнозировать последствия? Одним из печально известных микроэлементов, размер которого не превышает 10–20 мкм (1 микрометр = 0,001 мм), кристаллы остроконечной формы, прочность которых на порядок выше прочности металла, из которого изготавливают топливную аппаратуру*, шатунно-поршневую группу*, вкладыши подшипников скольжения*. Пыль, находящаяся вблизи железнодорожного полотна, содержит до 80% кремнезема. Засасываемый вместе с такой пылью воздух действует как абразив, изнашивая поверхность зеркала цилиндровой втулки*, поршневых колец*, вкладышей подшипников скольжения коленвала. Какие последствия? Падение компрессии и повышенный расход масла, ведь расширяющиеся продукты сгоревшей топливной смеси разделились на толкающие порш
Оглавление

1. Анализируем вместе.

Дизельный двигатель работает на топливовоздушной смеси, для полного сгорания которой необходимо, чтобы в её составе воздуха было в 17 раз больше, чем топлива. Если забор воздуха осуществлять непосредственно с улицы, не принимая никаких мер для фильтрации, можно ли прогнозировать последствия?

Одним из печально известных микроэлементов, размер которого не превышает 10–20 мкм (1 микрометр = 0,001 мм), кристаллы остроконечной формы, прочность которых на порядок выше прочности металла, из которого изготавливают топливную аппаратуру*, шатунно-поршневую группу*, вкладыши подшипников скольжения*.

Кристаллы кремнезема остроконечной формы, прочность которых на порядок выше прочности металла, из которого изготавливают узлы и агрегаты дизеля.
Кристаллы кремнезема остроконечной формы, прочность которых на порядок выше прочности металла, из которого изготавливают узлы и агрегаты дизеля.

Пыль, находящаяся вблизи железнодорожного полотна, содержит до 80% кремнезема. Засасываемый вместе с такой пылью воздух действует как абразив, изнашивая поверхность зеркала цилиндровой втулки*, поршневых колец*, вкладышей подшипников скольжения коленвала.

Какие последствия? Падение компрессии и повышенный расход масла, ведь расширяющиеся продукты сгоревшей топливной смеси разделились на толкающие поршень и проникающие между изношенной стенкой цилиндра и изношенным компрессионным кольцом. Маслосъемным кольцам достанется не меньше, и масло начнет попадать в цилиндр, сгорая и покрывая стенки цилиндра нагаром и смолами, ухудшая теплообмен.

Налет на лопатках газового колеса турбокомпрессора* приведет к дисбалансу ротора* и угрозе разрушения, ухудшению подачи воздуха и падению мощности с увеличением расхода топлива.

Постепенное засорение воздухоохладителя* вызовет отложения на теплообменных поверхностях и повышение температуры впускного воздуха. Плотность заряда уменьшается, т. к. объем горячего воздуха больше, а кислорода от этого не прибавляется, мощность, естественно, падает.

Перечислять можно еще долго, мы с вами видим лавинообразное нарастание неприятностей, грозящих дизелю выходом из строя.

Процитирую расчеты, проводимые в результате анализа воздуха, взятого в идеальных условиях в ясную безветренную погоду на железнодорожном полотне с щебневым балластом. Порция воздуха, взятая в вышеперечисленных условиях, содержала 0,0025 до 0,01 г пыли в одном кубическом метре воздуха.

Потребность в воздухе дизеля мощностью в 3000 л. с. составляет 400 м3 в минуту, умножив это цифру на час, получим 24000 м3. А теперь прикинем, сколько же пыли заберет дизель за 4 часа работы в практически идеальных условиях? 0,01 x 24000 = 240 грамм!

2. Меры по защите ДВС от абразивного износа.

Предложением по эффективной очистке воздуха для дизелей тепловозов стал воздухоочиститель контактного действия, в котором частицы пыли улавливаются при соприкосновении со слоем липкого наполнителя, нанесенного на контактную поверхность. Естественно, что недорогим подручным липким наполнителем стало дизельное масло, а в роли контактной поверхности применены кассеты из проволочных сеток.

Сразу напрашивается вопрос, надолго ли хватит промасленных сеток, через которые потоком засасывается пыльный воздух? Конечно, нет... И чтобы избежать быстрого загрязнения и свести к минимуму обслуживание таких воздухоочистителей, было предложено кассеты с сетками сделать подвижными и регулярно автоматически погружать их в масляную ванну, промывая от грязи и обновляя масляное покрытие. Такие воздухоочистители называют фильтрами непрерывного действия (ФНД).

3. Устройство воздушного фильтра непрерывного действия тепловоза.

Для эффективной очистки воздуха, засасываемого турбокомпрессором дизеля, в конце дизельного помещения с обеих сторон кузова устанавливаются два воздухоочистителя непрерывного действия, имеющих две ступени очистки.

С обеих сторон кузова два воздухоочистителя
С обеих сторон кузова два воздухоочистителя

Корпус воздухоочистителя состоит из сварного каркаса, обшитого стальными листами. Со стороны улицы проем для забора воздуха снаружи. В корпусе устанавливается колесо, состоящее из четырех кассет в виде секторов, выполненных из многослойных проволочных сеток, заключенных в стальную рамку.

Первая ступень очистки — четырнадцать слоев сетки с ячейкой 3,2 x 3,2 мм, умышленно уложенных со смещением через одну, позволяют отфильтровать все частицы, величина которых превышает 1 мкм.

Для большей эффективности очистки круг с фильтрующими кассетами вращается, погружая нижнюю часть в ванну с маслом, находящуюся в нижней части корпуса воздухоочистителя. Фильтрующие кассеты, погружаясь в ванну с дизельным маслом, промываются от налипшей грязи и обновляют слой масла на поверхностях сеток.

Чтобы поток проходящего через промасленные сетки воздуха не насытил увлекаемыми с собой частицами масла турбокомпрессор, его встречает вторая ступень очистки, состоящая из неподвижных кассет из 18 смещённых относительно друг друга слоев сетки, размер ячейки которой составляет 1,6 x 1,6 мм.

Принцип работы воздухоочистителя непрерывного действия.

Воздушный поток, увлекаемый колесом компрессора турбины, заходит в фильтрующие сетки. Твердые частицы летят по инерции прямолинейно, сталкиваясь с промасленными нитями сетки, налипают, а воздух из-за образованного смещенными сетками лабиринта заворачивает в сторону. Тот же самый процесс повторяется и в неподвижных кассетах.

Устройство воздухоочистителя непрерывного действия.
Устройство воздухоочистителя непрерывного действия.

Вращение колеса обеспечивается пневмоприводом, закрепленным внутри корпуса ФНД. Пневмопривод состоит из стального корпуса, внутри которого поршень со штоком и возвратная пружина. Корпус закрывается задней крышкой со штуцером, через который подводится сжатый воздух при включении компрессора и одновременно подачи напряжения на электропневматический вентиль управления ФНД.

Сжатый воздух перемещает поршень со штоком, преодолевая сопротивление возвратной пружины. Шток выходит из корпуса и своим упором перемещает колесо с фильтрующими кассетами, упираясь в зубцы зубчатой ленты, прикрепленной по окружности колеса. Колесо проворачивается на 70–80 мм по окружности.

Устройство пневмопривода ФНД
Устройство пневмопривода ФНД

При отключении компрессора теряет питание электропневматический вентиль, управляющий колесом ФНД, выпускает воздух из корпуса привода в атмосферу, возвратная пружина возвращает поршень со штоком и упор в исходное положение.

Чтобы колесо не надумало прокрутиться в обратную сторону, в корпусе ФНД над колесом смонтирован фиксатор, который без проблем даёт поворачиваться колесу в заданном пневмоприводом направлении, скользя по зубьям, так сказать, «по шерсти». Стоит колесу изменить направление вращения, упор фиксатора упирается в зубья зубчатой ленты.

Некоторые нюансы

При дождях и сильных снегопадах вода будет проникать сквозь фильтрующие сетки, наполняя масляную ванну. В такую непогоду машинист дает команду помощнику перевести забор воздуха с наружного на забор с дизельного помещения.

-6

Перевод осуществляется поворотом рукоятки, наружные жалюзи закрываются и одновременно открываются внутренние. Наружные и внутренние жалюзи спарены, чтобы исключить работу при закрытом ФНД. Воздушное колесо турбокомпрессора начинает засасывать воздух из дизельного помещения, сухой и более тёплый.

И вот тут есть некоторый так сказать нюанс, с масломерным стеклом нужно быть повнимательней. Уровень масла нормальный, даже выше, весело плещется в стекле. Открываешь сливной кран...и ничего не вытекает.

Берешь проволоку, начинаешь прочищать, льется вода, лезет натуральный песок, грязь и под конец немного масла...масломерное стекло пустое. Вот так в нерадивых депо обслуживают воздухоочистители.

В заключение обращу внимание читателей на наличие терминов, отмеченных снежинкой*, описание назначения которых можно будет встретить в следующих статьях, или информацию о них можно почерпнуть в наших коротких развивающих фильмах на нашем телеграм-канале «Михаил Михайлович о локомотивах» https://t.me/mihailsilko24 или в набирающем в последнее время популярность «Рутубе» https://rutube.ru/channel/22129608/.

Приглашаем посмотреть более 50-ти коротких обучающих фильмов, посвященных назначению, устройству и принципу работы различных узлов и агрегатов тепловозов и электровозов. Отписаться никогда не поздно, так что заходите на наш канал))). До скорых встреч!

-7