Ночной вылет в Сибирь из Шереметьево.
Москва стояла в привычных вечерних пробках, через которые приходилось пробираться в час пик.
Как назло, в тарифе «Комфорт» поблизости не оказалось ни одной машины, и Яндекс предложил поискать водителей в «Экономе».
Делать нечего, когда опаздываешь на самолёт: разница между тарифами — всего 600 рублей.
Соглашаюсь, и на вызов откликается Сардор (имя изменено) с рейтингом 4,99. Ого! Для «Эконома» почти рекорд. Даже стало интересно.
Через десять минут к дому подкатывает порядком уставшая Skoda Rapid. За рулём — мужчина средних лет, по виду откуда-то из республик Средней Азии.
Несмотря на тариф «Эконом», оказался вежлив и учтив: поздоровался, помог уложить багаж, сделал радио потише по моей просьбе. Важное качество для водителя такси.
Я устроился на заднем сиденье, чтобы почитать новости — до самолёта оставалось немного времени.
До аэропорта было около 60 км, чуть больше часа пути. Чек за поездку — почти 2300 рублей.
Таксист ехал очень аккуратно, даже непривычно для московского трафика. С интересом решил понаблюдать за ним со стороны.
Раздался звонок. Он, на хорошем русском, вежливо спросил, может ли ответить. Кивнул.
Сардор перешёл на узбекский. Видимо, объяснил, что сейчас занят с пассажиром, — и завершил разговор.
Мне всегда интересно узнавать людей: откуда они, чем живут, что им нравится или не нравится. Решил заговорить:
— Сардор, откуда ты? — спросил я.
— Из Узбекистана, Самарканд. Есть такой город, — ответил он.
— Как давно в России работаешь?
— Скоро пятнадцать лет будет.
— Сколько длится смена? Работаешь каждый день, выходные бывают?
— Уже наотдыхался, — улыбнулся он.
— Работаю каждый день, часов по десять. Да и сам Яндекс больше двенадцати часов не даёт быть на линии.
— Нравится работа?
— Да. Сам себе хозяин. Не смогу уже «на дядю». Захотел — вышел на линию, не захотел — остался дома. Хочу — утром работаю, хочу — после обеда.
— Где живёшь? Снимаешь?
— Да, с женой снимаем квартиру в Москве. Два сына здесь: один уже окончил московский вуз, второй заканчивает. Третий остался дома, в Узбекистане, учится.
— Машина в аренде? Сколько стоит?
— Да, в аренде у таксопарка. 1900 рублей в сутки, плюс топливо и мойка. Обслуживание — за счёт парка.
— Какие заказы выгодные? Аэропорты, наверное?
— По-разному. Вот твоя поездка — 2300 рублей. Отдать Яндексу комиссию, заплатить за бензин, помыть машину...
— А в итоге сколько остаётся чистыми? Выгодно в Москве работать?
— Если не лениться, не спать у кафе — нормально. После всех вычетов можно иметь тысяч десять в день чистыми.
Неплохо! Получается около 300 тысяч в месяц просто за руль держась — для приезжего из Узбекистана, без высшего образования. Но это без выходных. Каждый день — на линии. Не каждому по силам. Сардору, похоже, нравится. Главное, говорит, не таскать кирпичи на стройке, не гонять с пиццей на велосипеде и не мести дворы. Работа не физическая: сидишь в тепле, крутишь баранку.
Хотя, по его словам, в Узбекистане за последние годы жить стало лучше, но даже сейчас таких денег в такси не заработать. Возвращаться он не собирается — дети уже обосновались здесь, говорят по-русски свободно, получили образование.
Могут зарабатывать и в России, и дома. А ему нужно ещё поднять младшего сына — того, что остался в Узбекистане и учится в местном вузе.
Поговорили ещё о разных вещах — о жизни здесь и там, о том, что русский язык снова входит в моду в Узбекистане. Его дети почти до конца школы не знали русского, а теперь владеют им лучше самого отца.
Москва — город, который перемешивает культуры, традиции и судьбы. Кто хочет работать — тот заработает.
Придётся вкалывать, но результат налицо.
А кто ноет, что зарплаты низкие, — просто не хочет трудиться.
А вы как думаете, справедливо, что таксисты в Москве могут зарабатывать больше инженеров?