Читая библейские сказания, удивляешься некоторым акцентам. Поражения царей государства Израиль (Самария) объясняются тем, что они развели у себя культы чужих богов. Типа их Яхве покарал – дал победу врагам.
В 4-й книге Царств (она же у иудеев Мелахим II, глава 17) о последнем царе: «И делал он то, что было злом в очах Йеhовы, но не так, как цари Исраэйльские, которые были до него. И выступил против него Шалманэсэр, царь Ашшурский, и стал Ошэйа рабом его, и давал ему дань».
Поражения Иудеи, иногда, объяснялись тем же, но есть нюанс. Самые жесткие (местами даже катастрофические) поражения Иудеи происходили не при тех царях, которые лояльно относились к разным религиозным культам, а как раз таки наоборот. Основные поражения Иудеи происходят при царях насаждавших культ Яхве и активно искоренявших иные культы.
Одним из таких был царь Иудейского царства Езекии (он же Хизкияу, Хизкиягу, Hezikeah).
Царём Иудеи Езекия (Хизкия) стал в 716 или 715 году до н.э., когда умер его отца Ахаз. До этого он тоже номинально считался царем (как соправитель отца), но едва ли тогда мог проводить самостоятельную политику.
При Езекии пресекалось поклонение иным богам кроме Яхве, Были уничтожены идолы, посвященные другим богам. Даже Нехуштан (медный змей) Моисея был уничтожен.
Не то чтобы он был религиозным фанатиком (хотя конечно это тоже исключать нельзя), но насаждая культ Яхве он преследовал вполне политические цели:
Во-первых, использование религии для укрепления своей власти.
Во-вторых, утверждение Иерусалима в качестве единственного центра религии, что способствовало дополнительной централизации, и позволяло усилить концентрацию власти и влияния в своих руках. [Помимо Иерусалима (в Иудее), на территории уже северного государства Израиль существовало изначально еще минимум два культовых центра, посвященных тому же богу. Скорее всего, и больше. Впрочем, государство Израиль было окончательно уничтожено Ассирией в 722-721 годах до н.э. Скорее всего эти центры богослужения тогда продолжали существовать].
В-третьих, путем апеллирования к общей религии он, по-видимому, надеялся оказать влияние на население северных территорий [не всех же ассирийцы выселили, да и новые переселенцы уже подверглись религиозному влиянию] и, чем черт не шутит, под шумок присоединить их к своему царству.
Была ли Иудеи государство данником Ассирии до Езекии?
Скорее тут вопрос оценки и восприятия. На Ближнем Востоке в то время сложилось два центра силы – Египет и Ассирия. Все мелкие государства были союзниками той или иной державы. Иудея придерживалась союза с Ассирией, и помогала ей громить Израильское царство, которое как раз вступило в альянс с Египтом. Конечно, как младший союзник Иудея имела меньше прав и больше обязанностей в союзе с Ассирией. Но стоит ли это называть данническими отношениями?
Встречается также утверждение, что Иудея стала вассалом Ассирии в 732 году до н.э. в результате следующих событий:
В 734 году до н.э. году сформировалась коалиция против Ассирии, организаторами которой стали царь Дамаска Рецион и царь Израиля Факей (Пакех). Их поддержали царь Газы Ганнон и царь Эдома (Идумеи). Царю Иудеи Ахазу заговорщики предложили присоединиться к их союзу, но он отказался. Тогда Рецион и Факей с войском осадили столицу Иудеи Иерусалим, но взять не смогли.
Ахаз обратился за помощью к царю Ассирии Тиглатпаласару III: «И послал Ахаз послов сказать Тиглат Пилэсэру, царю Ашшурскому: я раб твой и сын твой; приди и защити меня от руки царя Арамейского и от руки царя Исраэйльского, которые восстали на меня. И взял Ахаз то серебро и золото, которое было в доме Йеhовы и в сокровищницах дома царского, и послал в дар царю Ашшурскому» (ТаНаХ, книга Мелахим II, глава 16).
Тиглатпаласар III пришел на помощь, тем более сам был заинтересован, В 733 году до н.э. он и выступил против заговорщиков. А в 732 году до н.э. он взял Дамаска и казнил Рециона. Факея убил его военачальник Осия (Иошияху), который заняв престол Израиля признал над собой власть Ассирии, Однако размеры Израильского царства были сильно уменьшены до территории Самарии. Северные территории (Галилея) включены в состав Ассирии. Тиглатпаласар III упоминал в одной из своих надписей, что вывел из 8 городов Галилеи 13520 переселенцев, которых расселил на территории Ассирии. Кроме того от Осии Тиглатпаласар III получил дань в размере 10 талантов золота, 1000 талантов. Самария (остаток Израиля) стала (или продолжила оставаться) данником Ассирии.
Есть версия, что данническую зависимость от Ассирии Израиль попал еще в начале правления Менахема в 753-54 году до н.э. Впрочем, возможно тогда была разовая выплата дани.
При следующем царе Ассирии в 724 году до н.э. царь Израиля Осия отказался платить дань и примкнул к антиассирийскому союзу. Царь Ассирии Салманасар V осадил его столицу город Самарию и через три (или через два) года (т.е. в 721 г. или 722 г. до н.э.), уже при царе Саргоне II (т.к. Салманасар V умер в 722 г. до н.э.), она была взята.
Государство Израиль (Самария) было окончательно уничтожено, а на его месте образована провинция Ассирии. В клинописных записях Саргона II сообщается о принудительном переселении в Ассирию из Самарии 27290 человек. Библия преувеличивает, заявляя, что все население Израиля было выселено в Ассирию. Скорее надо думать, что переселение затронуло городское население, составлявшее до периода урбанизации XX века лишь малу долю в общем составе. Да и указанная численность переселенцев не внушает.
В 705 году до н.э. после убийства в военном лагере царя Ассирии Саргона II, новым царем стал его сын Синаххериб. Синаххериб став царем Ассирии два года медлил с тем чтобы занять на престол и в Вавилоне [может к Вавилону испытывал негатив или Мардука не почитал]. Через некоторое время халдеи (вавилоняне) из своей среды избрали нового царя, принявшего имя Мардук-закир-шуми II. [т.е. пошли на сепаратизм]
[Вавилония находилась в унии в Ассирийской державой (имела большую автономию). Еще при Тиглатпаласаре III (деде Синаххериба) в Вавилоне был свой царь Набонасар, просивший помощи у царя Ассирии против халдеев и эламитов. Старший сын Тиглатпаласара III Салманасар V был одновременно царем Ассирии и Вавилонии. После его смерти в 722 году до н.э. власть в Вавилоне захватил Мардук-апла-иддин. Саргон II (брат Салманасара V и младший сын Тиглатпаласара III отбил обратно Вавилон лишь в 710 году до н.э.)]
В 702 году до н.э. Синаххериб разгромил противника и захватил Вавилон. Но престол занимать все рано не стал, а назначил в Вавилон наместника.
Так как еще в 703 году до н.э. Мардук-закир-шуми II заключил союз с Эламом, пришлось разбираться и с этими врагами. Поэтому далее Синаххериб двинул войска на восток от Месопотамии в горы Загроса.
В 705 или 703 году до н.э. ряд мелких и небольших государств Финикии, Палестины, Сирии и Аравии, пользуясь мятежами в Ассирии и заручившись поддержкой Египта, объединись в антиассирийскую коалицию. Данная коалиция имело внушительный состав и насчитывала 15 государств.
В Палестине антиассирийское объединение возглавил царь Иудеи Езекия (Хизкийау). Когда в 701 году до н.э. в городе-государстве Экроне (том самом, где богом был Беел-Зебуб) население свергло, занимавшего проассирийскую позицию, царя Пади, то его выдали в цепях Езекие.
Царь Езекия (Хизкия), понимая что Синаххериб когда-нибудь (причем скорее рано, чем поздно) придет с войском, не стал надеяться только на бога, но и провёл серьезные приготовления к обороне.
Он распорядился засыпать по всей стране колодцы и источники, чтобы армия Синаххериба не имела возможности получать воду. Укрепил цитадель в Иерусалиме и усилил городские стены. В скале был пробит туннель источнику Гион (Гихон) для получения воды.
В 701 г. до н.э. Синаххериб выступил против коалиции. Захватил города Тиро-Сидонского царства, назначил там нового царя и наложил дань. К Синаххерибу сами с изъявлением покорности явились цари Моава, Эдома, Библа, Аммона, Арвада, Ашдода, Самримуруна. Царя Аскалона, не пожелавшего выразить покорность, и Синаххериб заменил на лояльного царя.
Затем Синаххериб разгромил войско египетского и эфиопского царей. Взял города Альтакку и Тамну.
После расправы над наместниками и людьми Экрона, свергшими царя Пади, царь Ассирии двинул на Иудею. Царя же Пади он потом вернул в Экрон.
Библейский текст утверждает, что Езекия еще, когда Синаххериб осаждал иудейский город-крепость Лахис, выплатил дань: «И послал Езекия, царь Иудейский, к царю Ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов серебра и тридцать талантов золота» (4-я книга Царств, глава 18). Чтобы собрать такую сумму, Езекия не только опустошил свою и храмовую казну, но и снял с дверей и пилястров храма золотую облицовку.
В Библии говориться, что Яхве вступился и поразил войско Синаххериба, осаждавшее Иерусалим, и умертвил 185 тыс. воинов (4 книга Царств, глава 19). Некоторые полагают, что это была эпидемия, заставившая Синаххериба отступить. Впрочем, возможно никакой эпидемии, как и гибели войска, не было.
В клинописной призме Синаххериба картина выглядит несколько иначе: «А Хизкию-иудея, который не склонился под мое ярмо — 45 городов его больших, крепости и малые поселения их окрестностей, которым нет счета, продвижением насыпей и приближением таранов, атакой пехоты и штурмовых лестниц я осадил, взял 200150 человек, от мала до велика, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий скот без числа из них я вывел и причислил к полону. Самого же его, как птицу в клетке, в Иерусалиме, его царском городе, я запер. Укрепления против него я воздвиг, выход из ворот его города сделал ему запретным. Города его, которые я захватил, отделил я от его страны и Метинти, царю Ашдода, Пади, царю Экрона, и Цилли-Белу, царю Газы, отдал и уменьшил его страну. К уплате прежней дани ежегодную подать их, союзнический дар моему владычеству, я прибавил и наложил на них. Он же, Хезкия — ужасные блески моего владычества ниспровергли его, н вспомогательных воинов (?) и войска его лучшие, которые для укрепления Иерусалима, его царского города, он собрал, и они захотели мира. Вместе с 30 талантами золота, 800 талантами отборного серебра, сурьмой, большими украшениями из камня, ложами из слоновой кости, высокими тронами из слоновой кости, кожами слонов, слоновой костью, эбеновым деревом, самшитом — всем, что есть, знатным богатством, также и дочерей его, наложниц его дворца, певцов и певиц в Ниневию, мою столицу, за мной он прислал, и для уплаты дани и исполнения службы направил своего гонца».
Как можно понять на примере осады Самарии, которая продолжалась 3 года, осада хорошее укрепленных городов дело, требующее много времени. А у Синаххериба этого времени как раз и не было. Ему приходилось постоянно гасить разные восстания или воевать с внешними врагами. В тех случаях, когда хорошо укрепленный город взять не удавалось, и предлагали откуп, он брал его и оставляя город в покое. Например, в первом его походе, как сообщает Синаххериб в клинописной призме, правитель города Харарате Набу-бел-шумате предложил ему: «золото, серебро, большие бревна драгоценного дерева, ослов, верблюдов, крупный и мелкий скот – дар его немалый – я принял».
Поэтому не став тратить время на осаду Иерусалима Синаххериб удовольствовался получением заложников и огромной дани в 30 талантов (более 900 кг) золота и 800 талантов (более 24 т) серебра. Однако, разгром Иудеи был весьма не малый. Синаххериб захватил 45 городов Иудеи, не считая мелких селений. Более 200 тыс. жителей было уведено в плен, что больше, чем выведено из Самарии почти в 10 раз (и превосходит все масштабы совокупных депортаций «Ассирийского плена» жителей Израиля минимум раз в 5). Иудея потеряла более половины своих территорий, часть которых были отданы другим царям, данникам Ассирии, часть перешла в прямое подчинение Ассирии. Например, завоёванная крепость Лахис стала ассирийским аванпостом в этих землях. Но библейские тексты говорят, что Езекия – молодец, и у Яхве к нему претензий нет. При этом Езекия стал рабом (данником) Ассирии, как до этого царь Израиля Осия. А согласно сентенциям из библейского текста такое жалкое положение царя Осии стало следствием наказания ему от Яхве.
P.S. И да, Синаххериб в своих клинописных текстах постоянно упоминает, что побеждать ему помогает бог Ашшура: «Силою бога Ашшура, моего владыки, я осадил и взял 75 могучих городов <...> Во втором походе моем бог Ашшур, мой владыка, воодушевил меня…».
Впрочем, в особо острых случаях он расширял список богов к которым обращается: «Я же взмолился к Ашшуру, Сину, Шамашу, Белу, Набу, Нергалу, Иштар Ниневийской, Иштар Арбельской – богам, помощникам моим, – об одолении врагов могучих, и молитву мою тотчас они услышали и пришли ко мне на помощь».