Найти в Дзене

Материалы по Евангелию Недели 21-й по Пятидесятнице (Лк. 16:19–31)

Вариант для ведущего библейской группы Притча о богаче и Лазаре — одна из самых ярких в Евангелии. В ней Христос показывает контраст земной славы и вечной участи, судьбу богатого человека, жившего в роскоши, и нищего Лазаря, терпевшего страдания. После смерти их положение полностью меняется: Лазарь — на «лоне Авраамовом», богач — в муках. Притча говорит о вечной справедливости Божией, о цене земной жизни и о важности слушать слово Божие ещё здесь, на земле. Вопрос 1: О грехе богача — отсутствие милосердия Стихи для чтения: Лк. 16:19-21 Параллельные места: - Мф. 25:41-45 (Суд по делам милосердия). Пояснение: Эта притча прямо называет причиной осуждения неделание дел милосердия, что перекликается с осуждением богача, который «не раздавал собственного». - Иак. 2:15-16 (Вера без дел мертва). Пояснение: Апостол Иаков показывает, что вера должна быть свидетельствована делами. В притче же богач не замечал нуждающегося Лазаря и был осужден. - Пс. 33:15 (уклонись от зла и сотвори благо) Важно н

Вариант для ведущего библейской группы

Притча о богаче и Лазаре — одна из самых ярких в Евангелии. В ней Христос показывает контраст земной славы и вечной участи, судьбу богатого человека, жившего в роскоши, и нищего Лазаря, терпевшего страдания. После смерти их положение полностью меняется: Лазарь — на «лоне Авраамовом», богач — в муках. Притча говорит о вечной справедливости Божией, о цене земной жизни и о важности слушать слово Божие ещё здесь, на земле.

Вопрос 1: О грехе богача — отсутствие милосердия

Стихи для чтения: Лк. 16:19-21

Параллельные места:

- Мф. 25:41-45 (Суд по делам милосердия). Пояснение: Эта притча прямо называет причиной осуждения неделание дел милосердия, что перекликается с осуждением богача, который «не раздавал собственного».

- Иак. 2:15-16 (Вера без дел мертва). Пояснение: Апостол Иаков показывает, что вера должна быть свидетельствована делами. В притче же богач не замечал нуждающегося Лазаря и был осужден.

- Пс. 33:15 (уклонись от зла и сотвори благо) Важно не только избегать злых поступков, но и творить добро.

Комментарий для ведущего:

Главный акцент в толковании этого отрывка святые отцы делают не на том, что богач совершал какие-то явные преступления, а на его пассивном грехе — неделании добра, которым он был обязан поделиться.

Святитель Григорий Двоеслов прямо указывает на эту причину осуждения:

«Богач осуждается не за то, что он присвоял себе чужое, но за то, что своего не раздавал. Не говорится, что он притеснил кого-либо силой, но говорится, что он гордился приобретенными благами. Из этого весьма правильно должно заключить, какому наказанию должен подвергнуться тот, кто похищал чужое, если подвергается осуждению в ад тот, кто не раздает собственного. Поэтому никто не должен считать себя безопасным, говоря: "Вот я чужого не похищаю, но пользуюсь имуществом, приобретенным позволительными средствами". Потому что оный богач подвергся наказанию не за то, что присвоил себе чужое, но за то, что злоупотреблял для самого себя приобретенным богатством. И что низринуло его в ад, было то, что он в своем счастье не был осмотрителен, что полученные блага употребил в пользу своего высокомерия, что не знал чувства любви, что не хотел искупать грехов своих ценой своего богатства.».

Наводящие вопросы для обсуждения в группе:

- Почему грех «неделания» считается столь серьезным в Евангелии?

- Как мы можем в современной жизни оказаться в положении этого богача, даже не осознавая этого?

- Что значит для нас сегодня «раздавать свое», помимо материальной помощи?

Вопрос 2: О значении роскоши — грех тщеславия

Стих для чтения: Лк. 16:19

Параллельные места:

- 1 Тим. 2:9-10 (О скромности в одежде). Пояснение: Апостол Павел призывает женщин украшать себя не внешними атрибутами (как золото и жемчуг), а добрыми делами. Это задает общий христианский принцип: ценность человека не во внешнем блеске.

- 1 Пет. 3:3-4 (Нетленное украшение сердца). Пояснение: Апостол Петр развивает ту же мысль, противопоставляя внешние украшения («плетение волос, золотые уборы») внутреннему убранству сердца — кротости и молчаливому духу.

- Мф. 3:4 (Одежда Иоанна Крестителя). Пояснение: Евангелист специально отмечает аскетичную одежду Иоанна Предтечи, что служит противопоставлением роскоши богача и указывает на то, что простота в материальных вещах является добродетелью.

Комментарий для ведущего:

Толкователи видят в самом описании одежды богача не просто деталь, а указание на глубокий грех тщеславия и гордости.

Святитель Григорий Двоеслов подробно разбирает этот момент:

«И есть некоторые, которые не считают за грех одеваться в одежды тонкие и драгоценные. Но если бы это не было грехом, то Слово Божие отнюдь не стало бы с такой тщательностью выражать, что мучимый в аде богач, одевался виссоном и пурпуром. Потому что никто не желает особенных одежд для чего-либо другого, как только для суетной славы, именно для того, чтобы казаться почтеннее других. Ибо самый опыт свидетельствует, что дорогих одежд желают только для пустой славы, потому что никто не хочет одеваться в дорогие одежды там, где не может быть видим другими».

Он также приводит в пример святого Иоанна Крестителя, показывая, что ношение простой одежды — добродетель:

«Эту виновность мы можем еще лучше доказать от противного, потому что если бы ношение дешевой одежды не было добродетелью, то Евангелист не стал бы с особенностью говорить об Иоанне: сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих (Мф. 3:4)».

Протоиерей Иоанн Бухарев дает историко-культурный контекст, объясняя, что означала такая одежда:

«Порфира, это — верхняя одежда из дорогой блестящей материи, красного цвета... Ее носили только знатные лица... Виссон — белая, тонкая, мягкая льняная ткань, из которой делалась дорогая нижняя одежда. Ее также носили только богатые и знатные люди. Богач одевался в порфиру и виссон, это значит, что он, как богатый человек, одевался очень изысканно и роскошно, был очень изнежен».

Наводящие вопросы для обсуждения в группе:

- В чем разница между стремлением к красивой, опрятной одежде и грехом тщеславия (ношение «для суетной славы»), описанным у св. Григория?

- Как принцип «для чего приобретаешь» (ради славы или ради необходимости) может помочь нам в повседневных выборах?

- Является ли осуждение роскоши осуждением самой красоты и искусства? Где грань?

Вопрос 3: О духовном богатстве и формализме (аллегорический смысл)

Стихи для чтения: Лк. 16:19-20

Параллельные места:

- Рим. 2:17-24 (Обличение внешнего исповедника Закона). Пояснение: Апостол Павел описывает человека, который уча других, не учит себя самого, и хвалится Законом, но нарушением его бесчестит Бога. Это прямое соответствие аллегорическому толкованию богача как Израильского народа, имеющего Закон, но не живущего по нему по-настоящему.

- Откр. 3:17-18 (Совет Лаодикийской церкви). Пояснение: Господь обличает церковь, которая говорит: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», а на деле является «несчастной, и жалкой, и нищей, и слепой, и нагой». Это состояние духовной прелести, когда внешнее, формальное благополучие скрывает внутреннюю пустоту.

Комментарий для ведущего:

Помимо буквального и нравственного смысла, отцы Церкви видят в этой притче глубокий пророческий и аллегорический смысл, относящийся к судьбам избранного народа, и предостережение от духовной прельщенности.

Святитель Григорий Двоеслов дает ключ к этому толкованию:

«Кого, возлюбленнейшая братия, кого изображает этот богач, одевавшийся в порфиру и виссон и роскошно пировавший всякий день, если не народ иудейский, который имел внешнее устройство жизни, который совершал празднества принятого им Закона для блеска, а не для пользы».

Он развивает эту мысль, объясняя, почему богач просит именно о пяти братьях:

«(Аллегорически) Но будучи в муках, богач говорит, что у него пять братьев, потому что этот гордый иудейский народ, который большей частью уже осужден, знал о своих последователях, оставленных на земле, приверженных к пяти чувствам телесным».

Святитель Лука Крымский делает здесь акцент на нравственном уроке, он указывает на опасность духовной прельщенности, которую символизирует богач:

«Перед такими людьми заискивают, их считают великими, им завидуют... не понимая, как это вредно и как мерзко в очах Божиих, ибо Христос сказал: "Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом" (Лк. 16:15)».

Наводящие вопросы для обсуждения в группе:

- В чем может проявляться сегодня опасность «обладания порфирой и виссоном», то есть внешними атрибутами веры, без внутренней жизни по вере?

- Как мы можем в своей церковной жизни отличить искреннее благочестие от служения «для блеска, а не для пользы»?

- Что означают для нас сегодня «пять братьев» — приверженность «к пяти чувствам телесным»? Как наше пристрастие к чувственному, материальному может отдалять нас от Бога?

Вопрос 4: О спасительном терпении и смысле страданий

Стихи для чтения: Лк. 16:20-22

Параллельные места:

- Иак. 1:12 (Блажен человек, который переносит искушение). Пояснение: Апостол прямо связывает терпение в испытаниях с получением «венца жизни», что мы и видим в судьбе Лазаря.

- Рим. 5:3-4 (Слава в скорбях). Пояснение: Апостол Павел раскрывает духовную логику страданий: скорби производят терпение, терпение – опытность, опытность – надежду. Страдания Лазаря стали для него путем к духовной зрелости.

- 1 Пет. 2:20-21 (Какова похвала, если вы терпите за проступки?). Пояснение: Апостол Петр указывает, что терпение незаслуженных страданий – это «угодно Богу», это прямой путь уподобления Христу.

Комментарий для ведущего:

Судьба Лазаря учит нас, что бедность и страдания сами по себе не являются автоматической гарантией спасения. Ключевым оказывается то, как человек переносит эти испытания.

Святитель Григорий Двоеслов показывает, как Бог через одно и то же обстоятельство (соседство богача и Лазаря) и наказывает гордыню, и укрепляет терпение:

«Но когда Он положил бедного и покрытого струпьями у ворот богатого и роскошно пирующего, тогда в одном и том же обстоятельстве, и от видения бедняка увеличил осуждение немилосердого богача, и наоборот, от зрения богача испытал ежедневное терпение бедняка. Ибо какие, вы думаете, перенес искушения бедный и покрытый струпьями в своем помышлении, когда он не имел хлеба и страдал от болезни, но перед собой видел богача, здорового и пресыщающегося... когда он нуждался, а этот не хотел давать?»

Он же, описывая историю блаженной Ромулы, показывает, как страдания, переносимые с терпением, становятся источником духовной силы:

«Эта Ромула, о которой мы сказали, поражена была телесной болезнью, которую врачи называют греческим словом паралич, и лежа в продолжении многих лет на постели, она лежала почти всеми членами расслабленная, однако же это самое страдание не доводило души ее до нетерпения. Ибо для нее самые лишения членов соделались приращением добродетелей, потому что она тем тщательнее возвышала дух к молитве, чем менее имела силы делать что-либо другое».

Протоиерей Иоанн Бухарев подчеркивает, что Лазарь был утешен в раю не просто за бедность, а за праведность и терпение:

«Ныне зде (здесь) утешается, конечно, не по одному тому только, что страдал на земле, но, без сомнения, и потому, что при своих бедствиях был праведен, и переносил бедствия терпеливо, без ропота».

Святитель Лука Крымский указывает на Лазаря как на пример для подражания в наше время:

«Как относился нищий Лазарь к своему положению? Он не роптал на Бога, не призывал на богача громы небесные, но страдал и терпел безропотно, неся свой тяжкий крест... Если постигнут вас горе и нужда, до некоторой степени подобные бедам нищего Лазаря, несите их кротко и смиренно, как нес Лазарь».

Наводящие вопросы для обсуждения в группе:

- В чем принципиальная разница между христианским терпением и пассивностью, фатализмом или отчаянием?

- Как мы можем научиться терпению в малых повседневных трудностях, чтобы быть готовыми к возможным большим испытаниям?

- Можем ли мы вспомнить примеры из жизни или житий святых, где страдания, принятые с верой, преображали человека и приносили духовный плод?

Вопрос 5: О «пропасти»: нравственный выбор и его последствия

Стих для чтения: Лк. 16:26

Параллельные места:

- 2 Кор. 6:2 (Вот, ныне время благоприятное). Пояснение: Апостол Павел подчеркивает, что спасение совершается в земной жизни, которая дана для покаяния и исправления. (После смерти эта возможность утрачивается, что и символизирует непроходимая пропасть в притче).

- Евр. 9:27 (Человекам положено однажды умереть, а потом суд). Пояснение: Этот стих прямо утверждает неотвратимость суда после смерти, что соответствует изображенной пропасти.

- Притч. 1:28-31 (Тогда воззовут ко мне, и я не услышу). Пояснение: Книга Притчей описывает принцип, который реализовался в притче: кто в земной жизни пренебрегал призывом Премудрости (Бога), тот в момент бедствия не будет услышан. Это прообраз мольбы богача, который хотя и взывал «помилуй мя», но остался без ответа (пропасть, через которую не переходят).

Комментарий для ведущего:

«Великая пропасть» — это не просто физическое препятствие, а образ духовного состояния, следствие нравственного выбора, сделанного в земной жизни и окончательно закрепленного после смерти.

Святитель Иоанн Златоуст обращает на само обращение Авраама к богачу: «чадо». Однако помочь уже ничем не может, потому что выбор богача уже сделан: «Посмотри: Авраам назвал богача чадом, но ничего отеческого оказать ему не мог, богач назвал Авраама отцом, но отеческим благоволением, каким обыкновенно пользуется сын, воспользоваться не мог, дабы ты знал, что ни родство, ни дружба, ни сострадание, ни другое что-либо не может принести пользы тому, кто ранее предал себя собственной жизнью».

Святитель Иоанн также обращает внимание на важность личной ответственности каждого в деле своего спасения: «Говорю это потому, что многие часто, когда мы убеждаем их быть внимательными к себе и бодрствовать, остаются беспечными, обращают увещание в смех и говорят: ты заступишься за меня в тот день, и - я ободряюсь и не боюсь. А другой говорит: у меня отец - мученик; а иной: у меня дед - епископ; другие еще указывают на всех домашних своих. Но все это пустые слова; ибо тогда не может принести нами пользы добродетель других».

Протоиерей Иоанн Бухарев акцентирует внимание на нравственном аспекте пропасти:

«Здесь разумеется и то, что место мучения грешников отделено от места блаженства праведников, а особенно разумеется нравственная пропасть, т. е. нравственное состояние тех и других, по коему утвердившиеся во зле не могут сделаться праведниками и наоборот».

При этом он указывает на важность церковной молитвы за усопших, которая является действием Божественной милости, не отменяющей, однако, общего закона духовной жизни:

«Но это конечно нужно понимать в том смысле, что сами собою, напр., своим расканием, молитвою, грешники не могут очиститься от грехов: так как после смерти нет покаяния и не приемлется молитва. Господь же, по Своему милосердию, дал средство помощи им чрез других — поминовение».

Наводящие вопросы для обсуждения в группе:

- Как понимание реальности «пропасти» после смерти помогает нам осознать серьезность наших ежедневных выборов?

- Почему после смерти невозможно покаяние? Связано ли это только с Божьим решением или с самой природой человеческой души, окончательно определившейся в своем устремлении?

- Что в нашей жизни может «копать» эту пропасть уже сейчас, отдаляя нас от Бога?

Вопрос 6: О важности слушать слово Божие

Стихи для чтения: Лк. 16:29-31

Параллельные места:

- Ин. 5:39-40 (Исследуйте Писания... но вы не хотите придти ко Мне). Пояснение: Эти слова Христа фарисеям являются реальным подтверждением истины, высказанной в притче Авраамом. Они имели Писание, свидетельствовавшее о Христе, но не захотели исследовать его и принять Того, о Ком оно говорило.

- 2 Пет. 1:19 (Пророческое слово как светильник). Пояснение: Апостол Петр утверждает, что Священное Писание является самым верным источником руководства.

- 2 Тим. 3:15-16 (Писание умудряет во спасение). Пояснение: Апостол Павел подтверждает достаточность Св. Писания для научения и духовного совершенствования, что полностью согласуется с ответом Авраама: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их».

Комментарий для ведущего:

Заключительные стихи притчи содержат ее главный вывод: для спасения достаточно того Откровения, которое Бог уже дал человеку, и неверие ему есть следствие ожесточения воли, а не недостатка доказательств.

Святитель Григорий Двоеслов объясняет, почему чудеса не могут обратить того, кто отвергает Слово Божие:

«Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят, потому что могут ли когда-либо исполнять высокие заповеди Спасителя нашего те, которые пренебрегают исполнением менее трудных заповедей Закона? И решительно известно, что всегда отказываются веровать в Того, от исполнения заповедей Которого отказываются».

Святитель Лука Крымский применяет этот вывод к современности, подчеркивая важность веры, основанной на Слове, а не на чудесах:

«Проникнитесь пониманием великой жизненной правды ответа Авраама. Она заключается в том, что люди, превозносящиеся умом, веруют только в то, что соответствует их желаниям и похотям... Какие бы проявления высшей духовности ни видели бы они своими глазами, все равно не поверят, потому что не хотят верить, заранее все отвергнув».

Он обращается к верующим:

«А все вы, имеющие искреннюю веру, глубокую любовь ко Господу, ко Святой Троице, разве нуждаетесь в том, чтобы воскресли мертвые явились засвидетельствовать верность слов Христовых? Нет, вам довольно того, что вы слышали их от Него Самого».

Наводящие вопросы для обсуждения в группе:

- Почему вера, рожденная от чуда (например, явления с того света), менее ценна, чем вера от слышания Слова Божия?

- Не ищем ли и мы порой «особых знамений» от Бога для подтверждения нашей веры, вместо того чтобы доверять Ему на основании Его Слова?

- Как мы можем воспитать в себе регулярное изучение Священного Писания как необходимого руководства для жизни и спасения?

Заключение для ведущего

Притча о богаче и Лазаре раскрывает духовный закон: вечность определяется не богатством и успехом, а отношением к Богу и ближнему. Богач не осуждается за богатство само по себе, а за черствость сердца и эгоизм.

Лазарь оказывается в утешении не потому, что он беден, а потому что терпел без ропота. В своей нищете он остаётся под защитой Бога.

Главный урок: пока есть время земной жизни, нужно слушать Писание, каяться и являть милосердие. После смерти наступает вечность, где перемен уже не будет.