🚘 «Довесок» в миллион: как владельцы новых иномарок стали должниками государства
Представьте ситуацию: вы купили автомобиль, полностью рассчитались за него, получили номера и спокойно ездили несколько месяцев. И вдруг — письмо от Федеральной таможенной службы с требованием доплатить в бюджет еще три четверти миллиона, а то и все три с половиной. Именно такой сценарий стал реальностью для более чем 30 тысяч россиян, купивших автомобили казахстанской сборки.
Откуда взялся дополнительный платеж?
Всё дело в утилизационном сборе — специальном взносе, который гарантирует, что будущий утиль автомобиля будет переработан без вреда для экологии.
- Было: С весны 2024 года машины марок Hyundai, Kia и Skoda, собранные в Казахстане, ввозились в РФ по соглашению ЕАЭС. Это позволяло импортерам платить сниженный «коммерческий» утильсбор — от 667 тысяч до 1,9 млн рублей, что уже было включено в итоговую цену авто для покупателя.
 - Стало: Осенью 2024 года ФТС изменила трактовку правил. В службе решили, что наличие «импортных» деклараций на ключевые компоненты (двигатель, трансмиссию) делает эти автомобили обычным импортом. А значит, владелец должен был сразу заплатить полный сбор, как за машину, ввезенную из Германии или Японии. Разницу — от 750 000 до 3,5 млн рублей — теперь требуют с уже состоявшихся автовладельцев.
 
Правовой тупик: кто прав?
Ситуация оказалась патовой:
- Владельцы возмущены: «Что за грабёж, нам на конях ездить?» Они действовали в рамках закона, а новые требования считают неправомерными.
 - Казахстанская сторона заявляет, что ФТС вышла за пределы своей компетенции, так как товар произведен в стране ЕАЭС.
 - Суды, однако, массово встают на сторону таможни, обязывая людей выплачивать миллионные суммы с пенями.
 
Главный рычаг давления со стороны ФТС — угроза аннулирования ЭПТС (электронного паспорта). Без этого документа машина превращается в бесправную «железку»: ее нельзя страховать, продавать и вообще законно использовать на дорогах.
Есть ли выход из «таможенного кризиса»?
Пострадавшие автовладельцы не сдаются. Они объединились и направили коллективное обращение в Совет Федерации, пытаясь достучаться до законодателей и найти справедливое решение. Исход этой истории станет важным прецедентом, который покажет, насколько защищены российские потребители в условиях меняющихся правил игры.
А что вы думаете по этому поводу?
Сталкивались ли вы или ваши знакомые с неожиданными требованиями от государственных органов? Считаете ли требования таможни справедливыми? Поделитесь своим мнением в комментариях!
Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе развития этой ситуации и других важных новостей из мира авто. Жмите колокольчик, чтобы не пропустить обновления!