Найти в Дзене
АвтоГараж

Ресурс аккумулятора увеличить проще простого: проверенный способ, о котором знают только старые электрики

От состояния аккумулятора зависит многое. Главное — уверенный запуск двигателя, особенно зимой, когда каждый холодный пуск даётся с трудом. Проверить, насколько батарея жива, можно даже без приборов. Но что делать, когда понятно, что ресурс АКБ уже подходит к концу? Можно, конечно, ждать, пока он сядет окончательно, а можно попробовать ему помочь и увеличить ресурс, ведь сделать это проще простого. Как — расскажу в этой статье.

Аккумулятор, чей ресурс уже на исходе. Зима только начинается, а он садится за ночь. Но я попробую ему помочь — не заменой, а простым способом, который вернёт ему заряд.
Аккумулятор, чей ресурс уже на исходе. Зима только начинается, а он садится за ночь. Но я попробую ему помочь — не заменой, а простым способом, который вернёт ему заряд.

Зимой, в городе, на коротких поездках — даже новый аккумулятор начинает "садиться". Завёл утром — хорошо, доехал до работы — нормально, а вечером — стартер еле крутит. При этом генератор исправен, ремень натянут, контакты чистые. В чём дело? В том, что напряжения от генератора не хватает, чтобы полностью зарядить аккумулятор за короткий цикл. Особенно когда включена печка, обогрев сидений, стекла, фары. Нагрузка растёт, а выходное напряжение генератора остаётся на уровне 13,6–14,0 вольт — стандарт для большинства штатных регуляторов. Этого хватает, чтобы не разрядиться окончательно, но не хватает, чтобы восстановить ёмкость, потерянную при запуске.

Со временем аккумулятор постоянно работает в режиме недозаряда. Электролит становится слабее, плотность падает, сульфатация пластин усиливается. Пластины покрываются белым налётом, теряют способность принимать заряд. И тогда даже дорогая батарея перестаёт держать ток. Она не ломается внезапно — она умирает постепенно, день за днём, поездка за поездкой. Не из-за качества, не из-за возраста, а из-за условий, в которых её заставляют работать.

Но есть способ — простой, проверенный, почти забытый, о котором знают только старые электрики, которые помнит, как чинили машины без компьютеров. Способ, который позволяет увеличить напряжение генератора так, чтобы аккумулятор успевал заряжаться даже за 15 минут в пробке. И сделать это можно без замены генератора, без дополнительных блоков или сложной электроники. Достаточно одного обычного диода.

Обычный диод — и это всё, что нужно, чтобы увеличить напряжение генератора. Не ради эксперимента. А чтобы аккумулятор снова получал достаточно энергии даже на коротких поездках.
Обычный диод — и это всё, что нужно, чтобы увеличить напряжение генератора. Не ради эксперимента. А чтобы аккумулятор снова получал достаточно энергии даже на коротких поездках.

Принцип прост, надо немного обмануть регулятор напряжения. Он следит за напряжением на своих клеммах. Если видит, что оно упало — увеличивает ток возбуждения, усиливает магнитное поле ротора, и выходное напряжение растёт. Обычно он настроен на 13,6–14,0 В. Как только достигает порога — снижает ток, чтобы не перезарядить АКБ.

Но если подать напряжение обратной связи через диод, то на вход регулятора попадёт значение на 0,5 В меньше — из-за падения напряжения на самом диоде. Регулятор "думает", что напряжение упало, и увеличивает ток возбуждения. В результате на выходе генератора напряжение повышается — до 14,5–14,8 В. Аккумулятор получает больше энергии. Зарядный ток растёт — с 3 до 4,2 А и выше. Плотность электролита держится. А ресурс аккумулятора увеличивается.

После установки диода напряжение на холостом ходу — 14,8 В. До этого было 13,8 В. Сейчас хватает, чтобы батарея не просто держалась, а реально восстанавливалась.
После установки диода напряжение на холостом ходу — 14,8 В. До этого было 13,8 В. Сейчас хватает, чтобы батарея не просто держалась, а реально восстанавливалась.

Диод подключить в разрыв провода, идущего от диодного моста к регулятору напряжения. Анод — к мосту, катод — к регулятору. Подойдёт диод, рассчитанный на ток не менее 5 А — например, 1N5408 или аналог. Можно установить его через тумблер — и включать только зимой, при коротких поездках. Летом — отключать, чтобы избежать перезаряда. А можно сразу поставить трехуровневый регулятор напряжения — готовое решение, которое позволяет выбирать режим: 13,6 В, 14,2 В или 14,8 В. Удобно, надёжно, безопасно. Но если нет возможности на ноу-хау в виде трёхуровнего регулятора, то даже один диод решит проблему, как увеличить ресурс аккумулятора. И да, он будет работать так, как должен — даже в городе, даже зимой и старые электрики этот способ знают. Делитесь в комментариях: пробовали поднимать напряжение генератора? Устанавливал ли кто-то диод или трёхуровневый регулятор? Поставьте «лайк» и подпишитесь на «АвтоГараж» — будет честно, без прикрас и по делу.