От состояния аккумулятора зависит многое. Главное — уверенный запуск двигателя, особенно зимой, когда каждый холодный пуск даётся с трудом. Проверить, насколько батарея жива, можно даже без приборов. Но что делать, когда понятно, что ресурс АКБ уже подходит к концу? Можно, конечно, ждать, пока он сядет окончательно, а можно попробовать ему помочь и увеличить ресурс, ведь сделать это проще простого. Как — расскажу в этой статье.
Зимой, в городе, на коротких поездках — даже новый аккумулятор начинает "садиться". Завёл утром — хорошо, доехал до работы — нормально, а вечером — стартер еле крутит. При этом генератор исправен, ремень натянут, контакты чистые. В чём дело? В том, что напряжения от генератора не хватает, чтобы полностью зарядить аккумулятор за короткий цикл. Особенно когда включена печка, обогрев сидений, стекла, фары. Нагрузка растёт, а выходное напряжение генератора остаётся на уровне 13,6–14,0 вольт — стандарт для большинства штатных регуляторов. Этого хватает, чтобы не разрядиться окончательно, но не хватает, чтобы восстановить ёмкость, потерянную при запуске.
Со временем аккумулятор постоянно работает в режиме недозаряда. Электролит становится слабее, плотность падает, сульфатация пластин усиливается. Пластины покрываются белым налётом, теряют способность принимать заряд. И тогда даже дорогая батарея перестаёт держать ток. Она не ломается внезапно — она умирает постепенно, день за днём, поездка за поездкой. Не из-за качества, не из-за возраста, а из-за условий, в которых её заставляют работать.
Но есть способ — простой, проверенный, почти забытый, о котором знают только старые электрики, которые помнит, как чинили машины без компьютеров. Способ, который позволяет увеличить напряжение генератора так, чтобы аккумулятор успевал заряжаться даже за 15 минут в пробке. И сделать это можно без замены генератора, без дополнительных блоков или сложной электроники. Достаточно одного обычного диода.
Принцип прост, надо немного обмануть регулятор напряжения. Он следит за напряжением на своих клеммах. Если видит, что оно упало — увеличивает ток возбуждения, усиливает магнитное поле ротора, и выходное напряжение растёт. Обычно он настроен на 13,6–14,0 В. Как только достигает порога — снижает ток, чтобы не перезарядить АКБ.
Но если подать напряжение обратной связи через диод, то на вход регулятора попадёт значение на 0,5 В меньше — из-за падения напряжения на самом диоде. Регулятор "думает", что напряжение упало, и увеличивает ток возбуждения. В результате на выходе генератора напряжение повышается — до 14,5–14,8 В. Аккумулятор получает больше энергии. Зарядный ток растёт — с 3 до 4,2 А и выше. Плотность электролита держится. А ресурс аккумулятора увеличивается.
Диод подключить в разрыв провода, идущего от диодного моста к регулятору напряжения. Анод — к мосту, катод — к регулятору. Подойдёт диод, рассчитанный на ток не менее 5 А — например, 1N5408 или аналог. Можно установить его через тумблер — и включать только зимой, при коротких поездках. Летом — отключать, чтобы избежать перезаряда. А можно сразу поставить трехуровневый регулятор напряжения — готовое решение, которое позволяет выбирать режим: 13,6 В, 14,2 В или 14,8 В. Удобно, надёжно, безопасно. Но если нет возможности на ноу-хау в виде трёхуровнего регулятора, то даже один диод решит проблему, как увеличить ресурс аккумулятора. И да, он будет работать так, как должен — даже в городе, даже зимой и старые электрики этот способ знают. Делитесь в комментариях: пробовали поднимать напряжение генератора? Устанавливал ли кто-то диод или трёхуровневый регулятор? Поставьте «лайк» и подпишитесь на «АвтоГараж» — будет честно, без прикрас и по делу.