В фильме «Отныне выхода нет» есть сцена, где уставший и измученный болью Оззи Осборн предается своему хобби — стрельбе из пневматической винтовки. Затем его сын добавляет, что для отца это занятие всегда было медитацией. Новый документальный фильм о легенде рока становится именно такой медитацией — о жизни, мимолётности и цене славы.
5 июля 2025 года Оззи Осборн в последний раз выйдет на сцену, чтобы попрощаться со своими поклонниками. В окружении Metallica, Aerosmith и других титанов рок-сцены он исполняет легендарную песню Mama, I’m Coming Home, и у фанатов не остаётся никаких сомнений, что они слышат эти слова вживую в последний раз. Оззи выкладывается на полную — в буквальном смысле. Две недели спустя, 22 июля, у него случается сердечный приступ, и он покидает этот мир.
Так уж получилось, что фильм «Отныне выхода нет» ближе к человеческой стороне артиста, чем к его музыкальной карьере. С одной оговоркой: речь идёт не столько о семейных испытаниях и невзгодах, сколько о страданиях человека, идущего навстречу неизбежному. Кроме того, это фильм, который скорее чувствуешь, чем понимаешь.
Режиссёром картины выступила Таня Александр, а съёмки начались в 2022 году, во время записи альбома Patient Number 9. Идея принадлежала давним коллегам музыканта, которые изначально хотели рассказать историю его борьбы с болезнью Паркинсона и о том, как он справляется с повседневной жизнью. Однако со временем проект приобрёл совершенно иное измерение — он превратился в трогательное повествование о последних месяцах жизни рок-легенды.
Запечатлевая интимные разговоры и бытовые моменты, создатели фильма создали портрет человека, смирившегося со своей судьбой, но при этом наполненный его фирменным чёрным юмором. В своём минималистичном стиле картина сильно напоминает «Неизменный: Майкл Джей Фокс», — в том числе и благодаря схожести переживаний главных героев. Нет никаких ярких интермедий, вместо этого из тишины едва различимо проступают титры.
Здесь есть и слёзы отчаяния, и торжественные моменты, и лёгкое подмигивание и отстранённость. Оззи обнажает свою душу, подчёркивая, что жить в боли — выше его сил. Мгновением позже он даёт понять, что если не выложиться на полную в финальном концерте, тогда какой смысл даже пытаться? Несмотря на долгую историю зависимости Оззи, его главной — всегда была музыка. Что-то меняется в нём, когда он берёт микрофон, и фильм это блестяще запечатлел.
Оззи подчеркивает в интервью, что самым большим испытанием для него стало то, что жизнь внезапно показала ему знак «стоп» — без права на апелляцию. Для артиста творческое бессилие и невозможность самовыражения — это петля, затягивающаяся на шее, с каждым днём всё больше перекрывающая воздух. Если название No Escape from Now и должно что-то сказать, так это то, что музыка позволяла ему временно сбежать от боли, но даже это со временем перестало действовать.
И всё же, трудно назвать это поражением. Оззи не сдался. Скорее, он ушёл с достоинством, как музыкант, понимающий, что его работа подходит к концу. Он всегда был мечтателем, как он пел в одной из своих песен, а теперь он просто закончил с формальностями.