Найти в Дзене

Навстречу 170-летию Балтийского завода: броненосец «Император Павел I»

Броненосец «Император Павел l
Броненосец «Император Павел l

26 октября 1905 года на Балтийском заводе был заложен броненосец «Император Павел I». Это первый в мире корабль, оборудованный гиперболоидными многосекционными стальными сетчатыми мачтами, конструкции великого инженера Владимира Шухова, автора знаменитой башни.

Броненосец «Император Павел I» строился в рамках судостроительной программы на 1903—1912 годы. С началом Русско-японской войны программа прекратила свое существование, но уже заложенные корабли все-таки были достроены: для Балтийского моря - броненосцы «Андрей Первозванный» и «Император Павел I», для Черного - броненосцы «Евстафий» и «Иоанн Златоуст». С 1907 года все они были отнесены к классу линейных кораблей (линкоров).

Главным строителем боевого корабля стал инженер Владимир Оффенберг. Основой проекта судна послужили броненосцы типа Бородино.

Перед спуском
Перед спуском

Учитывая недостатки последних, Морское министерство приступило к работе по созданию корабля нового типа, с увлечением калибра средних орудий, усилением брони и установкой противоминной защиты. Так же новый проект предусматривал установку большего количества орудий разных калибров. В следствии чего водоизмещение корабля достигло почти 16 500 тонн.

После окончания Русско-японской войны, с учетом Цусимского морского сражения и обороны Порт-Артура в проект были внесены дополнительные изменения. Изменённый проект предусматривал увеличение количества орудий калибра 203-миллиметров с 12 до 14, установку двенадцати 120-миллиметровых противоминных орудий. Так же на крыше верхнего каземата было решено установить четыре 47-миллимитровые пушки системы Гочкиса.

На линкоре «Император Павел I» выдающийся изобретатель инженер-электрик Федорицкий впервые применил одно из своих крупных изобретений - устройство для присоединения двух разных двигателей к одному механизму, получившее широкое распространение и известное в технике как «дифференциал Федорицкого».

Спуск броненосца на воду
Спуск броненосца на воду

25 августа 1907 года состоялся спуск корабля. Спусковая масса корпуса достигла 7200 т. После спуска на воду корабль простоял у Балтийского завода до 1 сентября 1910 года, после чего перешел в Кронштадт для достройки. Во время достройки на плаву на корабле установили главные машины и котлы, изготовленные Балтийским и Франко-Русским заводами. Котлы системы Бельвиля с угольным отоплением размещались в пяти котельных отделениях. Котлы могли работать при естественной и искусственной тяге. Последняя создавалась вентиляторами, нагнетавшими воздух в котельные, создавая в них повышенное давление.

«Император Павел I» 29 июля 1910 года приказом командующего Балтийским флотом зачислили в вооруженный резерв флота, а через месяц он поднял вымпел и вступил в кампанию. В сентябре этого же года корабль прошел докование в Кронштадте, а затем начались приемные испытания. Заключительный этап испытаний начался 20 октября 1910 года: корабль прошел восьмичасовую пробу на полном ходу.

Уже следующим летом, 16 июля 1911 года, корабль был зачислен в состав сформированной в начале года бригады линейных кораблей Балтийского моря. В неё вошли также линейные корабли «Цесаревич», «Слава» и «Андрей Первозванный». В 1913 году, в составе бригады линейных кораблей, «Император Павел I» совершил поход в Портленд и Брест. Броненосец 18 июля 1914 года прикрывал отряд заградителей при постановке мин на Центральной минно-артиллерийской позиции.

Русский броненосец с 22 сентября 1920 года находился в Кронштадтском военном порту на хранении, а 22 ноября 1923 года сдан Комгосфондом для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

Две башни с 203-миллиметровыми орудиями были использованы в береговой обороне, в составе батареи № 333 на мысе Сурниеми, к западу от форта «Красная Горка». Батарея принимала участие в Великой Отечественной войне.