26 октября 1905 года на Балтийском заводе был заложен броненосец «Император Павел I». Это первый в мире корабль, оборудованный гиперболоидными многосекционными стальными сетчатыми мачтами, конструкции великого инженера Владимира Шухова, автора знаменитой башни.
Броненосец «Император Павел I» строился в рамках судостроительной программы на 1903—1912 годы. С началом Русско-японской войны программа прекратила свое существование, но уже заложенные корабли все-таки были достроены: для Балтийского моря - броненосцы «Андрей Первозванный» и «Император Павел I», для Черного - броненосцы «Евстафий» и «Иоанн Златоуст». С 1907 года все они были отнесены к классу линейных кораблей (линкоров).
Главным строителем боевого корабля стал инженер Владимир Оффенберг. Основой проекта судна послужили броненосцы типа Бородино.
Учитывая недостатки последних, Морское министерство приступило к работе по созданию корабля нового типа, с увлечением калибра средних орудий, усилением брони и установкой противоминной защиты. Так же новый проект предусматривал установку большего количества орудий разных калибров. В следствии чего водоизмещение корабля достигло почти 16 500 тонн.
После окончания Русско-японской войны, с учетом Цусимского морского сражения и обороны Порт-Артура в проект были внесены дополнительные изменения. Изменённый проект предусматривал увеличение количества орудий калибра 203-миллиметров с 12 до 14, установку двенадцати 120-миллиметровых противоминных орудий. Так же на крыше верхнего каземата было решено установить четыре 47-миллимитровые пушки системы Гочкиса.
На линкоре «Император Павел I» выдающийся изобретатель инженер-электрик Федорицкий впервые применил одно из своих крупных изобретений - устройство для присоединения двух разных двигателей к одному механизму, получившее широкое распространение и известное в технике как «дифференциал Федорицкого».
25 августа 1907 года состоялся спуск корабля. Спусковая масса корпуса достигла 7200 т. После спуска на воду корабль простоял у Балтийского завода до 1 сентября 1910 года, после чего перешел в Кронштадт для достройки. Во время достройки на плаву на корабле установили главные машины и котлы, изготовленные Балтийским и Франко-Русским заводами. Котлы системы Бельвиля с угольным отоплением размещались в пяти котельных отделениях. Котлы могли работать при естественной и искусственной тяге. Последняя создавалась вентиляторами, нагнетавшими воздух в котельные, создавая в них повышенное давление.
«Император Павел I» 29 июля 1910 года приказом командующего Балтийским флотом зачислили в вооруженный резерв флота, а через месяц он поднял вымпел и вступил в кампанию. В сентябре этого же года корабль прошел докование в Кронштадте, а затем начались приемные испытания. Заключительный этап испытаний начался 20 октября 1910 года: корабль прошел восьмичасовую пробу на полном ходу.
Уже следующим летом, 16 июля 1911 года, корабль был зачислен в состав сформированной в начале года бригады линейных кораблей Балтийского моря. В неё вошли также линейные корабли «Цесаревич», «Слава» и «Андрей Первозванный». В 1913 году, в составе бригады линейных кораблей, «Император Павел I» совершил поход в Портленд и Брест. Броненосец 18 июля 1914 года прикрывал отряд заградителей при постановке мин на Центральной минно-артиллерийской позиции.
Русский броненосец с 22 сентября 1920 года находился в Кронштадтском военном порту на хранении, а 22 ноября 1923 года сдан Комгосфондом для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.
Две башни с 203-миллиметровыми орудиями были использованы в береговой обороне, в составе батареи № 333 на мысе Сурниеми, к западу от форта «Красная Горка». Батарея принимала участие в Великой Отечественной войне.