Есть фраза, от которой у меня всегда начинает дёргаться глаз: «Зачем макияж на фотосессию? Я и так нормально выгляжу! Если что, потом в фотошопе поправите». Особенно часто слышала это в начале своей фотокарьеры, когда фотографировала подружек за «стаканчик кофе и хорошее настроение». Ах, если бы всё было так просто! Я прекрасно понимаю: плотный макияж на фотосессию может вызывать недоверие или страх, особенно у тех, кто в жизни почти не красится. И да, хорошая фотография — это не про слои косметики и не про «идеальное лицо». Но есть нюанс.
Камера видит нас иначе, чем зеркало. Честно. Порой слишком. Она замечает всё — лёгкую усталость, отёчность, лишние килограммы, покраснения, шелушения, перепады тона между лицом и шеей, блеск там, где не ждёшь. То, что в зеркале выглядит естественно, на фото может превратиться в мешанину оттенков. Добавьте в этот коктейль сложные условия по свету, рефлексы и получите гарантированные +10 лет на фотографии!
Фотокамера — это не просто кусок пластика. Это безжалостный детектор нюансов. Она видит не только «красивое лицо», а всю несимметричность его черт, все недостатки и цветовую симфонию, которую человеческий глаз обычно щедро игнорирует. Там, где вы видите ровный тон, камера различает десятки оттенков: красный у носа, синеву под глазами, жёлтый у подбородка, оливковый на лбу, пигментные пятна — и всё на одном лице. Возраст здесь не важен, ситуация одинакова хоть в 20, хоть в 45+.
На фото цветовые нюансы начинают спорить между собой, как гости вечернего ток-шоу — каждый тянет одеяло внимания на себя. Если фотосессия происходит на улице, то добавьте рефлексы от любой цветной поверхности, будь то яркая одежда, стена или листва на дереве. Лицо теряет гармонию, из-за которой хочется рассматривать фотографию. Моя работа — помочь этой гармонии вновь проявиться. Да, освещение может сгладить часть цветовых нюансов, но не всё спасёт даже идеальный свет. На постобработке я уже не просто фотограф, а ретушёр, режиссирующий настроение кадра. И моя задача — не просто «стереть прыщики» или «сделать кожу ровной», а утихомирить хор оттенков, оставить только ту эмоцию, которую зритель почувствует, глядя на портрет.
«А совсем без макияжа можно?» Можно, если такая задумка для фотосессии — зафиксировать внешность без внутреннего состояния, как «на паспорт». Яркий макияж, контрастный образ и даже фотосессия в стиле «натурель» почти всегда требует идеального тона лица, и, соответственно, плотного макияжа с коррекцией.
Когда я ретуширую — будь то собственные снимки или фотографии клиентов — я не просто «обрабатываю кожу». Если кадр должен быть тёплым, уютным, я аккуратно приглушаю холодные тени, добавляю мягкости в свет. Если наоборот — драматичным, то усиливаю контрасты, чтобы кожа словно светилась под прожектором. Всё, что мешает глазу считывать суть — убираю без сожаления. Но не потому, что «надо быть идеальной», а потому, что фото — это не зеркало. Это образ. Фотография подчиняется своим законам — света, пятен и линий. И пока зритель смотрит, его мозг мгновенно складывает из них впечатление: уверенность, нежность, тайну, уязвимость. Особенно важно это в фэнтези-фотосессиях и арт-фотографии.
Парадокс в том, что лучшая ретушь — та, где никто не догадывается, что она есть. Когда зритель не думает «о, здесь точно тонна фотошопа», а просто не может отвести взгляд. Наверное, именно поэтому я редко показываю свои фотоработы в сети в формате до и после — потому что всегда найдутся люди, которые скажут: «До было лучше, руки бы фотографу оторвать!», а это уже обесценивание моей работы. Кому такое понравится?
Я часто думаю, что ретушь — это не про «исправление внешности». Это про заботу. Про то, чтобы человек на фото увидел себя таким, каким ощущает внутри: живым, красивым, настоящим. Без акцента на прыще, который соскочил накануне фотосессии. И да, считаю, что фотография не должна быть честной на 100% и часто сравниваю это с рисованием портрета. Художник ведь не изображает каждую мелочь и недостаток, он ищет суть, «душу», если угодно. Так и я, работая с кадром, стараюсь сохранить естественность, но сделать так, чтобы в фотографии хотелось остаться.
Макияж в фотографии — мой соавтор. Это не про косметику, а про структуру кадра, про визуальную музыку, в которой каждая нота должна звучать в лад. Когда говорю, что снимок начинается не с камеры, а с понимания света и цвета на лице, исхожу не из теории — я через это прошла сотни раз. И каждый раз — одна и та же «магия»: немного света, немного цвета, немного ретуши. И знаете, что интересно? Часто именно с этого момента начинается самое красивое фото. Не для лайков, не для чужих взглядов, а потому что зафиксировано состояние «вот я какая в моменте сейчас».
Спасибо за прочтение! Ваша Вета 💜
Приглашаю всех, кто дочитал, в уютный чатик канала!