Найти в Дзене

Всем, кто умеет прощать...

«Если бы мне нужно было написать посвящение, было бы так: Всем взрослым, кто однажды ушел из жизни своих детей. Всем детям, кто не перестанет ждать их возвращения. Всем, кто умеет прощать». Рецензия на портале о детском и семейном чтении «Хочу читать!» от писателя и переводчика Анны Ремез на книгу «Платформа 0» Ирины Даниловой: Чего ожидаешь от книги о дружбе двух мальчишек? Комических ситуаций, проделок и проказ, конфликта «ученик-учитель». Обманет ли «Платформа 0» читательские ожидания? Давайте разбираться. С первой же страницы становится понятно, что главный герой и рассказчик Ваня постоянно попадает из-за своего друга Костика в неприятные ситуации и часто на него злится с полным на то правом. Вот тебе и дружба – не разлей вода! Значит, перед нами неожиданный поворот известной сюжетной темы. Ваня даже заводит тетрадку, в которой ведет учет собственных побед и провалов Костика. Друг Ваню постоянно подставляет, иногда даже нарочно. Вот, например, Костик послужил «пособием» для трениро

«Если бы мне нужно было написать посвящение, было бы так: Всем взрослым, кто однажды ушел из жизни своих детей. Всем детям, кто не перестанет ждать их возвращения. Всем, кто умеет прощать».

Рецензия на портале о детском и семейном чтении «Хочу читать!» от писателя и переводчика Анны Ремез на книгу «Платформа 0» Ирины Даниловой:

Чего ожидаешь от книги о дружбе двух мальчишек? Комических ситуаций, проделок и проказ, конфликта «ученик-учитель». Обманет ли «Платформа 0» читательские ожидания? Давайте разбираться.

коллаж от издательства
коллаж от издательства

С первой же страницы становится понятно, что главный герой и рассказчик Ваня постоянно попадает из-за своего друга Костика в неприятные ситуации и часто на него злится с полным на то правом. Вот тебе и дружба – не разлей вода! Значит, перед нами неожиданный поворот известной сюжетной темы.

Ваня даже заводит тетрадку, в которой ведет учет собственных побед и провалов Костика. Друг Ваню постоянно подставляет, иногда даже нарочно. Вот, например, Костик послужил «пособием» для тренировки массажисток, потому что его мама – медсестра, и предложил то же самое Ване. Но о том, что после этого массажа у него все тело болело, не рассказал, и потом долго смеялся. Или обманом уговорил Ваню съесть жгучий перец, чтобы тот заедал его нежеланными Костику супом и кашей. Потом, правда, Костик раскаивается. И Ваня его прощает. Во-первых, потому, что часто затеи Костика неожиданно приносят Ване благо. Во-вторых, «сколько на Костика не обижайся, он все равно со мной. И желе без меня не ест. Вообще во всем мне помогает. Он же не виноват, что у него фантазия такая и чувство юмора. И шутки дурацкими получаются».

рисунок Александры Ивойловой
рисунок Александры Ивойловой

Насчет шуток: книга действительно уморительная. Помните манную кашу из «Тайное становится явным» Драгунского? Знакомый мотив мелкого хулиганства – кидания чего-то с балкона у Ирины Даниловой обыгран совсем по-другому и вплетен в сюжет с мамой-медсестрой и вредной соседкой. Приятели используют чесоточный порошок для устранения «врага», подкладывают учителю на стул звонок, попадаются в свои же ловушки, азартно красят все вещи в бабушкином доме и лазят в соседский огород на даче. Ожидания не обмануты, читатель смеется, но при этом всякий раз писательнице удается так повернуть ситуации, знакомые по другим книгам о мальчишках-озорниках, что и развязка получается неожиданная, и юмор особенный.

Смешные не только Ваня и Костик, но и родители. Мама Вани не разрешает ему позорить отца-адвоката, и потому хочет, чтобы он рос вежливым и бесконфликтным. Но при этом они с этим отцом постоянно друг на друга кричат – вот смешные же? Выходит, что Костик, инициатор проказ, способствует тому, что Ваня становится смелым, а мама, наоборот, усердствуя в «правильности», только подавляет сына.

рисунок Александры Ивойловой
рисунок Александры Ивойловой

Итак, ожидания от «Платформы О» оправдываются, но лишь отчасти. Сюжетно рассказы перекликаются друг с другом, герои развиваются, и комические истории про шкодливых школьников, вызывающие смех, оборачиваются историями про детей в трудных ситуациях. В повести затрагиваются серьезные темы, например неумение говорить о трудном и грустном, ведь этому навыку ни в школе не учат, ни в семьях. Потому Ваня, не зная, как утешить Костика после потери, постоянно о нем думает, но ничего ему не говорит. И оказывается, что хулиганство – это иногда протест против расставания родителей или реакция на отсутствие контакта с отцом, у которого появляется новая семья. Ванина тетрадка с записью побед и поражений становится для него источником размышлений о том, что и победа, и поражение условны, и к каждому событию приводит цепочка поступков.

Ваня и Костик борются с соблазнами подросткового возраста, совершают ошибки, пытаются их исправить, что не всегда возможно, и в этом правдивость книги. Еще оказывается, что бедовый Костик все-таки настоящий друг, хотя временами с ним невозможно общаться. А школьные неприятности и казусы сменяются увлеченностью и открытиями: Ваня, неожиданно провалившись в бункер времен Великой Отечественной войны, проникается интересом к истории, а Костик поддерживает его во время доклада на школьной конференции.

рисунок Александры Ивойловой
рисунок Александры Ивойловой

Безусловного хэппи-энда в повести нет, отец, по которому Ваня скучает, так и не понимает, как он нужен сыну, так и не выходит на «Платформу 0». Однако Ваня не отворачивается от него и дает ему шанс: «Я всегда ему буду нужен. Я же его сын. Просто в тоннеле связь не берет. Он из тоннеля выйдет и сам мне позвонит. Надо просто подождать, пока папа на платформу выберется. Он же не может навсегда остаться в этом тоннеле. Кто захочет там навсегда остаться?» Тоннель – это коридор в папином офисе, куда Ваня приходит, чтобы встретиться с отцом, но тому не до сына.

Черно-белые иллюстрации в технике диатипии, которые выполнила Саша Ивойлова, немного тревожные, очень живые, замечательно передают эмоции Вани, который на них часто изображен то в пол-оборта, то и вовсе стоящим спиной, и читатели как будто смотрят на мир его глазами.

«Я была уверена, что пишу весёлую вещь, – говорит автор. – А читатели в отзывах благодарят меня за серьёзный разговор!» сказала Ирина Данилова на вручении премии Маршака (книга победила в номинации «Дебют»).

«Если бы мне нужно было написать посвящение, было бы так: Всем взрослым, кто однажды ушел из жизни своих детей. Всем детям, кто не перестанет ждать их возвращения. Всем, кто умеет прощать».

Ирина Данилова «Платформа 0» с иллюстрациями Александры Ивойловой.

Посмотреть книгу о мальчишеской дружбе и взрослении: vk.cc/cKJ16v

Рецензия на портале

обложка
обложка

Автор Ирина Данилова:

Для меня это не просто рецензия профессионала и не просто радость от того, как доброжелательно Анна отозвалась о повести. Это отзыв человека, на чьих книгах я училась и учусь писать для детей.
Спасибо.
Отдельное спасибо Анне за мысли об иллюстрациях Саши Ивойловой. Не знаю, смог бы художник увидеть и передать всё, что передала Саша, не будучи ещё и писателем. А ведь Саша прекрасный писатель. И много важного она она очень точно дописала в своих иллюстрациях. Мне очень повезло, что она согласилась рисовать «Платформу».