Стюардесса, мило улыбаясь, что-то сказала. Я не понял. Из трёх известных мне немецких слов, к ситуации могло подойти только одно - "данке". Ещё я вспомнил "гутен так" и совсем не к месту "хэнде хох". В итоге я сказал известное мне немецкое "спасибо" и прошел в салон самолёта компании "Air Berlin".
На дворе стоял 2017 год. Билет из Москвы в Дюссельдорф обошёлся мне в сто с небольшим евро, что по тогдашнему курсу равнялось примерно шести тыс. рублям. Открытый на пять лет испанский Шенген у меня тоже имелся, поэтому я особо не заморачивался с выбором "лететь или не лететь" на самую крупную в Европе ежегодную яхтенную выставку.
Через три часа всё та же стюардесса, обращаясь ко мне на всё том же непонятном мне языке, легонько потрясла меня за плечо. Я открыл глаза. Над креслом светился рисунок с пристёгнутым человечком. И без перевода было понятно, что самолёт начинает снижение. Почему-то первая мысль, которая посетила мою не до конца проснувшуюся голову была: "я что пропустил курицу или рыбу?". Неужели так крепко спал? Спросить сидевшего рядом бюргера, кормили или нет в самолёте я постеснялся. Да и смысл...
Дюссельдорф встретил низкими хмурыми тучами, из которых с завидной периодичностью поливал холодный зимний дождь. Я прыгнул в автобус и вскоре уже подъезжал к выставочному комплексу. Подошёл к стойке "пресса" и в течение десяти минут получил бейджик для беспрепятственного прохода во все павильоны выставки.
До этого я бывал на "Московских Боут Шоу" в их лучшие времена, но такого великолепия, таких территорий и громадных павильонов представить себе не мог. Три дня я бродил по залам и не уверен, что всё посмотрел. И вот, уже в день отъезда я случайно обратил внимание на лодку, которая своим видом совсем не подходила на однотипные современные яхты...
Я вспомнил об этом далёком визите в Германию, потому что именно та яхта показалась мне идеалом парусной лодки, буквально предназначенной для путешествий. Мы еще вернемся с вами на выставку в Дюсельдорф и посмотрим, что же это за яхта такая.
А сейчас, предлагаю немного порассуждать на тему приближенную к современным реалиям. Когда границы вроде бы и не закрыты, но поехать попутешествовать под парусами по разным странам и морям совсем не просто. А уж тем более на своей лодке. Остается путешествовать в границах государства.
Какими парусными водоемами может похвастать европейская часть страны? Волга с ее каскадом водохранилищ, озеро Селигер, Цимлянское водохранилище на Дону, Онежское и Ладожское озера, Белое море… подробно перечислять и останавливаться на каждом водоеме не буду, но смысл, думаю, понятен. Нужна лодка для путешествий по большим и не очень озерам и водохранилищам с непростым рельефом дна и многочисленными мелкими участками.
Но это только одна сторона вопроса. Дальше нужно решить – а как путешествовать, т. е. в каком, что называется, стиле и ритме. Одно дело – выезды на недельку-другую и совсем другое – жить на реке, допустим месяц, два или даже целый сезон.
Так вот, для первого случая - условно, для недельных путешествий у меня одни критерии выбора, а для продолжительных путешествий совсем другие.
Итак.
Лодка для небольших (в среднем, дней на десять) вылазок
- - Достаточно легкая, а значит небольшая, чтобы без проблем возить на трейлере не сильно заморачиваться со спуском подъемом. Так как походы планируются небольшие, то, чтобы побывать в разных местах, лодка будет больше путешествовать по асфальту на прицепе, чем по воде.
- - Мелкосидящая. Ну, это понятно. Подходы к берегу, проходы через многочисленные мели и т.п.
- - Чтобы радовала глаз. По крайней мере, мой собственный.
Лодка для длительных (месяц и более) путешествий под парусом
- - Если предполагается долгое время пребывания на борту, то трейлерные характеристики лодки (небольшой вес и размер) отходят на второй план, так как за пару месяцев можно пройди довольно много, затем оставить яхту на зиму, а в следующий сезон вернутся к месту хранения и продолжить путешествие. То есть, в принципе, такую лодку вообще можно не возить по дорогам, а перемещаться исключительно по воде. Хотя… все же лучше, чтобы она была в транспортных габаритах. На всякий случай
- - Надежный двигатель на борту. Путешествие по рекам, каналам, прохождение шлюзов, маневрирование в сложной навигационной обстановке предполагает наличие хорошего и достаточно мощного движка.
- - Мелкосидящая. Этот критерий никуда не делся.
- - Просторная, удобная, высокая каюта. Чтобы походный быт не превратился в мучение, пусть будет побольше комфорта, в том числе и в «нелётную погоду».
- -исходя из предыдущего пункта о плохой погоде, хочется дополнительный штурвальчик в рубке с хорошим обзором. Чтобы в дождь не кутаться в дождевики, а спокойно покручивать штурвальчик, попивая кофеек с капелькой - другой рома.
Что мы имеем в сухом остатке.
В первом варианте для непродолжительных походов для меня моя «Аргоша», построенная по проекту «Викендер», вне всякой конкуренции. Другой не надо. Это длиннокилевой гафельный шлюп с осадкой 30 см.
Справедливости ради скажу, что мне еще очень нравятся лодки Романа Игошина (это не реклама, мы даже не знакомы). У лодок, построенных по его проектам, даже есть неоспоримое преимущество перед «Викендером» - все лодки Романа Игошина не требуют регистрации в ГИМС, что по нынешним временам значит очень много. Его фирма называется «ТойБоут». Погуглите, если кто не знает.
А вот со вторым вариантом выбор несколько сложнее.
Есть очень много яхт, удовлетворяющих почти всем моим критериям. Это, и разнообразные «микрухи» и многие другие «фирменные» и не очень парусные яхточки, перечислять которые не есть цель данной статьи. Во всех этих яхтах не хватает одного важного для меня пункта - в них не предусмотрено второе место рулевого в защищенной рубке. И вот тут мы возвращаемся в Дюсельдорф на яхтенную выставку.
На одном из стендов я увидел яхту, явно выбивающуюся из всего парусно-круизерного мейнстрима. Она больше походила на классического вида мотосейлор, и своими обводами напоминала знаменитый «Fisher». Но это была не английская, а польская яхта фирмы «Haber». На стенде была представлена 34-футовая яхта океанского класса «А». Но, как я выяснил в беседе с владельцем фирмы, «Haber» строят не только океанские лодки. Есть у них яхточки и поменьше. Вот несколько фотографий парусника длиной 6,6 м. и шириной 2,5, т.е. полностью укладывающегося в транспортные габариты. Фото из буклета, который я привез с выставки.
Так лодка выглядит снаружи. Кстати, есть вариант шлюпа и тендера
А так внутри
Здесь меня устраивает практически всё – и парусные характеристики и обитаемость и штурвальчик в рубке)).
Ну, и немного технических характеристик:
Другими словами, если бы я путешествовал не недельными забегами, а сезонами, то выбрал бы такую яхту.
Понимаю, что мое описание выглядит немного рекламно, но поверьте, это не так. Да и мало кто сегодня сможет купить яхту в Польше. И да, я не говорю сейчас о стоимости и прочем, просто о принципе выбора. О конструкции яхты.
Если сформулировать мои «хотелки» в одном предложении, то для длительных путешествий по внутренним водоемам я бы скорее всего хотел небольшой мелкосидящий мотосейлор с защищенной ходовой рубкой.
А вы какую идеальную яхту для себя хотите? Для озер, водохранилищ, рек и каналов? Пишите, обсудим.