Найти в Дзене
Роман Шкловский

Парусная лодка для озёр, водохранилищ, рек и каналов. Какой она должна быть?

Стюардесса, мило улыбаясь, что-то сказала. Я не понял. Из трёх известных мне немецких слов, к ситуации могло подойти только одно - "данке". Ещё я вспомнил "гутен так" и совсем не к месту "хэнде хох". В итоге я сказал известное мне немецкое "спасибо" и прошел в салон самолёта компании "Air Berlin". На дворе стоял 2017 год. Билет из Москвы в Дюссельдорф обошёлся мне в сто с небольшим евро, что по тогдашнему курсу равнялось примерно шести тыс. рублям. Открытый на пять лет испанский Шенген у меня тоже имелся, поэтому я особо не заморачивался с выбором "лететь или не лететь" на самую крупную в Европе ежегодную яхтенную выставку. Через три часа всё та же стюардесса, обращаясь ко мне на всё том же непонятном мне языке, легонько потрясла меня за плечо. Я открыл глаза. Над креслом светился рисунок с пристёгнутым человечком. И без перевода было понятно, что самолёт начинает снижение. Почему-то первая мысль, которая посетила мою не до конца проснувшуюся голову была: "я что пропустил курицу или р
Оглавление
Стоянка на реке Свирь. Фото Романа Шкловского
Стоянка на реке Свирь. Фото Романа Шкловского

Стюардесса, мило улыбаясь, что-то сказала. Я не понял. Из трёх известных мне немецких слов, к ситуации могло подойти только одно - "данке". Ещё я вспомнил "гутен так" и совсем не к месту "хэнде хох". В итоге я сказал известное мне немецкое "спасибо" и прошел в салон самолёта компании "Air Berlin".

На дворе стоял 2017 год. Билет из Москвы в Дюссельдорф обошёлся мне в сто с небольшим евро, что по тогдашнему курсу равнялось примерно шести тыс. рублям. Открытый на пять лет испанский Шенген у меня тоже имелся, поэтому я особо не заморачивался с выбором "лететь или не лететь" на самую крупную в Европе ежегодную яхтенную выставку.

Через три часа всё та же стюардесса, обращаясь ко мне на всё том же непонятном мне языке, легонько потрясла меня за плечо. Я открыл глаза. Над креслом светился рисунок с пристёгнутым человечком. И без перевода было понятно, что самолёт начинает снижение. Почему-то первая мысль, которая посетила мою не до конца проснувшуюся голову была: "я что пропустил курицу или рыбу?". Неужели так крепко спал? Спросить сидевшего рядом бюргера, кормили или нет в самолёте я постеснялся. Да и смысл...

Дюссельдорф встретил низкими хмурыми тучами, из которых с завидной периодичностью поливал холодный зимний дождь. Я прыгнул в автобус и вскоре уже подъезжал к выставочному комплексу. Подошёл к стойке "пресса" и в течение десяти минут получил бейджик для беспрепятственного прохода во все павильоны выставки.

Мой бейджик для прессы
Мой бейджик для прессы

До этого я бывал на "Московских Боут Шоу" в их лучшие времена, но такого великолепия, таких территорий и громадных павильонов представить себе не мог. Три дня я бродил по залам и не уверен, что всё посмотрел. И вот, уже в день отъезда я случайно обратил внимание на лодку, которая своим видом совсем не подходила на однотипные современные яхты...

Я вспомнил об этом далёком визите в Германию, потому что именно та яхта показалась мне идеалом парусной лодки, буквально предназначенной для путешествий. Мы еще вернемся с вами на выставку в Дюсельдорф и посмотрим, что же это за яхта такая.

А сейчас, предлагаю немного порассуждать на тему приближенную к современным реалиям. Когда границы вроде бы и не закрыты, но поехать попутешествовать под парусами по разным странам и морям совсем не просто. А уж тем более на своей лодке. Остается путешествовать в границах государства.

Какими парусными водоемами может похвастать европейская часть страны? Волга с ее каскадом водохранилищ, озеро Селигер, Цимлянское водохранилище на Дону, Онежское и Ладожское озера, Белое море… подробно перечислять и останавливаться на каждом водоеме не буду, но смысл, думаю, понятен. Нужна лодка для путешествий по большим и не очень озерам и водохранилищам с непростым рельефом дна и многочисленными мелкими участками.

Но это только одна сторона вопроса. Дальше нужно решить – а как путешествовать, т. е. в каком, что называется, стиле и ритме. Одно дело – выезды на недельку-другую и совсем другое – жить на реке, допустим месяц, два или даже целый сезон.

Так вот, для первого случая - условно, для недельных путешествий у меня одни критерии выбора, а для продолжительных путешествий совсем другие.

Итак.

Лодка для небольших (в среднем, дней на десять) вылазок

  • - Достаточно легкая, а значит небольшая, чтобы без проблем возить на трейлере не сильно заморачиваться со спуском подъемом. Так как походы планируются небольшие, то, чтобы побывать в разных местах, лодка будет больше путешествовать по асфальту на прицепе, чем по воде.
  • - Мелкосидящая. Ну, это понятно. Подходы к берегу, проходы через многочисленные мели и т.п.
  • - Чтобы радовала глаз. По крайней мере, мой собственный.

Лодка для длительных (месяц и более) путешествий под парусом

  • - Если предполагается долгое время пребывания на борту, то трейлерные характеристики лодки (небольшой вес и размер) отходят на второй план, так как за пару месяцев можно пройди довольно много, затем оставить яхту на зиму, а в следующий сезон вернутся к месту хранения и продолжить путешествие. То есть, в принципе, такую лодку вообще можно не возить по дорогам, а перемещаться исключительно по воде. Хотя… все же лучше, чтобы она была в транспортных габаритах. На всякий случай
  • - Надежный двигатель на борту. Путешествие по рекам, каналам, прохождение шлюзов, маневрирование в сложной навигационной обстановке предполагает наличие хорошего и достаточно мощного движка.
  • - Мелкосидящая. Этот критерий никуда не делся.
  • - Просторная, удобная, высокая каюта. Чтобы походный быт не превратился в мучение, пусть будет побольше комфорта, в том числе и в «нелётную погоду».
  • -исходя из предыдущего пункта о плохой погоде, хочется дополнительный штурвальчик в рубке с хорошим обзором. Чтобы в дождь не кутаться в дождевики, а спокойно покручивать штурвальчик, попивая кофеек с капелькой - другой рома.

Что мы имеем в сухом остатке.

В первом варианте для непродолжительных походов для меня моя «Аргоша», построенная по проекту «Викендер», вне всякой конкуренции. Другой не надо. Это длиннокилевой гафельный шлюп с осадкой 30 см.

Моя лодка "Аргоша", построенная по проекту "Викендер"
Моя лодка "Аргоша", построенная по проекту "Викендер"

Справедливости ради скажу, что мне еще очень нравятся лодки Романа Игошина (это не реклама, мы даже не знакомы). У лодок, построенных по его проектам, даже есть неоспоримое преимущество перед «Викендером» - все лодки Романа Игошина не требуют регистрации в ГИМС, что по нынешним временам значит очень много. Его фирма называется «ТойБоут». Погуглите, если кто не знает.

А вот со вторым вариантом выбор несколько сложнее.

Есть очень много яхт, удовлетворяющих почти всем моим критериям. Это, и разнообразные «микрухи» и многие другие «фирменные» и не очень парусные яхточки, перечислять которые не есть цель данной статьи. Во всех этих яхтах не хватает одного важного для меня пункта - в них не предусмотрено второе место рулевого в защищенной рубке. И вот тут мы возвращаемся в Дюсельдорф на яхтенную выставку.

На одном из стендов я увидел яхту, явно выбивающуюся из всего парусно-круизерного мейнстрима. Она больше походила на классического вида мотосейлор, и своими обводами напоминала знаменитый «Fisher». Но это была не английская, а польская яхта фирмы «Haber». На стенде была представлена 34-футовая яхта океанского класса «А». Но, как я выяснил в беседе с владельцем фирмы, «Haber» строят не только океанские лодки. Есть у них яхточки и поменьше. Вот несколько фотографий парусника длиной 6,6 м. и шириной 2,5, т.е. полностью укладывающегося в транспортные габариты. Фото из буклета, который я привез с выставки.

Так лодка выглядит снаружи. Кстати, есть вариант шлюпа и тендера

Фото из буклета
Фото из буклета

А так внутри

Фото из буклета
Фото из буклета

Здесь меня устраивает практически всё – и парусные характеристики и обитаемость и штурвальчик в рубке)).

Фото из буклета
Фото из буклета

Ну, и немного технических характеристик:

Фото из буклета
Фото из буклета

Другими словами, если бы я путешествовал не недельными забегами, а сезонами, то выбрал бы такую яхту.

Понимаю, что мое описание выглядит немного рекламно, но поверьте, это не так. Да и мало кто сегодня сможет купить яхту в Польше. И да, я не говорю сейчас о стоимости и прочем, просто о принципе выбора. О конструкции яхты.

Если сформулировать мои «хотелки» в одном предложении, то для длительных путешествий по внутренним водоемам я бы скорее всего хотел небольшой мелкосидящий мотосейлор с защищенной ходовой рубкой.

А вы какую идеальную яхту для себя хотите? Для озер, водохранилищ, рек и каналов? Пишите, обсудим.