Найти в Дзене

Обкатка новой техники — эндуро, кросс, квадро и лодочный мотор: как сделать это правильно.

Новая техника — как хорошая пара кроссовок: в них можно сразу побежать спринт, но скорее всего уже через полчаса у вас появятся болезненные мозоли. Поэтому так же, как и новой обуви нужно разноситься, двигателю и трансмиссии необходимо «притереться» — равномерно смазаться свежим маслом и приработаться под нагрузкой. Грамотная обкатка даёт две вещи: долгий ресурс и предсказуемость поведения. Поэтому сегодня предлагаем разобраться: — чем отличается обкатка 2-тактных и 4-тактных моторов, — как подойти к данной процедуре на эндуро/кроссе, квадро и лодочном моторе, — что обязательно нужно сделать после. Обкатка — это не «проехать 500 км на 40 км/ч». Ключевой смысл в плавном наращивании нагрузки и оборотов с обязательными паузами на остывание. В первые часы вы избегаете длительных однотипных режимов (долго тошнить на одной передаче так же вредно, как и держать технику «в отсечке») и даёте мотору поработать во всём диапазоне, но короткими ступеньками. Это обеспечивает равномерную приработк
Оглавление

Новая техника — как хорошая пара кроссовок: в них можно сразу побежать спринт, но скорее всего уже через полчаса у вас появятся болезненные мозоли. Поэтому так же, как и новой обуви нужно разноситься, двигателю и трансмиссии необходимо «притереться» — равномерно смазаться свежим маслом и приработаться под нагрузкой.

Грамотная обкатка даёт две вещи: долгий ресурс и предсказуемость поведения. Поэтому сегодня предлагаем разобраться:

— чем отличается обкатка 2-тактных и 4-тактных моторов,
— как подойти к данной процедуре на эндуро/кроссе, квадро и лодочном моторе,
— что обязательно нужно сделать после.

Главный принцип: «разнообразная умеренная нагрузка»

Обкатка — это не «проехать 500 км на 40 км/ч». Ключевой смысл в плавном наращивании нагрузки и оборотов с обязательными паузами на остывание. В первые часы вы избегаете длительных однотипных режимов (долго тошнить на одной передаче так же вредно, как и держать технику «в отсечке») и даёте мотору поработать во всём диапазоне, но короткими ступеньками. Это обеспечивает равномерную приработку колец, цилиндра, подшипников и клапанного механизма (для 4Т).

Чтобы говорить на одном языке, давайте обозначим два термина:

Моточас — час работы двигателя. Для кросса и квадро ориентироваться по моточасам точнее, чем по километрам.
Отсечка — ограничитель по оборотам; на обкатке до него не доводим.

Важно: ниже даны общие рекомендации по разным видам техники. Для того, чтобы обкатка гарантированно прошла успешно, сверьтесь с инструкцией по эксплуатации для вашей техники. Требования и советы производителя всегда должны быть в приоритете.

2Т и 4Т: в чём разница при обкатке

Двухтактные (2Т) моторы смазываются маслом, которое подаётся вместе с топливом (в смеси или через раздельную систему). Их слабые места на старте — перегрев, задиры цилиндров при бедной смеси и детонация на плохом бензине. Поэтому 2Т любят богатую смесь вначале, частые паузы и запрет на долгую езду на верхах в первые моточасы.

Четырёхтактные (4Т) имеют отдельную масляную систему: масло омывает пары трения и уносит продукты износа. Риски — перегрев при перегрузе на низких оборотах, масляное голодание при «козлениях»/долгих наклонах, износ колец при однообразной езде. Здесь критично своевременно сменить масло и фильтр по окончании обкатки: оно выносит образовавшийся абразив и стружку.

Эндуро и кроссовые мотоциклы: по шагам

Период 0–2 моточаса

Первый пуск мотора — проверка утечек, посторонних звуков, работы радиатора (если есть). Дайте мотору поработать 3–5 минут на холостых, плавно увеличьте обороты до средних на короткое время и заглушите. Затем выезжайте на площадку и начинайте двигаться: короткие проезды 5–10 минут с частыми переключениями, без рывков сцеплением. Температуру держите «рабочей», не доводите до кипения.

Период 2–6 моточасов

Подключайте рельеф: грунт, небольшие подъёмы/спуски. Играйте передачами и оборотами, но избегайте длительного удержания тахометра в верхней половине. Постепенно добавляйте серии коротких разгонов и торможений — это помогает кольцам равномерно «сесть».

Период 6–10 моточасов

Можно поднять темп и увеличить вклад «верхов», но по-прежнему без длинных отрезков на полном газу или затяжных прогонов на одной передаче. К концу десятого моточаса мотоцикл готов к полноценным тренировкам.

Что делать нельзя на обкатке: долго катать на одном режиме, держать мотор в отсечке, буксовать и перегревать в грязи при низкой скорости обдува, давить сцепление и тормоз «в упор» на малых скоростях, ездить на плохом бензине (хотя последнее справедливо не только для обкатки, а для всей эксплуатации в принципе).

Квадроцикл (ATV/UTV): нюансы обкатки

Вездеходы обычно тяжелее мотоцикла и, соответственно, получает более тяговые нагрузки. При обкатке придерживайтесь тех же принципов, что и для мото, а также дополнительно избегайте буксировок, длительных бродов и работы «внатяг» на слишком высокой передаче. Чаще переключайтесь, не давая вариатору работать на постоянной высокой температуре, не перегревайте трансмиссию затяжной тягой на вязком грунте — если нет возможности обкатывать технику на сухом ровном грунте, разбейте сложный участок на короткие промежутки с паузами.

Периодика по моточасам та же: 2, 6 и 10 моточасов — контрольные точки.

Лодочный мотор: особый сценарий

На воде теплоотвод иной, винт создаёт непрерывную нагрузку. Поэтому обкатку делят на ступени по оборотам, но не как «20 минут 2000 об/мин и повышаем», а как лесенку: 5–10 минут на 2000–3000, затем коротко 3500–4000, снова вниз и пауза.

В первые 2–3 часа нельзя долго держать более 4000–4500, на 4–6 часах добавляют короткие повышения до 70–80% газа, а после 10-го моточаса можно использовать полный диапазон. Для 2Т лодочных первые баки топлива делают с рекомендованным производителем повышенным процентом масла (если смесь готовите сами). Для 4Т особенно важна ранняя смена масла/фильтра после первых 10 часов.

Инжектор vs карбюратор на обкатке: разница

Инжектор сам корректирует смесь по датчикам — плюсы в горах и жару/холод. На некоторых моделях есть специальные обкаточные прошивки/карты с мягкими откликами.

Карбюратор при необходимости регулируется вручную. Главное — следить за чистотой воздушного фильтра и отсутствие подсоса воздуха. И следите за подачей: бедная смесь — враг свежей цилиндро-поршневой группы.

После обкатки: что обязательно сделать

  1. Замена масла и фильтра (4Т). Помните, что масло — это кровь двигателя. После первых 5–10 моточасов в масле собирается достаточно продуктов приработки, поэтому тут лучше не рисковать.
  2. Проверка/протяжка резьбовых соединений. Руль, траверсы, маятник, оси колёс, тормозные скобы, крепления радиаторов/пластика — свежая техника в процессе обкатки «садится», а протяжка снимает паразитные люфты.
  3. Регламент по клапанам (4Т). Зазоры после первых часов могут уйти; так что проверка и регулировка — короткая, но важная операция.
  4. Чистка и пропитка воздушного фильтра. На обкатке он быстро набирает пыль, а пропитка удерживает лишние частицы и защищает цилиндр.
  5. Цепь/привод. Проверьте натяжение и соосность звёзд, состояние звеньев, смазку. На квадро с вариатором — проведите осмотр ремня, чистоты воздуховодов вариатора.
  6. Тормоза и охлаждение. При необходимости проведите прокачку, контролируйте уровень тормозной и охлаждающей жидкостей, следите за отсутствием подтёков.
  7. Диагностика ЭБУ (для EFI). Если такая опция есть, то нелишним будет считать ошибки, проверить адаптации, температуру/датчики — это пять минут времени с простым адаптером, а нервов экономит много.

Частые заблуждения — и как правильно

«Обкатка — это ездить медленно». Неправильно. Нужно менять нагрузки и обороты, а не тошнить.
«На обкатке нельзя крутить выше середины». Можно кратковременно, особенно к финалу обкатки — это помогает кольцам «сесть». Нельзя долго держать верх.
«2Т не надо обкатывать: залил масла и полетел». Надо. У 2Т тепловые зазоры и геометрия цилиндра тоже должны притереться и войти в норму; лишнее тепло и бедная смесь убивают свежий поршень мгновенно.
«Масло после обкатки менять рано» (4Т). Поздно — хуже. Именно первое масло выносит мелкий абразив.
«После обкатки можно забыть про обслуживание». Наоборот, дальше начинается обычный регламент: масло/фильтр по моточасам, смазка/натяжение цепи, чистый фильтр — и техника будет жить.

Итог

Правильная обкатка — это по сути управляемый стресс-тест для всех узлов: разнообразные, но умеренные нагрузки, внимание к температуре и времени, а затем — первое техническое обслуживание с заменой рабочих жидкостей и протяжкой. Разница между 2Т и 4Т проста: 2Т строже к смеси и температуре, 4Т — к своевременной замене масла и регулировке клапанов. Для эндуро/кросса, квадро и лодочного мотора принципы одни, меняются только акценты.

Подписывайтесь на АТВ-Мото и следите за новостями там, где удобно:

АТВ-Мото в VK: новости, обзоры, фото, события и общение в одном месте;
АТВ-Мото на YouTube: тесты, обзоры, технические советы и другой полезный контент для владельцев мото и квадро;
АТВ-Мото в TikTok: короткие видео, лайфстайл и нестандартная движуха;
Официальный канал в Telegram: новости, акции и топовый контент в формате мессенджера.
АТВ-Мото CLUB RUSSIA: сообщество единомышленников — обсуждаем, помогаем, катаем.

Нужна помощь с выбором? Наши менеджеры подберут технику под ваш опыт, стиль катания и бюджет: 8 (800) 351-15-62