Найти в Дзене

Как понять, что ребёнок столкнулся с травлей? Важный разговор с психологом проекта Травли NET

Что, если ваш ребёнок уже столкнулся с травлей в школе? Каковы признаки? Что делать и как вести себя правильно? Ведь если мы заботимся о ребёнке, то справиться с этой трудной ситуацией необходимо по-настоящему, с реальным результатом, а не просто переложить ответственность на учителя. Рассказывает Даниил Дудка, психолог проекта «Травли NET». Беседовала подкастер и журналист Даша Жук: материал основан на подкасте для родителей «Ушки на макушке» (выпуск 5). Краткое содержание: 💥 как понять, что ребёнок столкнулся с травлей, даже если он молчит;
💥 какие физические и эмоциональные проявления могут насторожить родителей;
💥 почему дети скрывают травлю и как выстроить с ними доверительный диалог;
💥 какие первые шаги предпринять родителю после подтверждения проблемы;
💥 как говорить с учителями и почему важно искать союзников в школе;
💥 почему наказания буллерам не всегда эффективны и как работать с классом;
💥 как установить правила и поддерживать здоровую атмосферу для детей;
💥

Что, если ваш ребёнок уже столкнулся с травлей в школе? Каковы признаки? Что делать и как вести себя правильно? Ведь если мы заботимся о ребёнке, то справиться с этой трудной ситуацией необходимо по-настоящему, с реальным результатом, а не просто переложить ответственность на учителя.

Рассказывает Даниил Дудка, психолог проекта «Травли NET». Беседовала подкастер и журналист Даша Жук: материал основан на подкасте для родителей «Ушки на макушке» (выпуск 5).

Краткое содержание:

💥 как понять, что ребёнок столкнулся с травлей, даже если он молчит;
💥 какие физические и эмоциональные проявления могут насторожить родителей;
💥 почему дети скрывают травлю и как выстроить с ними доверительный диалог;
💥 какие первые шаги предпринять родителю после подтверждения проблемы;
💥 как говорить с учителями и почему важно искать союзников в школе;
💥 почему наказания буллерам не всегда эффективны и как работать с классом;
💥 как установить правила и поддерживать здоровую атмосферу для детей;
💥 где в сложных ситуациях получить помощь — горячие линии и консультации.

Как вообще родитель может понять, что ребёнок столкнулся с буллингом, если он сам прямо ничего не говорит?

Вопрос очень актуальный. Родители сталкиваются с тем, что дети часто на эту тему вообще не распространяются. Мы в прошлый раз говорили о причинах, почему дети закрываются. Почему им страшно, почему не доверяют и не открываются. Но родители всё равно могут кое-что заметить без слов.

1️⃣ Физические проявления: есть ли синяки, ссадины, грязная одежда, порванная одежда.

2️⃣ Эмоциональные проявления: он не в настроении, надолго уходит в себя, что было несвойственно раньше. Иногда, у детей, которые столкнулись с травлей, бывает занижена самооценка настолько, что любая мелочь, любая неудача, такая рядовая в других случаях, вызывает шквал самокритики. Например, ребёнок по вечерам дома рисует, такое хобби. И вот у него что-то не получается, он кидает карандаш, начинает плакать, говорить, что он ни на что не способен, что он ничего из себя не представляет. И это такие широкие проявления, широкие мазки. Мы можем по ним определить, что с ребёнком что-то происходит. В данном случае мы обсуждаем травлю, и мы можем предполагать, что такие изменения связаны, возможно, со школой, с классом, в котором может происходить травля.

3️⃣ Физиологические проявления: нарушается сон. Чаще всего это ранние просыпания. Ребёнок просыпается в четыре часа утра, с первыми лучами солнца. Ворочается, потом не может заснуть, иногда не спит до выхода в школу. В школе чувствует чувствует себя вялым. Или поверхностный сон — меняется ночь и день, циркадные ритмы становятся спутанными. Ночью он бодрствует, днём он спит. Иногда может быть такая реакция на стресс, который постоянно происходит днём. Поэтому активность становится ночной.

Появляются различные жалобы на здоровье. Например, «что-то у меня живот болит», «голова болит», особенно перед школой. Тут следует быть очень осторожным, потому что родитель часто может усмотреть в этом симуляцию. А на самом деле ребёнок ленивый, не хочет никуда идти и так далее. Иногда действительно дети так поступают, чтобы обойти правило, что мы ходим в школу.

Но когда все эти признаки выстраиваются в систему, то это уже вопрос другого порядка. Вы наблюдаете, что одежда ребёнка почему-то грязная, как будто бы кто-то по ней прошёлся. Замечаете, что он начал меньше есть. Появляются какие-то симптомы перед школой. Уже можно говорить о том, что эти симптомы не надуманные, они реальные. Даже если физиологически всё в порядке, то на фоне стресса могут возникать вполне реально ощутимые боли. Часто это область живота, тошнота, голова болит, одышка, слезливость, плаксивость. Как раз когда ребёнок подходит непосредственно к школе, перед крыльцом. Как, знаете, в детском саду бывают дети, которых тяжело отдать, они сильно переживают из-за временного прощания с родителями.

Я была такой — рыдала всякий раз, когда меня вели в детский сад. А потом не хотела уходить. Рыдала, когда забирали.

Но здесь второго пункта нет. Наоборот, они пытаются скорее убежать оттуда. Но первый — точно присутствует, потому что это очень тяжело даётся. Это проявление некоторого регресса. Будто бы ребёнок начинает реагировать похожим образом, как на предыдущих этапах развития — в детском саду. Потому что ему, правда, безопаснее с родителями, чем в школе, в окружении недоброжелательных и агрессивных одноклассников.

Что может сделать родитель, когда он замечает сигналы, которые вы описали? Видит, что ребёнок как будто бы сам не свой. Как правильно поговорить? Так, чтобы ребёнок действительно почувствовал безопасность и готов был раскрыться.

Чаще всего, если подростка или ребёнка спросить напрямую, он всё-таки рассказывает. Да, они скрывают, но стоит подойти и начать разговор о том, что вы заметили, как с ним что-то происходит, вы переживаете, беспокоитесь за него. Попробуйте начать разговор с такой стороны. Иногда ребёнок может отказываться от разговора. И это уже сложнее. Здесь можно немного отойти от темы травли к теме детско-родительских отношений. Значит, что-то происходит с доверием. Наверное, ребёнок получил какой-то опыт, когда помощь ранее могла быть недоступна. Или была какая-то реакция, которую ребёнок интерпретировал внутри себя, как негативную. Или когда ему требовалась помочь, реакция действительно была негативной. Так или иначе он пришёл к выводу, что не стоит обращаться за помощью в принципе. Это гиблый номер, который не проходит. В итоге становится или хуже, или он себя ощущает в изоляции. И ни в коем случае нельзя раскрываться.

Тогда вообще эта тема может быть стартом, чтобы разобраться в отношениях с ребёнком. Вы можете здесь выдержать его негатив, его отказ, что он не хочет делиться. Но тогда попробуйте поговорить на эту тему ваших отношений в целом. «Мне правда важно знать. Давай мы попробуем на эту тему поговорить. Почему ты не доверяешь мне? Или, может быть, ты не хочешь сейчас об этом говорить, хочешь потом?»

Иногда хороший вариант — это пойти к психологу. Существуют семейные приёмы, куда может прийти родитель и ребёнок. Психолог выступает модератором этой встречи. Может быть, ребёнок не раскрывается, потому что когда он пробует раскрываться, родители начинают его подавлять, постоянно перебивать, может быть, обвинять. И вроде это не напрямую, но чувствуется, что присутствует давление от родителя. А если это делать со специалистом, он будет следить за тем, чтобы каждому хватило места, чтобы каждый мог почувствовать себя в безопасности. Если мама будет обвинять за то, что он там что-то не то сделал, по её мнению, психолог остановит, скажет: «Стоп, сейчас его очередь. Он должен говорить. У вас позже будет возможность сказать то, что вы думаете». Тогда будут соблюдены границы, которые создают безопасность, создают условия для доверия. Но, я повторюсь, чаще всего всё-таки дети ищут помощь, они нуждаются в ней. Даже если они скрывают травлю, то такая потребность всё равно присутствует.

Предположим, что родитель провёл разговор с ребёнком и убедился в том, что травля действительно происходит. Что следует делать — сразу идти в школу и разбираться?

Можно двигаться по шагам. Всегда будет шаг, который хочется пропустить. Он кажется неважным, но это критически важный шаг — попытайтесь себя успокоить. Родителям часто хочется сразу же побежать, начинать искать правду, восстанавливать справедливость, говорить учителю, что он не справился, рассказать родителям обидчиков, какие они плохие родители, сообщить самому обидчику, какой он плохой ребёнок. Это происходит под эмоциями, под страхом, злостью, под уязвимостью. Важно помнить, что такие действия вредны для разрешения ситуации. Первый шаг — успокоить себя. Когда вы понимаете, что это травля или похожая ситуация, важно не спешить и сосредоточиться на своих чувствах.

1️⃣ Попробуйте отвлечься от происходящего и подумайте, а что вы сейчас чувствуете: страх, злость или что-то другое. Зафиксируйте это на бумаге, чтобы лучше разобраться в своих эмоциях.

2️⃣ Обратите внимание на физиологические реакции, особенно на дыхание. Во время стресса мы часто ощущаем замирание, дыхание становится поверхностным и прерывистым. Мышцы напрягаются, и расслабиться самостоятельно становится трудно. Попробуйте замедлить дыхание: сделайте вдох и выдох чуть длиннее обычного. Это поможет снять напряжение.

Теперь сосредоточьтесь на мышцах. Мысленно пройдитесь по телу, найдите участки напряжения и постарайтесь их расслабить, синхронизируя с дыханием. Если руки похолодели, разотрите их, как будто моете. Оглянитесь вокруг, посмотрите на предметы. Ваш мозг должен понять, что вы в безопасности. Важно достичь состояния, где дыхание спокойное, а сердцебиение не учащённое.

-2

3️⃣Теперь вы можете перейти к следующему этапу — разговору с классным руководителем. С ребёнком вы уже обсудили ситуацию и приняли, что, возможно, происходит травля. Теперь нужно поговорить с классным руководителем.

Подготовьтесь к этому разговору заранее. Выпишите на бумагу всё, что знаете об этой ситуации: кого толкнули, сколько было подножек, какими словами обзывали, сколько было детей и кто ещё присутствовал в кабинете или коридоре, в какое время это произошло. Запишите все, что ребёнок готов рассказать. Систематизируйте информацию для себя. Представьте, что вы участвуете в расследовании. Вам нужны сухие факты. Не включайте свои эмоции и переживания. Это поможет вам лучше разобраться в ситуации.

Затем с этими фактами обратитесь к учителю. Лучше всего договориться о личной встрече и построить конструктивный разговор. Какой должна быть беседа? Во-первых, важно избегать обвинений. Фразы вроде «вы не справляетесь со своей работой» или «как вы могли допустить» только усугубляют ситуацию. Они вызывают раздражение и отталкивают людей друг от друга. Учителя могут растеряться, особенно в начале. Например, вы утверждаете, что в классе происходят неприятные вещи, а вам говорят: «Нет, такого быть не может. У нас все дети хорошие, из благополучных семей. Мы знаем их с начальной школы, и всё в порядке». В такой ситуации легко занять оборонительную позицию. Но важно помнить: вам нужен союзник.

Классный руководитель — ваш союзник в борьбе с травлей. Сейчас ваш враг — не учитель, не дети, которые обижают, и не их родители. Враг — сама травля. Этот феномен разрушает не только вашего ребёнка, но и весь класс. Каждый ученик сталкивается с ним и пожинает последствия, с которыми ему придётся справляться в будущем. Ситуация невыгодна никому: ни учителю, ни родителям, ни участникам. Но чтобы справиться с травлей, нужно обязательно найти союзников. Здесь вам может помочь такое целеполагание: «Я хочу привлечь людей, которые смогут помочь мне в этой работе. Мне нужно понять, с кем можно объединиться и подружиться, чтобы решить эту проблему». И после этого озвучивайте подготовленный список фактов: кто, когда и как обижал, какие слова использовал.

Следующий этап – работа с травлей.

Здесь нужно действовать мягко. Администрация школы, классный руководитель и школьный психолог должны организовать мероприятия, направленные на борьбу с травлей. Часто такие мероприятия носят карательный характер. Буллеров наказывают: отстраняют от уроков, дают дополнительные задания, выносят на школьную линейку и порицают прилюдно. Или доска позора. Помните такой метод? Есть доска отличников, а тут будет доска позора.

Это контрпродуктивно и часто вызывает обратный результат: дети злятся ещё больше, и проблема не решается. Наоборот, они могут вымещать злость на окружающих.

Здесь нужна системная работа. Прежде всего, нужно объяснить детям, что такое травля и с чем они столкнулись. Подходы к этой теме могут быть разными: кто-то говорит о травле абстрактно, а кто-то сразу заявляет, что в нашем классе травля. Важно, чтобы все взрослые пришли к единому мнению о том, что проблема действительно существует. Например, учитель соглашается, что травля есть, и готов что-то предпринять, подключить психолога, завуча. В такой ситуации родители могут предложить спланировать действия по борьбе с травлей, обсудить идеи и подходы заранее. Почему? Потому что учитель может сказать: «Мы накажем обидчиков, и проблема будет решена». Но это не сработает. Исследования и опыт психологов показывают, что такой подход неэффективен. Необходимо проводить работу с группой, объяснять, что такое травля и почему она недопустима.

Учитель может сразу предложить организовать мероприятия на командообразование. Это хорошая идея, но делать это нужно в конце. Если провести такие мероприятия слишком рано, буллеры могут сплотиться ещё сильнее против жертвы. Это может произойти, если мы поспешим и не учтём все нюансы.

Нужно разделить встречи на несколько блоков. Обсудить, что такое травля, есть ли она у нас. Договориться, что она, вероятно, есть, и попытаться выяснить у учеников, как им живется в таких условиях. Каждый сможет ответить на вопрос: нравится ему или нет. И, соответственно, мы можем поставить выбор, а что мы выбираем тогда? Хотим жить в травле дальше или все-таки не жить и как-то влиять на это.

Следующий шаг — установление правил. Травля возникает там, где нет правил общения или они сформированы хаотично. «Теперь мы не используем клички, обращаемся друг к другу по имени. Мы не толкаемся, не портим и не забираем чужие вещи». В правилах не должно быть слишком много «не». Стоит уделить внимание не только запретам, но и позитивным аспектам. Например, «Мы спрашиваем разрешение перед тем, как взять чужую вещь». Формулировки — это такие тонкости, которые помогают лучше усвоить правила.

Мы можем придумать соответствующие санкции. Я говорю «придумать», потому что универсальных санкций за нарушение правил не существует. Всё зависит от класса и атмосферы в нём. Например, если кто-то испортил вещь, он может купить новую взамен. Это создаёт баланс.

Главное правило любых санкций — их соразмерность. Нельзя, например, отстранить ученика от уроков на неделю за то, что он кого-то обозвал. Такое наказание слишком суровое. Поэтому важно, чтобы человек, который применяет санкции, был гибким и искал баланс. Обычно это учитель или классный руководитель, который принимает решение о компенсации и других мерах. Через эти правила мы пытаемся влиять на группу.

Классный руководитель становится лидером в полном смысле слова. Формально он назначен сверху, ребята его не выбирали. Он не душа компании и не друг по интересам. Но он всё равно лидер. Именно он решает, как классу жить дальше. На него ложится ответственность за установление правил. Эти правила могут быть разработаны совместно с учениками. Обычно это происходит на отдельном классном часе или занятии. После этого можно говорить о работе над сплочением коллектива.

Работа над сплочением — как финальный этап. Мы договорились, что такое травля и что мы не хотим учиться в такой атмосфере. Уже был случай, когда кто-то нарушил правила и получил соответствующие санкции, возместил ущерб. Теперь мы можем говорить о работе над сплочением команды.

У нас на платформе есть пример игры, квиза. Ребята делятся по группам и выполняют задания — ищут ответы на вопросы на тему травли. Это помогает увидеть всю ту работу, которую мы проделали на прошлых этапах, её плоды. Если мы замечаем, что пострадавшего от травли не берут в эти мини-группы, никто не хочет с ним объединяться, то можем говорить о том, что не достаточно поработали. Нужно продолжать работу. Нужно вернуться снова на предыдущий этап и, возможно, вводить новые правила. Например, что все общаются со всеми, нет такого, что мы кого-то игнорируем. Все здороваются со всеми. Мы не обязаны дружить с друг другом, но поддерживать базовое общение мы обязаны. И соответственно у нас это правило будет прописано.

Эти правила должны быть размещены на видном месте. Можно сделать специальную коробку для анонимных записок. В ней дети смогут оставлять отзывы о том, как выполняются правила, кто их нарушает, как часто это происходит. А в конце недели просматривать эту коробку. Это поможет получить обратную связь от ребят, понять, как работают правила, что можно улучшить. Также можно организовать собрание, чтобы обсудить эти вопросы. Такая работа включает несколько этапов и позволяет эффективно улучшать ситуацию. Каждый этап может включать не одну встречу. Обычно их две, но в среднем получается около пяти-шести встреч с классом. Это нужно, чтобы увидеть первые результаты. Понять, что работает, а что нет, и сделать первый шаг.

Даниил, у вас есть горячая линия, где работаете вы и ваши коллеги. Работали ли вы со школьным коллективом, расскажите про это. Когда удавалось преодолевать травлю, становился ли класс как-то сильнее? Вырастал через это, может быть?

Да, в школе я внедрял такую программу. И могу сказать, что это отличное начало. Всё действительно срабатывало, всё двигалось с места. Но есть проблема с поддержанием. Когда мы провели программу, а потом назначили ответственного за её поддержание часто бывало, что всё уходило на второй план, а потом и вовсе забывалось. У кого-то нет времени, кто-то ссылается на другого психолога, перекладывает ответственность на другие. Проблема обычно в том, что позитивные изменения сложно поддерживать.

Самое сложное — это сдвинуть процесс с мёртвой точки. Однако это выполнимо. Нужно провести классные часы, установить правила, договориться о том, как мы будем жить, и передать бразды правления учителю. Затем важно поддерживать эти договоренности. Поэтому в рекомендациях для родителей стоит, что очень важно обозначить, когда и как будут проводиться мероприятия. Например, мы можем сказать, что будем проводить встречи, но не указать, когда именно. И тогда проблема не будет решаться, а затянется на долгое время.

Школа — это сложная среда, в которой многое меняется и происходит. Учителям правда бывает трудно справляться, особенно если в школе много учеников и большая нагрузка. Поэтому важно попытаться помочь им сформулировать, когда и как будут проводиться встречи. Например, можно договориться о ежемесячных встречах, созвонах или других способах поддержания связи. Это позволит держать руку на пульсе ситуации, узнавать, как обстоят дела, были ли жалобы, продолжается ли травля или закончилась. Таким образом, можно предотвратить ситуацию, когда проблема забывается и сходит на нет.

Такие программы действительно работают, и конкретно программа по борьбе от Травли NET основана на международном опыте. Существуют зарубежные программы, которые работают на государственном уровне. Одна из них канадская программа, адаптированная для российских реалий — это программа Травли NET. Она показывает свою эффективность и дорабатывается по ходу. Что-то добавляется, что-то убирается, корректируются какие-то слабые места. На платформе Травли NET проходят вебинары. Мы общаемся с учителями и психологами, методически их поддерживаем. Всё это помогает держать руку на пульсе и делать программу актуальной.

Мы часто говорим родителям, что школа может и не знать, как работать с травлей. Редко можно прийти и школьный специалист сориентируется, что делать и помочь правильно. Будто бы на поверхности лежит ответ о том, что сделать в группе, которая разобщена, — сплотить её. Но в этом случае есть специфика — сразу сплотить будет опасно, это нужно делать на последнем шаге. Поэтому родитель может сам порекомендовать программу по работе с травлей. Предложить использовать наши материалы и обратиться на почту, чтобы получить бесплатную консультацию.

Бесплатная программа на платформе позволяет педагогу-психологу или классному руководителю ознакомиться с ней, взять на вооружение и внедрить. Реализация программы не требует много временных затрат, поскольку основная работа заключается в её адаптации под конкретный класс. Педагог лучше всех знает свой класс: кто как настроен, какая атмосфера в коллективе, какие слова лучше подобрать. В программе есть карта, которая может служить опорой. После каждого этапа можно обсуждать, как проходит работа.

То есть родители и учителя могут воспользоваться программами, которые есть у вас на платформе. Расскажите, как это устроено?

У нас есть консультации психолога по электронной почте. Для этого заполните онлайн-форму. Есть полезные бесплатные материалы на платформе. Используйте наши посты в соцсетях, а также памятки и советы экспертов, которыми мы продолжим делиться (Телеграм, ВК).

Опубликовано по материалам подкаста для родителей «Ушки на макушке», выпуск 5.

Другие материалы от экспертов Травли NET:
📍
что такое буллинг, кто и почему в нём участвует.

«Ушки на макушке» в партнерстве с проектом Травли.NET разработали «Антибуллинговые карточки» — уникальный инструмент для работы с детьми. Отвечая на вопросы и выполняя задания на карточках, ребенок разовьет критическое мышление, узнает, что такое школьная травля и как отличать её от конфликта, научится противостоять агрессии и манипуляциям со стороны сверстников. Посмотреть карточки на Озон, на WB.

📌 Телеграм-канал психолога Даниила Дудка.
📌 Всегда ждём вас в наших социальных сетях: Ушки ВК и Ушки в Телеграм.
📌 Товары по безопасности «Ушки на макушке»: на WB и в Озоне.
📌 А ещё у нас есть полезный подкаст для родителей!