Найти в Дзене

Джордже Марьянович. Герой югославской эстрады, которого обожали в СССР

До Джордже Марьяновича ни один певец, кажется, не пользовался в СССР такой ураганной популярностью. Поклонницы заваливали его цветами и следовали за ним во время гастролей. Любой концерт оборачивался неизменным аншлагом. Сам Марьянович при этом был начисто лишён звёздной болезни, оставаясь человеком простым, сердечным и щедрым. Летом 1964 года на советские киноэкраны вышла югославская музыкальная комедия «Любовь и мода». Для зрителя это было окно в другую, незнакомую реальность — жизнь в социалистической, но на удивление яркой и беззаботной Югославии. И всё же фильм запомнился не столько картинкой заграничного быта, сколько песней, которая многим навсегда врезалась в память. Мелодия со словами «Девойко мала, песня моего града...» разлетелась по всему СССР на крыльях всенародного признания. Под гитару её напевали мальчишки во дворах, старательно повторяя слова по-сербски. Под неё юноши приглашали дам на танцплощадках. Она лилась мелодичным потоком из репродукторов в парках. «Devojko mal

До Джордже Марьяновича ни один певец, кажется, не пользовался в СССР такой ураганной популярностью. Поклонницы заваливали его цветами и следовали за ним во время гастролей. Любой концерт оборачивался неизменным аншлагом. Сам Марьянович при этом был начисто лишён звёздной болезни, оставаясь человеком простым, сердечным и щедрым.

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

Летом 1964 года на советские киноэкраны вышла югославская музыкальная комедия «Любовь и мода». Для зрителя это было окно в другую, незнакомую реальность — жизнь в социалистической, но на удивление яркой и беззаботной Югославии. И всё же фильм запомнился не столько картинкой заграничного быта, сколько песней, которая многим навсегда врезалась в память.

Мелодия со словами «Девойко мала, песня моего града...» разлетелась по всему СССР на крыльях всенародного признания. Под гитару её напевали мальчишки во дворах, старательно повторяя слова по-сербски. Под неё юноши приглашали дам на танцплощадках. Она лилась мелодичным потоком из репродукторов в парках.

«Devojko mala» была написана Дарко Краличем на слова Божидара Тимотиевича. Но на отечественных просторах песня получила вторую жизнь, связанную с именем человека, которого в фильме «Любовь и мода» не было.

Ещё в 1963 году в СССР с гастролями приехал молодой югославский певец Джордже Марьянович. Именно в его исполнении «Devojko mala» прозвучала для советской публики впервые. Сложно было поверить, что этот энергичный, харизматичный артист с обаятельной улыбкой ещё недавно был бедным студентом-фармацевтом, который мал фургоны и развозил молоко, чтобы скопить на обед, и стыдился знакомиться с девушками из-за пустого кармана.

Джордже Марьянович родился 30 октября 1931 года в Кучево. В артисты изначально не стремился, учился на фармацевта. Но в 1954 году Джордже удалось выступить на прослушивании для певцов-любителей, организованном Ассоциацией джазовых музыкантов Сербии. По легенде, пошёл с другом за компанию, не надеясь на успех. Но отбор прошёл.

В родной стране Марьянович считался первопроходцем. Он первым осмелился снять микрофон со стойки и спуститься с ним в зал. Взял привычку срывать с себя пиджак и бросать его в аудиторию, превращая каждый концерт в захватывающее театрализованное шоу.

-2

Чересчур дерзкие манеры Джорджа Марьяновича консервативная югославская критика клеймила клоунским поведением и по привычке обзывала безвкусным преклонением перед Западом.

Но искренность и энергетика делали своё дело. В марте 1961 года, когда жюри фестиваля «Белградская весна» не вручило Марьяновичу заслуженную награду, разъярённые поклонники взяли концертный зал в осаду. Для усмирения толпы власти были вынуждены попросить певца взобраться на автомобиль и исполнить несколько песен. К машине его несли на руках. Марьянович пел два часа, пока движение в Белграде не восстановилось.

Джордже Марьяновича порой называют первым рокером в своей стране. Не столько по содержанию песен, сколько по подходу к выступлению и по отношению к людям, которые приходили его послушать. Марьянович разрушил стену, разделявшую его и публику. Каждый слушатель отныне был участником музыкального праздника.

Впрочем, однажды Марьянович и впрямь выступил с программой заморских рок-н-роллов, облачившись в чёрную кожу в стиле американского рокера Джина Винсента.

В Советском Союзе сценическое поведение Джордже Марьяновича производило даже больший эффект. Белградский гость расхаживал по сцене, грациозно пританцовывал, спускался в зал, присаживался на край подмостков и вступал в непринуждённый диалог с публикой на русском языке. Всегда безупречно одетый, улыбчивый и обаятельный, он казался пришельцем из другого мира. Оставаясь при этом доступным, родным и близким.

Билеты на концерты Джордже Марьяновича разлетались в считанные часы, а гастроли превращались в триумфальное шествие. Певец мог дать два, три, а то и четыре концерта в день — с непременными выходами на бис и исполнением номеров на заказ. На пике популярности он пятнадцать вечеров подряд выходил на арену стадиона в Москве, собирая полные трибуны с тысячами зрителей.

-3

Кстати, в одной из поездок по СССР Джордже Марьянович встретил свою будущую жену — переводчицу Госконцерта, филолога по образованию Элю Борисенко, с которой впоследствии создал крепкую семью и воспитал троих детей. Песню «Мужская верность» он прочувствовал, пожалуй, как никто другой.

Тем временем шлягер «Devojko mala» зазвучал на русском языке. Поэт Георгий Фере написал для неё текст, который озвучил Эмиль Горовец: «Ночным Белградом шли мы молча рядом...» Вообще счёт перепевок «Девочки» идёт на десятки. Не могу не поделиться инструментальным вариантом от сербского трубача Душко Гойковича.

В репертуар певца входили не только непременная «Девойко мала» и стиляжная классика «Марко Поло», но и мелодии из Франции и Италии, перепевки хитов «Битлз», Боба Дилана, The Animals и других. А также песни советских композиторов с особым вниманием к репертуару военных лет.

Характерная история произошла в 1972 году, когда после концерта в Ростове-на-Дону к Марьяновичу подошла пожилая женщина с просьбой найти могилу сына, погибшего во время сражения за Белград в 1944 году. Певец много месяцев обходил кладбища, читал надписи на памятниках. Он всё-таки нашёл захоронение и даже принял Екатерину Перебейнову в Югославии в качестве гостьи своей семьи, привезя её за свой счёт.

Впоследствии югославского певца и мать красноармейца связали дружеские, почти родственные узы. Они встречались в Москве, вместе участвовали в телевизионных съёмках.

Джордже Марьянович продолжал активные гастроли по СССР вплоть до конца 1980-х. 59-летний артист отправился в турне, во время которого он выступал по три раза в день в каждом городе. Концерты длились по три часа: невероятная самоотдача! За турне, которое впору называть артистическим подвигом, последовал перелёт в Австралию — практически без передышки и со сменой часовых поясов.

-4

Череда перегрузок не могла сказаться на здоровье. 14 апреля 1990 года прямо на сцене в Мельбурне Джордже Марьяновичу стало плохо. Пережив инсульт, он прекратил выступать на публике, сделав исключение лишь для «Славянского базара» в Витебске в 1996 год и для фестиваля в Москве в 2005-м. Со своей публикой Джордже стремился остаться до конца, несмотря на недуги.

Его путь завершился 15 мая 2021 года. Вспоминают его по сей день исключительно добрыми словами. Многие помнят даже личное общение с артистом, который легко шёл на контакт. Дар, который Джордже Марьянович оставил миру, действительно ярок и светел.

Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!