Прогресс в производстве моторных масел не стоит на месте. В погоне за снижением себестоимости и стремлением сделать продукт массовым и доступным были изобретены более простые рецептуры и технологии переработки нефти.
Так появилась технология гидрокрекинга. Гидрокрекинговые масла представляют собой продукты глубокой переработки нефти: из сырья устраняется всё лишнее, а необходимые эксплуатационные свойства базе придаются с помощью современных присадок. Именно присадочный пакет наделяет такое масло требуемыми характеристиками, позволяя обычной очищенной «минералке» работать как более продвинутый продукт.
Однако до широкого распространения гидрокрекинговых основ в высокоточных отраслях применялись смазочные материалы на базе ПАО (полиальфаолефинов, PAO – Poly-Alpha-Olefin). Ещё в 1960-х годах полиальфаолефиновые масла использовались в космической и авиакосмической промышленности, где требовались исключительно стабильные и чистые смазки. Со временем технология синтеза ПАО стала доступной и для производства моторных масел. Возникает вопрос: если появился более дешёвый гидрокрекинг, зачем нужны ПАО-смазки? Ответ кроется в различиях технологий и свойствах конечного продукта.
Все моторные масла состоят из базового масла и пакета присадок. Казалось бы, процесс их изготовления давно отлажен и многие десятилетия остаётся неизменным. Тем не менее, со временем специалисты поняли, что качество конечной смазки напрямую зависит от характеристик базового компонента. Изначально базу для моторных масел получали из нефти путём прямой перегонки и очистки – это легло в основу минеральных и полусинтетических масел.
Позднее, с развитием технологий, появился более продвинутый способ получения базы для полностью синтетических масел – очень глубокая очистка с помощью гидрокрекинга. Появились так называемые VHVI-основы (Very High Viscosity Index – очень высокий индекс вязкости). Формально такую основу можно считать минеральной, поскольку исходное сырьё – нефть, однако степень очистки и сложность процесса таковы, что её относят к синтетикам (хоть и с оговорками). Проще говоря, VHVI – это улучшенная и сильно очищенная «минералка», разбитая на фракции и обработанная водородом под высоким давлением. Например, одной из самых передовых технологий такого плана является GTL (Gas-To-Liquid, «газ-в-жидкость»), когда из природного газа получают высококачественное базовое масло без примесей серы. Основные преимущества гидрокрекинговой базы – относительная дешевизна, приемлемое качество и отработанная, массовая технология. Такие масла хорошо удерживаются на поверхности металла, обладая достойной адгезией, и при этом мало влияют на резиновые уплотнители двигателя – агрессивность к эластомерам у них невысокая.
Ещё дальше по своим свойствам шагнули масла на основе ПАО – полиальфаолефинов. В их производстве задействовано более сложное сырьё и процессы. Для синтеза полиальфаолефинового базового масла используют самую чистую и дорогостоящую фракцию нефти – первичный высокоочищенный бензин. Молекулы этого сырья путем термического крекинга расщепляют до простого газа (практически чистого этилена). Затем из этиленовых молекул в присутствии катализаторов «собирают» ровные углеводородные цепочки заданной длины. Так получается структурированное базовое масло с однородным молекулярным составом и заданными свойствами. В нём полностью отсутствуют нежелательные примеси – сернистые соединения, металлы и прочие элементы, которые могут присутствовать в минералке. Конечный продукт обладает высокой стабильностью и чистотой, однако технологический процесс его получения невероятно сложен и дорог. Это прямо сказывается на себестоимости и, соответственно, цене готового масла.
Главным недостатком масел на ПАО-основе является очень высокая стоимость по сравнению с гидрокрекинговыми и даже VHVI-аналогами. Зато плюсы у полиальфаолефиновых масел неоспоримы. Это фактически 100% синтетика со всеми вытекающими преимуществами: исключительно низкая температура застывания (порядка –60 °C, мотор остаётся защищённым даже в экстремальный мороз), очень высокая температура вспышки — масло выдерживает сильный нагрев, прежде чем начнёт испаряться — полное отсутствие вредных примесей, высокая стойкость к окислению и старению. ПАО-смазки обладают отличными смазывающими свойствами и сохраняют стабильную вязкость в широком диапазоне температур. Кроме того, для них характерна очень низкая испаряемость – расход на угар минимален. Проще говоря, полиальфаолефиновая основа позволяет создать моторное масло с наилучшими возможными характеристиками – но и стоит такое производство дорого.
В последние годы ситуация осложнилась тем, что именитые мировые производители смазочных материалов покинули российский рынок. Официально их продукция более недоступна, а немногочисленные поставки через параллельный импорт сопровождаются заоблачными ценами и рисками нарваться на контрафакт. В итоге на рынке моторных масел сейчас правят бал альтернативные бренды, в том числе из Азии. Можно выделить своеобразную «азиатскую тройку» премиальных синтетических масел на ПАО-основе: это известные корейские марки (например, ZIC и сравнительно новый для России бренд The Beast), а также японский Idemitsu. Качество этих продуктов высокое, но и цены «кусаются». И это закономерно – производство полиальфаолефиновых масел не может быть дешёвым из-за сложности технологического процесса. Большие средства заложены и в разработку рецептур, исследования, лабораторные испытания – всё это в конечном счёте отражается на стоимости канистры, которая заметно выше средней.
По этой причине далеко не каждый производитель или блендинговый завод решается выпускать ПАО-масла. Хотя теоретически предложений на рынке немало, спрос на них остаётся ограниченным из-за нескромной цены. Достаточно взглянуть на порядок цен: если канистра гидрокрекингового или VHVI-масла от отечественного бренда обходится примерно в 1500–2000 рублей, то аналогичный объём продукта на полиальфаолефиновой основе будет стоить в 3–4 раза дороже. Разница огромная. Поэтому автолюбители нередко задумываются, оправдана ли переплата. Хотелось бы иметь масло со всеми плюсами ПАО, но по более доступной цене.
Выход из ситуации всё же есть – можно найти компромисс. Нужно обратить внимание на масла, выпускаемые крупными нефтехимическими холдингами, а не «бутиковыми» марками. Сейчас на российском рынке появляются именно такие продукты, и в их числе особый интерес представляют турецкие масла на ПАО-основе. После ухода европейских брендов турецкие производители смогли занять освободившуюся нишу, предложив качественную замену именитым западным аналогам. Прежде всего, привлекает существенно более доступная стоимость этих смазочных материалов. При этом по качеству турецкие масла уверено соответствуют известным маркам. Как такое возможно? Дело в том, что за большинством новых для нас турецких брендов стоят предприятия с огромным опытом и современными технологиями. Яркий пример – бренд Lubex из Турции. Это не новичок-одиночка, а часть крупного холдинга Belgin Madeni Yaglar, который более 60 лет занимается производством смазочных материалов. Благодаря научно-техническому потенциалу и масштабам Belgin, масла под маркой Lubex соответствуют высоким стандартам качества, но при этом остаются в разумной ценовой нише.
Компания Belgin основана в далёком 1953 году и на сегодняшний день является одним из лидеров турецкой нефтехимии. Она специализируется на производстве смазок для различных отраслей, а несколько лет назад вывела на рынок линию автомобильных масел под брендом Lubex.
Авторитет Belgin подтверждается международными достижениями: она стала первой турецкой компанией в отрасли, получившей европейский сертификат качества EFQM «5 звезд», состоит в престижных профессиональных ассоциациях (таких как ELGI, UEIL, ATIEL), а её продукция экспортируется более чем в 50 стран мира. Масла Lubex имеют внушительный перечень одобрений от автопроизводителей – суммарно порядка 80 допусков OEM на разные виды продукции. Фактически турецкий бренд покрывает своими маслами большую часть потребностей современного транспорта, от легковых автомобилей до тяжёлой техники. Всё это свидетельствует о том, что по технологиям и качеству турецкие производители не уступают западным конкурентам.
Lubex регулярно принимает участие в отраслевых выставках в России и Турции
Практика подтверждает сухие факты. За последний год многие российские автосервисы и технические центры, в том числе специализирующиеся на европейских марках машин, успешно перешли на использование турецких масел. В их числе – сервисы, которые заливают клиентам масла Lubex взамен ушедших марок. Отмечается, что у Lubex есть продукты, полностью соответствующие строгим спецификациям премиальных авто. Например, в линейке присутствуют моторные масла, имеющие допуска BMW Longlife-98 и Longlife-04 – те самые стандарты, которых требуют двигатели BMW для сохранения заводской гарантии. Аналогично, имеются продукты для Volkswagen, Mercedes-Benz, Audi, Porsche и других брендов. Импортёры и сервисные центры, предлагающие турецкие смазочные материалы, несут ответственность за их подлинность и даже предоставляют собственную гарантию на эти масла. Такой подход красноречиво говорит о высоком доверии к качеству турецкого продукта. Проще говоря, даже для дорогих и требовательных автомобилей оказалось вполне возможным подобрать масло турецкого производства, которое ничуть не хуже привычных европейских аналогов.
Таким образом, появление на рынке турецких ПАО-масел даёт автовладельцам реальную альтернативу дорогим «ушедшим» брендам. Эти смазочные материалы обеспечивают все преимущества настоящей синтетики – стабильное масляное пленочное покрытие, защиту двигателя в широком диапазоне условий, минимальный износ и долгий срок службы масла. При этом их стоимость ощутимо ниже раскрученных импортных аналогов, что делает их привлекательными для широкого круга потребителей. Опираясь на мощную производственную базу и многолетний опыт таких компаний, как Belgin, турецкие бренды предлагают сбалансированный продукт без компромиссов по качеству. Если вы ищете моторное масло с преимуществами полиальфаолефиновой технологии, но не хотите переплачивать втридорога, стоит присмотреться к турецким вариантам. Высока вероятность, что именно они станут надежной и доступной заменой европейским маслам, обеспечивая вашему двигателю эффективную защиту на долгий срок.