Найти в Дзене

Конспект урока на тему: Практическое занятие №9: «Создание профессионального отчета с использованием стилей и автоматического оглавления»

Раздел 2. Использование программных систем и сервисов. Тема 23: Практическое занятие №9: «Создание профессионального отчета с использованием стилей и автоматического оглавления». Аудитория: студенты СПО (1–2 курс)
Продолжительность: 90 минут
Формат: комбинированный урок (теория + практика). Цели урока: Планируемые результаты: Материально-техническое обеспечение: III. Изложение нового материала (20 мин) + Показ преподавателя (10 мин) Теоретическая часть (объяснение с демонстрацией на проекторе): 1. Что такое стили и зачем они нужны? 2. Панель «Стили» и основные встроенные стили. 3. Создание и изменение стилей. 4. Автоматическое оглавление. Практический показ преподавателя: Преподаватель на примере короткого текста (2-3 заголовка) показывает: Тема: «Оформление технического отчета по заданному образцу» Цель: Закрепить навыки работы со стилями и создания автоматического оглавления. Задание:
Студенты получают электронный файл-заготовку (Отчет_заготовка.docx) с текстом технического отчета,
Оглавление

Раздел 2. Использование программных систем и сервисов.

Тема 23: Практическое занятие №9: «Создание профессионального отчета с использованием стилей и автоматического оглавления».

Аудитория: студенты СПО (1–2 курс)
Продолжительность: 90 минут
Формат: комбинированный урок (теория + практика).

Цели урока:

  • Образовательная: Сформировать у студентов умение применять стили для форматирования документа и создавать автоматическое оглавление в текстовом процессоре MS Word.
  • Развивающая: Развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, внимательность и аккуратность при оформлении документов.
  • Воспитательная: Воспитывать профессиональную культуру оформления документов, ответственность за результат труда.

Планируемые результаты:

  • Предметные:
  • Знать: понятия «стиль», «оглавление», преимущества их использования.
  • Уметь: применять и изменять встроенные стили, создавать собственные стили, генерировать и обновлять автоматическое оглавление.
  • Метапредметные: Развитие навыков работы с программным обеспечением, планирования этапов работы.
  • Личностные: Формирование понимания важности стандартизации и автоматизации в профессиональной деятельности.

Материально-техническое обеспечение:

  • Компьютеры с установленным пакетом MS Office (Word 2013/2016/2019/365).
  • Проектор или интерактивная доска для демонстрации.
  • Раздаточный материал: файл-заготовка для практической работы (текст отчета без оформления).
  • Памятки-алгоритмы выполнения задания.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин)

  • Приветствие.
  • Проверка присутствующих.
  • Сообщение темы и целей урока. Мотивация: «Умение быстро и качественно оформлять объемные документы — ключевой навык современного специалиста. Это экономит время и гарантирует профессиональный вид вашей работе».

II. Актуализация опорных знаний (5 мин)

  • Фронтальный опрос:
  • «Какие трудности возникают при ручном оформлении большого документа (курсовая, диплом, отчет)?» (ожидаемые ответы: долго, легко ошибиться, сложно вносить изменения, неединообразное оформление).
  • «Что такое оглавление и для чего оно нужно?»
  • Подводящий диалог к теме: «Чтобы решить эти проблемы, профессиональные редакторы и технические писатели используют инструменты стилей и автоматизации».

III. Изложение нового материала (20 мин) + Показ преподавателя (10 мин)

Теоретическая часть (объяснение с демонстрацией на проекторе):

1. Что такое стили и зачем они нужны?

  • Стиль — это набор параметров форматирования (шрифт, размер, выравнивание, интервалы и т.д.), сохраненный под уникальным именем.
  • Преимущества:
  • Единство оформления: Все заголовки одного уровня выглядят одинаково.
  • Быстрота изменений: Изменив параметры стиля, вы меняете оформление всех фрагментов текста, к которым он применен.
  • Основа для автоматизации: Без стилей невозможно создать автоматическое оглавление.

2. Панель «Стили» и основные встроенные стили.

  • Показ вкладки «Главная» -> группа «Стили».
  • Назначение основных стилей:
  • «Заголовок 1» — для названий глав/основных разделов.
  • «Заголовок 2» — для подразделов.
  • «Заголовок 3» — для пунктов.
  • «Обычный» — для основного текста.

3. Создание и изменение стилей.

  • Как изменить существующий стиль? (Щелкнуть правой кнопкой -> «Изменить»).
  • Как создать свой собственный стиль? (Отформатировать текст -> в панели «Стили» выбрать «Создать стиль»).

4. Автоматическое оглавление.

  • Оглавление создается на основе стилей заголовков.
  • Показ вкладки «Ссылки» -> «Оглавление» -> «Автособираемое оглавление».
  • Важно! После изменения структуры документа (добавили главу, поменяли название) оглавление нужно ОБНОВИТЬ (кнопка «Обновить таблицу»).

Практический показ преподавателя:

Преподаватель на примере короткого текста (2-3 заголовка) показывает:

  1. Применение стилей «Заголовок 1» и «Заголовок 2» к разным разделам.
  2. Изменение стиля «Заголовок 1» (меняет шрифт и цвет) и демонстрация, как это изменение применилось ко всем заголовкам.
  3. Вставку автоматического оглавления.
  4. Добавление нового раздела в документ и демонстрацию обновления оглавления (все изменения появляются мгновенно).

IV. Практическая работа студентов (40 мин)

Тема: «Оформление технического отчета по заданному образцу»

Цель: Закрепить навыки работы со стилями и создания автоматического оглавления.

Задание:
Студенты получают электронный файл-заготовку (Отчет_заготовка.docx) с текстом технического отчета, но без оформления. Текст содержит заголовки разного уровня, подзаголовки и основной текст.

Образец, который они должны получить в результате: Файл Образец_отчета.docx (приложение 1).

Алгоритм выполнения практического задания:

1. Откройте файл-заготовку.

2. Настройте стили:

  • На вкладке «Главная» найдите группу «Стили».
  • Щелкните правой кнопкой мыши по стилю «Заголовок 1» и выберите «Изменить».
  • Задайте параметры по образцу: Шрифт - Times New Roman, размер - 16, полужирный, выравнивание - по центру, цвет - синий.
  • Аналогично измените стиль «Заголовок 2»: Шрифт - Times New Roman, размер - 14, полужирный, выравнивание - по левому краю, цвет - темно-серый.
  • Измените стиль «Обычный» для основного текста: Шрифт - Times New Roman, размер - 12, межстрочный интервал - 1.5.

3. Примените стили к тексту:

  • Выделите основной заголовок отчета (например, «Анализ производительности системы»), примените к нему стиль «Название» (если есть) или «Заголовок 1».
  • Выделите названия основных разделов («Введение», «Основная часть», «Заключение»), примените к ним стиль «Заголовок 1».
  • Выделите подразделы внутри глав, примените к ним стиль «Заголовок 2».
  • Ко всему остальному тексту примените стиль «Обычный».

4. Вставьте автоматическое оглавление:

  • Поставьте курсор в начало документа (перед основным текстом).
  • Перейдите на вкладку «Ссылки» -> «Оглавление» -> выберите любое Автособираемое оглавление.
  • Убедитесь, что оглавление создалось корректно.

5. Внесите изменение и обновите оглавление:

  • В разделе «Основная часть» найдите подраздел «Методы исследования» и переименуйте его в «Методология исследования».
  • Щелкните правой кнопкой мыши по оглавлению и выберите «Обновить поле».
  • В диалоговом окне выберите «Обновить целиком» и нажмите «ОК».
  • Убедитесь, что изменение в тексте отразилось в оглавлении.

6. Сохраните готовый отчет под своим именем: Фамилия_Отчет.docx.

Роль преподавателя: Консультирование, индивидуальная помощь, контроль за правильностью выполнения.

V. Подведение итогов. Рефлексия (8 мин)

  • Коллективное обсуждение:
  • Какие преимущества использования стилей вы для себя обнаружили?
  • С какими трудностями столкнулись при выполнении работы?
  • Выводы: Преподаватель обобщает, что освоенные навыки являются стандартом де-факто в профессиональной среде и значительно повышают эффективность работы.
  • Краткий анонс следующей темы: «Работа с графическими объектами и колонтитулами в Word».

VI. Домашнее задание (5 мин)

Оформить с использованием стилей и автоматического оглавления любой текстовый документ по своей специальности (например, конспект, реферат или описание лабораторной работы) объемом не менее 3 страниц. Прислать файл в формате .docx.

Критерии оценки практической работы:

  • «Отлично»: Все стили применены верно, оглавление создано автоматически и корректно обновляется, документ соответствует образцу.
  • «Хорошо»: Стили применены с незначительными ошибками, оглавление создано, но при обновлении есть небольшие недочеты.
  • «Удовлетворительно»: Стили применены, но с ошибками (например, вручную изменено форматирование после применения стиля), оглавление создано, но не обновляется.
  • «Неудовлетворительно»: Стили не применены, оглавление создано вручную или отсутствует.

Защита практических заданий:

Вопросы:

Категория 1: Теоретические основы (понимание "зачем?")

  1. Объясните, в чем основные преимущества использования стилей по сравнению с ручным форматированием каждого элемента текста?
  2. Почему автоматическое оглавление невозможно создать без предварительного применения стилей к заголовкам?
  3. Опишите профессиональную ситуацию, в которой использование стилей и автоматического оглавления критически важно. (Например, написание дипломной работы, технического задания, крупного отдела).
  4. Что произойдет с документом, если вы решите изменить шрифт или размер всех заголовков второго уровня, если они были оформлены с помощью стиля? А если они были оформлены вручную?
  5. Для чего нужна функция «Обновить оглавление» и в каких случаях ее необходимо использовать?

Категория 2: Практическое применение (понимание "как?")

  1. Продемонстрируйте, как изменить стандартный стиль «Заголовок 1», чтобы он соответствовал требования вашего учебного заведения (шрифт, размер, интервалы).
  2. Ваш коллега прислал документ, где заголовки были оформлены просто жирным шрифтом и увеличенным размером. Ваши действия для быстрого преобразования этого документа в документ с корректными стилями?
  3. Как поступить, если вам нужен стиль, которого нет в стандартной галерее? (Создание пользовательского стиля).
  4. Вы добавили в отчет новый раздел, но он не появился в оглавлении. В чем likely причина и как это исправить?
  5. Продемонстрируйте, как обновить оглавление, если вы изменили название существующего раздела.

Категория 3: Проблемно-ориентированные вопросы (понимание на глубинном уровне)

  1. Представьте, что вы сделали оглавление, но номера страниц в нем выглядят неаккуратно (слишком далеко от текста заголовка). Как можно настроить внешний вид оглавления?
  2. В какой вкладке ленты MS Word находятся инструменты для работы с оглавлением и почему они расположены именно там? (Вкладка «Ссылки» — потому что оглавление это ссылка на часть документа).
  3. Чем отличается «Автособираемое оглавление» от «Ручного оглавления»? Какой вариант предпочтительнее и почему?
  4. Что такое «Иерархия заголовков» и как она влияет на структуру документа и его восприятие?
  5. Опишите пошаговый алгоритм ваших действий при получении задачи оформить большой отчет, полученный от коллег без какого-либо форматирования.

Критерии оценки ответа на защите:

  • «Отлично»: Студент дает полный, развернутый ответ, подкрепляя его практическим показом на компьютере. Объясняет не только как, но и почему. Может решить предложенную проблемную ситуацию.
  • «Хорошо»: Студент уверенно отвечает на вопрос, может продемонстрировать действие, но допускает небольшие неточности в теоретическом объяснении или не может сразу найти решение нестандартной задачи.
  • «Удовлетворительно»: Студент в общих чертах понимает суть вопроса, но затрудняется с формулировками. Практическое действие выполняет медленно, возможно, с подсказками. Путается в последовательности шагов.
  • «Неудовлетворительно»: Студент не может ответить на теоретические вопросы, не понимает логики инструментов. Практические действия выполнить не способен без пошаговой инструкции преподавателя.