Осенью 2025 года почти одновременно прошли две ключевые арт-ярмарки: Art Basel Paris (24–26 октября) и Cosmoscow (12–14 сентября). Первая — это мировой стандарт институционального рынка, где сделки измеряются миллионами долларов. Вторая — главный ориентир российского контекста, где арт-экономика только набирает обороты. Но обе ярмарки, каждая по-своему, показывают, куда движется современное искусство. В Гран-Пале в этом году — 206 галерей из 41 страны, 73 000 посетителей и более 240 музеев и фондов. Даже на фоне падения глобального рынка на 12 % (по данным Art Basel & UBS Art Market Report 2025) Париж демонстрирует стабильность. Главный фокус — на «надёжных активах»: художниках, чьи имена проверены десятилетиями. Показательная сделка — продажа картины Герхарда Рихтера 1987 года за $23 млн на стенде Hauser & Wirth. Такие работы не столько украшают интерьеры, сколько защищают капитал. Art Basel Paris — это рынок, где всё выстроено: репутации, фонды, институции, коллекции. Именно поэтому