Осенью 2010-го Юрий Лужков - человек, чьё имя неразрывно связано с целой эпохой в истории Москвы, - был снят с поста мэра указом президента Дмитрия Медведева с формулировкой «в связи с утратой доверия».
Юрий Михайлович, возглавлявший город с 1992 года, а до того работавший премьером правительства столицы, был не просто чиновником - он превратился в символ эпохи бурных перемен, урбанистического прорыва, громких строек и бесконечных споров.
Москва при Лужкове строилась с невиданным размахом: восставший из руин храм Христа Спасителя, отреставрированные набережные, сотни новых зданий, модернизированные магистрали – всё это создавало ощущение грандиозного строительства нового мира.
Однако за фасадом успеха ходили упорные разговоры о коррупции, о слишком удачном бизнесе супруги градоначальника, возглавлявшей компанию «Интеко». Имя Елены Батуриной тогда стало символом той самой «семейственности» власти.
Но как бы ни относились к паре Лужков - Батурина, очевидно одно: это был союз двух сильнейших людей, спаянных не только браком, но и амбициями, верой друг в друга и в собственную неуязвимость.
Познакомились они, когда Елене было всего двадцать пять. Скромная, но целеустремлённая девушка, не обладавшая модельной внешностью (мягко говоря), покорила уже зрелого, опытного 50-летнего Лужкова интеллектом, энергией и редким для женщин прагматизмом. Батурина в то время работала секретаршей в одной из городских комиссий, которую как раз предложили возглавить Юрию Михайловичу.
Они оба были людьми дела, не привыкшими ждать милостей от судьбы. В 1991 году они поженились, а вскоре в их семье появились две дочери.
После ухода с поста мэра Лужков какое-то время жил за границей, наслаждаясь спокойствием вдали от московской суеты. Но душа требовала движения, и он вернулся в Россию. Ферма, лошади, производство сыров и гречки стали его новым увлечением в Калининградской области.
В январе 2016 года пара отпраздновала серебряную свадьбу венчанием, а в сентябре того же года, в честь 80-летия Лужкова, ему вручили орден «За заслуги перед Отечеством». Сам экс-мэр назвал эту награду символическим возвращением после нескольких лет «вынужденного затишья».
10 декабря 2019-го Юрий Лужков скончался во время плановой операции на сердце. Лучшие хирурги клиники «Гроссхадерн» в Мюнхене не смогли ничего сделать: 84-летний мужчина просто не перенёс наркоза.
Спустя три дня некогда всесильного столичного градоправителя похоронили на Новодевичьем кладбище.
На могиле вскоре появился впечатляющий памятник - четырёхметровая бронзовая стела с фигурой Георгия Победоносца верхом на коне.
Батурина, принимала непосредственное участие в создании надгробия. Именно она настояла на изображении святого - ведь имя Юрия по‑гречески означает Георгий, к тому же Лужков ещё в 1993-м вернул фигуру святого на герб Москвы. Кроме того, вдова хотела, чтобы памятник отражал главные достижения её мужа на посту мэра.
По данным СМИ, на родине у Батуриной остались роскошные владения - дворцовый комплекс в Горках-2 с собственным прудом, часовней и ухоженным парком, квартира в историческом доме на Тверской-Ямской, дача в посёлке «Лес».
Но живёт вдова теперь большую часть времени в Лондоне - в престижнейшем районе Мейфэр, где цены на недвижимость сопоставимы с бюджетом небольшого города.
Её трёхэтажный таунхаус с террасой и внутренним садом оценивают более чем в 26 миллионов фунтов стерлингов. Она также владеет шале в Кицбюэле, в австрийских Альпах - уютным домом, где женщина проводит зимы.
После смерти мужа Батурина изменилась - внешне и внутренне. Её давно не видели в привычных мужских костюмах и строгих пиджаках. Теперь это стильная женщина, уверенная в себе и, как говорят знакомые, «наконец разрешившая себе быть собой». Пластические хирурги, к которым она обратилась сделали чудо.
Сейчас Елена Батурина, похоже, живёт в том редком состоянии, когда всё уже позади - и битвы, и взлёты, и поражения. Она обеспечила своих дочерей, наладила бизнес, открыла в Швейцарии фонд «BE OPEN Foundation», который работает по всему миру.
По слухам, у вдовы Лужкова появился новый спутник - моложе её, внимательный, галантный, человек не из мира политики.
С ним 62-летняя женщина будто расцвела, научившись жить без вечного напряжения, которое сопровождало её рядом с мужем-политиком. Она уже не «железная леди российского бизнеса», а скорее «леди с прошлым».