Найти в Дзене

Конспект урока на тему: Технологии создания структурированных текстовых документов

Раздел 2. Использование программных систем и сервисов. Тема 22: «Технологии создания структурированных текстовых документов». Аудитория: студенты СПО (1–2 курс)
Продолжительность: 180 минут
Формат: комбинированный (лекция + практика + дискуссия). Цель урока: Сформировать у студентов умение создавать профессионально оформленные структурированные текстовые документы с использованием инструментов автоматизации Microsoft Word. Задачи урока: 8. Материально-техническое обеспечение: Междисциплинарные связи: Преподаватель: «Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы изучим одну из самых важных и полезных технологий в работе с текстовыми редакторами – научимся создавать не просто документы, а структурированные документы. Это сэкономит вам огромное количество времени в будущем и поднимет качество ваших работ на профессиональный уровень». Преподаватель задает наводящие вопросы: Вывод: «Как видим, такой «ручной» подход отнимает много времени и чреват ошибками. Сегодня мы научимся делать это прави
Оглавление

Раздел 2. Использование программных систем и сервисов.

Тема 22: «Технологии создания структурированных текстовых документов».

Аудитория: студенты СПО (1–2 курс)
Продолжительность: 180 минут
Формат: комбинированный (лекция + практика + дискуссия).

Цель урока: Сформировать у студентов умение создавать профессионально оформленные структурированные текстовые документы с использованием инструментов автоматизации Microsoft Word.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • Дать понятие «структурированный текстовый документ» и объяснить его важность.
  • Изучить технологию использования стилей оформления (Заголовков).
  • Сформировать умение создания автоматического оглавления.
  • Научить работать с колонтитулами и нумерацией страниц.
  • Познакомить с принципами оформления рисунков, таблиц и перекрестных ссылок.
  • Развивающие:
  • Развивать логическое и алгоритмическое мышление.
  • Развивать навыки самостоятельной работы и работы по алгоритму.
  • Развивать внимательность и аккуратность.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать профессиональную культуру оформления документации.
  • Формировать понимание важности стандартизации и автоматизации в профессиональной деятельности.

8. Материально-техническое обеспечение:

  • Компьютерный класс с ПО Microsoft Word (или аналогом, но урок ориентирован на Word).
  • Проектор или интерактивная доска для демонстрации.
  • Раздаточный материал: инструкционная карта (задание для практической работы).
  • Образец готового структурированного документа (реферат, технический отчет).

Междисциплинарные связи:

  • Любая дисциплина, требующая оформления отчетов, рефератов, пояснительных записок (все специальности).

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.)

Преподаватель: «Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы изучим одну из самых важных и полезных технологий в работе с текстовыми редакторами – научимся создавать не просто документы, а структурированные документы. Это сэкономит вам огромное количество времени в будущем и поднимет качество ваших работ на профессиональный уровень».

II. Актуализация знаний (5 мин.)

Преподаватель задает наводящие вопросы:

  1. «Поднимите руку, кто при оформлении заголовка в документе просто выделяет его жирным и делает шрифт крупнее?»
  2. «Кто при изменении документа сталкивался с проблемой, что нумерация страниц «съезжает» и ее приходится править вручную?»
  3. «Кто создавал оглавление в документе, вручную прописывая номера страниц?»

Вывод: «Как видим, такой «ручной» подход отнимает много времени и чреват ошибками. Сегодня мы научимся делать это правильно, автоматически».

III. Изложение нового материала (25 мин.)

1. Понятие структурированного документа

  • Структурированный документ – это документ, в котором элементы (заголовки, подзаголовки, основной текст, списки) не просто визуально отформатированы, а логически размечены с помощью специальных инструментов.
  • Аналогия: Строительство дома. Можно просто нагромоздить кирпичи (визуальное форматирование), а можно сначала создать каркас (структуру), а потом его заполнять. Каркасный дом прочнее и его легче перестраивать.

2. Основной инструмент – Стили (Главная → Стили)

  • Что такое стиль? Это заранее заданный набор параметров форматирования (шрифт, размер, выравнивание, интервалы и т.д.), который можно применить к тексту.
  • Демонстрация: Показываю на проекторе панель стилей в Word.
  • Ключевые стили: «Заголовок 1» (для главных разделов), «Заголовок 2» (для подразделов), «Заголовок 3», «Обычный» (для основного текста).
  • Практический смысл: Выделяете текст и применяете стиль, а не меняете шрифт вручную. Это:
  • Единообразие: Все заголовки одного уровня выглядят одинаково.
  • Скорость: Изменение стиля автоматически меняет всё оформление.
  • Основа для автоматизации: Без стилей не работают следующие функции.

3. Автоматическое оглавление (Ссылки → Оглавление)

  • Как работает? Word ищет в документе все абзацы, оформленные стилями «Заголовок 1...», запоминает их текст и номер страницы, на которой они находятся.
  • Демонстрация: Показываю, как после применения стилей вставить автоматическое оглавление.
  • Важное свойство: При изменении документа оглавление можно обновить одной кнопкой («Обновить таблицу»).

4. Колонтитулы и сквозная нумерация страниц (Вставка → Колонтитул / Номер страницы)

  • Колонтитулы – области в верхнем и нижнем поле страницы, где может размещаться повторяющаяся информация (номер страницы, название документа, ФИО автора).
  • Нумерация: Показываю, как вставить номер страницы. Акцентирую внимание на возможности начать нумерацию не с первой страницы (если есть титульный лист).

5. Дополнительные элементы структуры (кратко)

  • Надписи к рисункам и таблицам (Ссылки → Вставить название): Позволяют создать автоматический список рисунков/таблиц.
  • Перекрестные ссылки (Ссылки → Перекрестная ссылка): «Как показано на Рисунке 5» - ссылка автоматически обновится, если номер рисунка изменится.

IV. Практическая работа (45 мин.)

Тема: «Создание структурированного реферата на тему "История развития вычислительной техники"».

Цель: Закрепить на практике использование стилей, создание оглавления и работу с колонтитулами.

Задание (на раздаточных листах или на экране):

1. Откройте новый документ MS Word.

2. Наберите или скопируйте из предложенного файла текст, содержащий:

  • Название реферата
  • Введение
  • Как минимум 2 главы (например, "Домеханический период" и "Эпоха электронно-вычислительных машин")
  • В каждой главе по 2 подраздела.
  • Заключение
  • Список литературы

3. Примените стили:

  • Название реферата оформите стилем «Название».
  • «Введение», названия глав, «Заключение», «Список литературы» оформите стилем «Заголовок 1».
  • Названия подразделов оформите стилем «Заголовок 2».
  • Основной текст оформите стилем «Обычный».

4. Установите параметры страницы: Поля – 2 см со всех сторон, шрифт – Times New Roman, размер – 14 pt, межстрочный интервал – 1.5.

5. Вставьте колонтитулы:

  • В верхнем колонтитуле укажите свою ФИО и группу.
  • В нижнем колонтитуле установите сквозную нумерацию страниц.

6. На новой странице после титульного листа создайте автоматическое оглавление.

7. *Задание повышенной сложности: Добавьте в текст один рисунок, создайте для него подпись с помощью «Вставить название» и организуйте на него перекрестную ссылку в тексте.

Роль преподавателя: Консультирование, индивидуальная помощь, контроль за правильностью выполнения.

V. Подведение итогов. Рефлексия. (10 мин.)

  • Проверка выполнения работы (можно попросить нескольких студентов показать свой результат на проекторе).
  • Вопросы для рефлексии:
  • «В чем главное преимущество использования стилей?»
  • «Что произойдет с оглавлением, если мы добавим еще одну главу?»
  • «Где в вашей будущей профессии может пригодиться это умение?» (Ответы: написание отчетов, документации, курсовых и дипломных проектов, технических заданий).
  • Вывод: Использование технологий структурирования – это признак профессионального подхода к работе с документами. Это экономит время, уменьшает количество ошибок и делает документ легко редактируемым.

VI. Домашнее задание (3 мин.)

Оформить в виде структурированного документа текст для своей текущей учебной дисциплины (конспект, материал для реферата). Прислать файл в формате .docx, в котором обязательно должны быть:

  1. Не менее двух уровней заголовков (стили Заголовок 1 и Заголовок 2).
  2. Автоматическое оглавление.
  3. Нумерация страниц.
  4. Колонтитул с вашей фамилией.