Раздел 2. Использование программных систем и сервисов.
Тема 22: «Технологии создания структурированных текстовых документов».
Аудитория: студенты СПО (1–2 курс)
Продолжительность: 180 минут
Формат: комбинированный (лекция + практика + дискуссия).
Цель урока: Сформировать у студентов умение создавать профессионально оформленные структурированные текстовые документы с использованием инструментов автоматизации Microsoft Word.
Задачи урока:
- Образовательные:
- Дать понятие «структурированный текстовый документ» и объяснить его важность.
- Изучить технологию использования стилей оформления (Заголовков).
- Сформировать умение создания автоматического оглавления.
- Научить работать с колонтитулами и нумерацией страниц.
- Познакомить с принципами оформления рисунков, таблиц и перекрестных ссылок.
- Развивающие:
- Развивать логическое и алгоритмическое мышление.
- Развивать навыки самостоятельной работы и работы по алгоритму.
- Развивать внимательность и аккуратность.
- Воспитательные:
- Воспитывать профессиональную культуру оформления документации.
- Формировать понимание важности стандартизации и автоматизации в профессиональной деятельности.
8. Материально-техническое обеспечение:
- Компьютерный класс с ПО Microsoft Word (или аналогом, но урок ориентирован на Word).
- Проектор или интерактивная доска для демонстрации.
- Раздаточный материал: инструкционная карта (задание для практической работы).
- Образец готового структурированного документа (реферат, технический отчет).
Междисциплинарные связи:
- Любая дисциплина, требующая оформления отчетов, рефератов, пояснительных записок (все специальности).
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин.)
Преподаватель: «Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы изучим одну из самых важных и полезных технологий в работе с текстовыми редакторами – научимся создавать не просто документы, а структурированные документы. Это сэкономит вам огромное количество времени в будущем и поднимет качество ваших работ на профессиональный уровень».
II. Актуализация знаний (5 мин.)
Преподаватель задает наводящие вопросы:
- «Поднимите руку, кто при оформлении заголовка в документе просто выделяет его жирным и делает шрифт крупнее?»
- «Кто при изменении документа сталкивался с проблемой, что нумерация страниц «съезжает» и ее приходится править вручную?»
- «Кто создавал оглавление в документе, вручную прописывая номера страниц?»
Вывод: «Как видим, такой «ручной» подход отнимает много времени и чреват ошибками. Сегодня мы научимся делать это правильно, автоматически».
III. Изложение нового материала (25 мин.)
1. Понятие структурированного документа
- Структурированный документ – это документ, в котором элементы (заголовки, подзаголовки, основной текст, списки) не просто визуально отформатированы, а логически размечены с помощью специальных инструментов.
- Аналогия: Строительство дома. Можно просто нагромоздить кирпичи (визуальное форматирование), а можно сначала создать каркас (структуру), а потом его заполнять. Каркасный дом прочнее и его легче перестраивать.
2. Основной инструмент – Стили (Главная → Стили)
- Что такое стиль? Это заранее заданный набор параметров форматирования (шрифт, размер, выравнивание, интервалы и т.д.), который можно применить к тексту.
- Демонстрация: Показываю на проекторе панель стилей в Word.
- Ключевые стили: «Заголовок 1» (для главных разделов), «Заголовок 2» (для подразделов), «Заголовок 3», «Обычный» (для основного текста).
- Практический смысл: Выделяете текст и применяете стиль, а не меняете шрифт вручную. Это:
- Единообразие: Все заголовки одного уровня выглядят одинаково.
- Скорость: Изменение стиля автоматически меняет всё оформление.
- Основа для автоматизации: Без стилей не работают следующие функции.
3. Автоматическое оглавление (Ссылки → Оглавление)
- Как работает? Word ищет в документе все абзацы, оформленные стилями «Заголовок 1...», запоминает их текст и номер страницы, на которой они находятся.
- Демонстрация: Показываю, как после применения стилей вставить автоматическое оглавление.
- Важное свойство: При изменении документа оглавление можно обновить одной кнопкой («Обновить таблицу»).
4. Колонтитулы и сквозная нумерация страниц (Вставка → Колонтитул / Номер страницы)
- Колонтитулы – области в верхнем и нижнем поле страницы, где может размещаться повторяющаяся информация (номер страницы, название документа, ФИО автора).
- Нумерация: Показываю, как вставить номер страницы. Акцентирую внимание на возможности начать нумерацию не с первой страницы (если есть титульный лист).
5. Дополнительные элементы структуры (кратко)
- Надписи к рисункам и таблицам (Ссылки → Вставить название): Позволяют создать автоматический список рисунков/таблиц.
- Перекрестные ссылки (Ссылки → Перекрестная ссылка): «Как показано на Рисунке 5» - ссылка автоматически обновится, если номер рисунка изменится.
IV. Практическая работа (45 мин.)
Тема: «Создание структурированного реферата на тему "История развития вычислительной техники"».
Цель: Закрепить на практике использование стилей, создание оглавления и работу с колонтитулами.
Задание (на раздаточных листах или на экране):
1. Откройте новый документ MS Word.
2. Наберите или скопируйте из предложенного файла текст, содержащий:
- Название реферата
- Введение
- Как минимум 2 главы (например, "Домеханический период" и "Эпоха электронно-вычислительных машин")
- В каждой главе по 2 подраздела.
- Заключение
- Список литературы
3. Примените стили:
- Название реферата оформите стилем «Название».
- «Введение», названия глав, «Заключение», «Список литературы» оформите стилем «Заголовок 1».
- Названия подразделов оформите стилем «Заголовок 2».
- Основной текст оформите стилем «Обычный».
4. Установите параметры страницы: Поля – 2 см со всех сторон, шрифт – Times New Roman, размер – 14 pt, межстрочный интервал – 1.5.
5. Вставьте колонтитулы:
- В верхнем колонтитуле укажите свою ФИО и группу.
- В нижнем колонтитуле установите сквозную нумерацию страниц.
6. На новой странице после титульного листа создайте автоматическое оглавление.
7. *Задание повышенной сложности: Добавьте в текст один рисунок, создайте для него подпись с помощью «Вставить название» и организуйте на него перекрестную ссылку в тексте.
Роль преподавателя: Консультирование, индивидуальная помощь, контроль за правильностью выполнения.
V. Подведение итогов. Рефлексия. (10 мин.)
- Проверка выполнения работы (можно попросить нескольких студентов показать свой результат на проекторе).
- Вопросы для рефлексии:
- «В чем главное преимущество использования стилей?»
- «Что произойдет с оглавлением, если мы добавим еще одну главу?»
- «Где в вашей будущей профессии может пригодиться это умение?» (Ответы: написание отчетов, документации, курсовых и дипломных проектов, технических заданий).
- Вывод: Использование технологий структурирования – это признак профессионального подхода к работе с документами. Это экономит время, уменьшает количество ошибок и делает документ легко редактируемым.
VI. Домашнее задание (3 мин.)
Оформить в виде структурированного документа текст для своей текущей учебной дисциплины (конспект, материал для реферата). Прислать файл в формате .docx, в котором обязательно должны быть:
- Не менее двух уровней заголовков (стили Заголовок 1 и Заголовок 2).
- Автоматическое оглавление.
- Нумерация страниц.
- Колонтитул с вашей фамилией.