Найти в Дзене

Письма писателей, которые перевернут представление о них

Оглавление

Письма писателей – это уникальная возможность заглянуть в их внутренний мир, узнать об их сомнениях, страстях и взглядах, которые зачастую скрыты за страницами их произведений.

Порой личные послания способны кардинально изменить наше представление об авторе, а иногда и вовсе шокировать.

Трогательная нежность

К таким можно отнести письма Франца Кафки к Милене Есенской. В них известный своей тревожностью и отчужденностью автор предстает нежной и романтичной натурой, способной на откровенные и страстные послания.

-2

В письмах Кафка признается в своих чувствах к Милене, не боясь быть уязвимым, и при этом таким языком, что трудно представить его создателем произведений с мрачной атмосферой. «Ты — моя, даже если я тебя никогда не увижу. <…> Милена, <…> ты для меня не женщина, ты девочка, ничего столь девического я никогда прежде не видел, я не дерзну даже подать тебе руку, девочка, грязную, дрожащую, когтистую, порывистую, неуверенную, огненно-ледяную руку», - пишет он.

Милена Есенская
Милена Есенская

Удивить неискушенного читателя способна переписка писательницы Вирджинии Вулф и поэтессы Виты Сэквилл-Уэст. «Да, да, да, ты мне нравишься. Я боюсь написать более сильное слово», - писала Вирджиния в одном из первых посланий после их знакомства.

Однако в переписке прослеживается не только страстная любовь, которая была предметом осуждения со стороны, но и глубокое интеллектуальное родство. Их письма друг другу – это живой диалог двух выдающихся личностей, где флирт переплетается с серьезными размышлениями о литературе, жизни и искусстве. Они позволяют нам увидеть в Вирджинии Вулф не только гениальную писательницу, но и женщину, которая нуждалась в тепле и понимании и которая боролась за свою свободу и самовыражение в эпоху, когда это было непросто.

Не менее интересны для изучения и познания автора письма Эрнеста Хемингуэя. За маской брутального мачо скрывался человек, полный сомнений и страхов. В его письмах к друзьям между строк проскальзывает неуверенность в себе, боязнь потерять свою славу. А какие романтичные письма Хемингуэй писал Марлен Дитрих! Он выражает свою привязанность к ней в трогательных выражениях и демонстрирует неожиданную нежную сторону себя, резко контрастирующую с привычным нам образом. Так, в 1952 году Хемингуэй написал Марлен: «Пожалуйста, знай, что я всегда люблю тебя. Иногда я забываю о тебе, как забываю и о том, что мое сердце бьется. Но оно бьется всегда».

От отчаяния до саморазрушения

По-другому заставляют посмотреть на великого писателя и письма Николая Гоголя, особенно написанные в последние годы его жизни. Тогда его переписка с друзьями и родственниками была больше похожа на исповедь и завещания потомкам. В одном из посланий он писал: «Не воображайте, что жизнь моя есть жизнь художника. Она — жизнь исполненного страха человека…». В письмах Гоголя чувствуются усталость, надрыв, паника. Писатель часто упоминал о необходимости очищения души и отказа от земных радостей. Библиографы списывают это на тяжелую психическую болезнь, которая сопровождалась нервными срывами и депрессией.

-4

По-другому предстает в своих письмах и Френсис Скотт Фицджеральд. Его послания полны отчаяния и саморазрушения из-за алкоголизма и финансовых трудностей. Жизнь автора блестящего романа «Великий Гэтсби» в некотором смысле трагична. Он, казалось бы, имел все – славу, деньги, уважение, признание. Но не смог справиться с демонами, сидящими внутри. Судьба Фицджеральда – пример того, как зависимость может разрушить не только планы, но и саму жизнь.

Фицджеральд
Фицджеральд

Последние письма известной американской поэтессы и писательницы Сильвии Плат полны отчаяния и разочарования. Мало кто знал, что основательница жанра «исповедальной поэзии» всю жизнь боролась с депрессивным расстройством. Даже громкая слава и рождение детей не спасли ее от суицида. Послания Плат развенчивают миф о счастливой жизни поэтессы, показывая сложность отношений с мужем – писателем Тэдом Хьюзом. Кстати, после ее смерти в психиатрии появился термин «синдром Сильвии Плат», означающий психическое заболевание, характеризующееся депрессивными настроениями, шизофренией и склонностью к самоубийству. Его ввел психолог Джеймс С. Кауфман, который выяснил, что фатальное число подобных пациентов - среди поэтесс и писательниц.

Непристойности и грубости

Откровенные письма Джеймса Джойса к своей жене Норе способны не просто удивить, но и шокировать читателя. В них писатель, не стесняясь в выражениях, описывает свои сексуальные желания и во всех подробностях рассказывает о половых актах, которые у него были или могли бы быть с женой. «Иногда я представляю тебя в изощренных позах. Мое воображение являет мне такие грязные штуки, что я не напишу тебе о них до тех пор, пока не увижу, что ты напишешь мне сама», — писал Джеймс Джойс. И это, пожалуй, самый цензурный фрагмент одного из писем автора.

Джойс
Джойс

Вопреки заблуждению, выдающийся русский писатель Антон Чехов был вовсе не таким целомудренным и нравственным, как кажется. Он по достоинству ценил женскую красоту и предавался любовным утехам, возможно, похлеще известного дамского угодника Александра Пушкина. А рассказывал о своих «похождениях» Чехов, наверно, даже еще ярче. Так, после путешествия по Дальнему Востоку в 1890 году писатель написал Суворину письмо, в котором рассказал о проведенной ночи с японкой, отметив, что японка «не ломается и не жеманится», как русские женщины.

В своих письмах друзьям великий русский поэт XIX века Михаил Лермонтов не стеснялся в выражениях. В переписках он часто использовал грубые слова и нецензурные выражения. Так, в 1836 году в Тарханах Лермонтов пишет Раевскому послание, которое вряд ли когда-то войдет в школьные учебники, где отмечает, что интимных отношений с деревенскими девушками он не хочет, потому что они «воняют». В этой фразе слышится молодой и дерзкий Лермонтов. Благодаря переписке великий писатель предстает перед читателями обычным человеком со своими страстями, привычками и болью.

Письма писателей – не просто исторические документы. Это живые свидетельства человеческой истории, полные страсти, боли, любви, ненависти, надежды и отчаяния. Они позволяют нам заглянуть в душу гения, увидеть его уязвимость и понять, что даже самые великие творцы – это, прежде всего, люди со своими слабостями, привычками и сильными сторонами. Возможно, именно в этой человечности, в этой уязвимости и заключается их главная ценность.